Омск. Сентябрь 2018 года

 

Потребительский рынок

Одной из главных задач деятельности Администрации города Омска является устойчивое социально-экономическое развитие города и повышение уровня и качества жизни его жителей. В этой связи важное значение имеет развитие и регулирование потребительского рынка. Потребительский рынок — важнейшая область рыночной экономики, которая выступает индикатором уровня социального развития общества, поскольку здесь переплетаются экономические и социальные составляющие народного хозяйства.

Потребительский рынок является инструментом формирования потребительских ценностей и удовлетворения потребностей населения; обеспечивает нормальное денежное обращение; создает новые рабочие места для населения; формирует сферу деятельности большого числа организаций и предприятий; прямо и косвенно воздействует на развитие других рынков.

В Омске сконцентрировано значительное количество предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, которые реализуют товары и оказывают услуги не только жителям и гостям города, но и покупателям близлежащих муниципальных образований Омской области.

В сфере потребительского рынка занято около 20% работающего населения города Омска.

Работа продавца-консультанта в омском магазине косметики

Работа продавца-консультанта

Оборот розничной торговли в Омске в 2017 году составил 254,7 млрд. руб., что на 7% превышает уровень аналогичного периода 2016 года.

Динамика показателей потребительского рынка в Омске в 2013–2017 годах, млрд. руб.

 

Торговый центр «Омский»

«Омский» — старейший из городских торговых центров

По состоянию на 1 января 2018 года в городе Омске осуществляли деятельность более 11 тыс. объектов потребительского рынка.

В Омске функционируют такие крупные торговые сети, как «О’Кей», «Ашан», «Леруа Мерлен», «Икеа», «Лента», «М-видео», «Техносила», «METRO», «Пятёрочка», «Бауцентр», «Евросеть», «OBI», «Магнит», «Эльдорадо», «Техносклад», «Спортмастер» и др. Торговые сети внутрирегионального уровня: «Победа», «Еда!», «ПетроЛь», «Низкоцен», «НоваТор» и др.

Продолжается развитие комплексных торговых центров. Это «АТ-маркет», «Герцен-Рlaza», «Триумф», «Маяк», «Континент», «Флагман», «Каскад», «Европа».

Развитая сеть торговых объектов предприятий торговли различных форматов позволила сформировать достаточный уровень конкуренции в сфере торговли города .

Обеспеченность жителей города Омска торговыми площадями с каждым годом возрастает ввиду нового строительства.

На конец 2017 года обеспеченность торговыми площадями составила 1 208,5 кв.м на 1 000 человек, при нормативе 712,84 кв.м. Обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов по продаже продовольственных товаров составляет 408,6 кв.м. на 1 тыс. человек (норматив 243,65 кв.м.), непродовольственных товаров — 799,9 кв.м. на 1 тыс. человек (норматив 469,19 кв.м.).

Общественное питание

Бистро «Курочка рядом» в Омске

Бистро «Курочка рядом»

Широко развивающейся сферой в городе выступает отрасль общественного питания. Для нее характерно стремительное расширение сети за счет открытия новых предприятий всех типов собственности, внедрение современных стандартов и технологий, связанных с сетевыми формами организаций. Для новых предприятий характерны повышенные условия комфортности и обслуживания посетителей, обширный ассортимент предлагаемых продуктов, изделий и услуг.

Бурно развивается формат ресторанов быстрого питания такие, как: «Курочка рядом», KFC, Subway, «Бургер Кинг», «Макдоналдс» и др. Открываются новые предприятия общественного питания — пиццерия « Pizza Сut», «КофеТун СушиТун», столовые и др.

В городе Омске осуществляют деятельность более 600 предприятий общественного питания.

Обеспеченность населения посадочными местами в предприятиях общественного питания на тысячу жителей составляет 34,5 мест.

Оборот общественного питания в 2017 году составил 12,8 млрд. руб. 

Сфера услуг

Косметическая процедура в салоне красоты «Алина», Омск

Косметическая процедура в салоне красоты «Алина»

Немаловажное значение имеет и бытовое обслуживание граждан.

Роль сферы услуг определяется тем, что она вносит решающий вклад в улучшение качества жизни населения. Возрастающее значение сферы услуг обуславливается изменением женской занятости, увеличением продолжительности жизни, увеличением темпов жизни. Сфера обслуживания (парикмахерские и косметические услуги, услуги ателье, услуги ремонта обуви, техническое обслуживание бытовой и организационной техники и т.д.) сопровождает жителей города в повседневных делах.

На территории города Омска осуществляют деятельность более 3500 объектов сферы услуг. Однако, не все направления сферы услуг развиваются равномерно. Наибольшим темпом развития характеризуются парикмахерские, наименьшим химчистки, прачечные.

Парикмахерский бизнес в Омске с каждым днем пользуется все большим спросом, и с каждым годом количество парикмахерских и салонов красоты растет. Всего в Омске зарегистрировано более 800 объектов, оказывающих парикмахерские услуги.

Оказание услуг ремонта и пошива одежды/обуви является одним из приоритетных направлений развития малого предпринимательства в городе Омске.

На территории города Омска осуществляют деятельность более 500 предприятий, оказывающих услуги по ремонту и изготовлению швейных меховых и кожаных изделий, головных уборов изделий текстильной галантереи, около 200 объектов по ремонту, окраске и пошиву обуви.

Достаточно широко в Омске представлены услуги бань и саун. Всего в городе осуществляют деятельность более 150 предприятий данной сферы, из которых 17 являются муниципальными, предоставляющими услуги помывки по доступным ценам, а также льготы определенным категориям граждан.

Гостиничный бизнес — стремительно развивающаяся отрасль сферы услуг. На территории города Омска осуществляют деятельность около 150 гостиниц. Большинство из них размещается в Центральном административном округе.

Рынок прачечных услуг и услуг химической чистки является составной частью сферы бытового обслуживания населения города Омска. В настоящее время прачечные и химчистки переживают кризис и спад объемов производства, обусловленный высокой степенью «самообслуживания» населения.

Объем платных услуг в 2017 году составил 84,4 млрд. руб.