Пресс-конференции

Пресс-конференция Сергея Синдеева 9.07.2012

Видеоверсия пресс-конференции

Стенограмма пресс-конференции директора департамента городской экономической политики администрации города Омска С.В. Синдеева

И.К. Майнгардт

Для начала предоставим слово Сергею Викторовичу, затем вы сможете задать свои вопросы. Я напоминаю, что необходимо включать микрофон, представляться и называть своё издание. Спасибо.

С.В. Синдеев

Спасибо большое.

Добрый день, уважаемые коллеги. Тема заявлена, у неё два аспекта: содержание или состояние потребительского рынка и некоторые новшества в плане оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Для начала: в настоящее время у всех на устах такие вопросы, как цены, алкоголь. Мы поговорим об этом. А потом, как я уже сказал, — некоторые моменты вступающего с 1 сентября в действие постановления Правительства № 354 о порядке оплаты коммунальных услуг я попытаюсь представить для вашего внимания.

Итак, продовольственный рынок и цены на продукты питания; традиционный срез по ценам. Напомню, что одним из направлений деятельности департамента городской экономической политики является осуществление или претворение в жизнь политики сдерживания цен через доступные инструменты. Наиболее эффективным, как показывает практика, несмотря на заявления в прошлом по этому поводу, мы считаем наличие определённых соглашений с субъектами, осуществляющими эту деятельность. По закону прямых соглашений мы, я имею в виду органы муниципальной власти, заключать не имеем права, поэтому нашли такую интересную форму, как меморандум, то есть совместное заявление сторон, и работаем в этом направлении. Меморандум действует до сих пор. Заявленные торговые надбавки прозрачны. Торговые предприятия предоставляют нам информацию, мы проверяем и подтверждаем то, что заявленные позиции крупных торговых предприятий на сегодняшний день соблюдаются.

Для того чтобы понимать тенденции, организован мониторинг. Несмотря на то, что, в общем-то, мониторинг цен — это функция субъекта в соответствии с 381-ым Федеральным законом, мы проводим этот мониторинг для себя и, естественно, представляем в министерство экономики эти данные. Задействованы торговые отделы округов. Более чем 500 предприятий торговли в этом мониторинге принимают участие тем или иным образом. Кто-то предоставляет конкретную информацию в виде документов: входящие накладные, прайс, прейскурант для сопоставления и так далее, — кто-то просто предоставляет возможность поработать в торговом зале, для того чтобы воочию убедиться в тех или иных параметрах. Но, тем не менее, этот мониторинг есть и показывает следующее: что на определённые группы товаров в прошлом году достаточно серьёзно снизились цены. В первую очередь это я говорю о ценах на сахар в 2011 году: они упали более чем на 33%. Подешевела мука на 23%; крупы, пшено, гречка и так далее — от 40% до 49%; картофель даже на 77% в прошлом году подешевел.

Повышение цен произошло по итогам 2011 года на мясо в первую очередь, также на рыбу. На мясо в меньшей степени: мы где-то фиксируем рост цен на 11%; на рыбу — более чем на 20%. С чем это связано? В первую очередь по мясу. Наш омский сельхозтоваропроизводитель культивирует по говядине развитие животноводства молочного. Для мяса не так много у нас пока в Омской области пород скота, которые разводятся, поэтому мясо везут извне. И, безусловно, рост на яровую пшеницу, кормовые сорта выращиваемых злаков обусловил и увеличение стоимости мяса. И, опять же, традиционно в 2012 году эта тенденция сейчас нами тоже наблюдается. Связано, наверное, это и с тем, что с наступлением жаркого периода года меньше забивают скотины, а уровень потребления остаётся если не прежним, то немножечко растёт. И здесь как раз объективная ситуация, когда цена на мясо повышается.

По рыбе по прошлому году очень интересная ситуация. Роспотребнадзор ввёл дополнительные требования по оформлению документов. Рыба к нам ввозится в основном морская — это Восток: Япония, Корея. И стало меньше рыбы у тех компаний, которые её реализуют. Немножечко поставки задержались в связи с тем, что необходимо было документально оформлять, и произошёл такой рост серьёзный, на 20%. Сейчас мы наблюдаем, что цена на рыбу откатилась назад.

По крупе ситуация понятна. Почему? Потому что урожай был хороший на Алтае, у нас в Омской области специальные сорта гречихи были высажены. Урожай в 2011 году собрали. Антимонопольная служба поработала, установив сговор в торговых оптовых предприятиях; вынесли предписания, тем самым результат — картинку мы наблюдали.

Наиболее значительное снижение цен в первом полугодии 2012 года — это то, о чём я говорил, — гречка, пшено. От 8 до 14% снизились цены на яйцо, масло подсолнечное, сливочное масло и молоко. Незначительно, в пределах 1%, упали цены на хлеб. Это не парадокс по большому счёту. Мы ожидаем небольшого роста цен на хлеб в ближайшей перспективе, потому что уже сейчас заметен рост цен на муку. Есть определённое временное, скажем так, пространство, когда до производителя хлеба доходит более дорогостоящая мука. Здесь сдерживающие меры традиционные: через областной фонд зерна мука производителям хлеба по фиксированной цене отпускается, в ответ и торговые организации, и производитель применяют отпускную цену и торговую надбавку в пределах 7%. Поэтому такое регулирование, скажем так, в ручном режиме, происходит цен на хлеб.

Как я уже говорил, с начала года произошло повышение цен на мясо до 5% (говядина, свинина, птица). Рост обусловлен теми причинами, которые я озвучил.

Сахар-песок на 15% подорожал, потому что основные производители — поставщики в Российскую Федерацию в том числе, экспортёры в Россию, приподняли цену. До 6% на муку. По данным Федеральной антимонопольной службы, это связано с ростом цен на топливо.

Вот интересная ситуация — от 17% до более чем 240% выросли за последнее время, в 2012 году, цены на овощи, в первую очередь на морковь (больше, чем в 25 раз). Это связано с тем, что условия хранения очень специфичные у данного продукта. Но традиционно в ближайшее время после поступления свежего урожая в торговые предприятия цена опять скорректируется в нижнюю сторону и выровняется, как мы это наблюдали, впрочем, в прошлом году. По картофелю я данные приводил.

Динамика цен: я на ней останавливаться не буду. Посмотрите, в пресс-релизах они есть. В сравнение с другими регионами хочу сказать, что стоимость набора продуктов у нас 7 833 рубля. Это, как нам сказали (мы умеем из Интернета информацию черпать), вот такая в Омской области стоимость набора продуктов. Ниже только в Кемеровской области, если говорить по Сибирскому федеральному округу. Для сравнения: Томская область — 9 309, Новосибирская область — 9 402 рубля.

Если, опять же, посмотрите таблички, то увидите, что средний уровень цен на продовольственные товары первой необходимости по июню 2012 года в Омске по-прежнему в среднем на 10–50% ниже, чем в других городах Сибирского федерального округа.

Алкоголь. Достаточно активно тема обсуждается. Очень большое количество сюжетов как на телевидении, так и в печатных средствах массовой информации. Тема на сегодняшний день заслуживает внимания. В первую очередь, наверное, отмечу, что изменились некоторые положения 171-го Федерального закона в части порядка установления границ прилегающих территорий к объектам массового скопления граждан и источников повышенной опасности. Изменился подход в части того, что ранее порядок устанавливался органом региональным, на сегодняшний день это полномочия федерального органа власти. Но после вступления в силу норм закона, претерпевших изменение, на региональном уровне этот порядок отменили, на федеральном уровне ещё не разработали. Поэтому что мы имеем? Мы имеем на сегодняшний день постановление администрации города Омска № 347-п об установлении границ прилегающих территорий, а отработали мы границы по 847 объектам. Количество их, безусловно, изменяется, вводятся какие-то новые здания, сооружения медицинского назначения, социальной сферы и так далее. Порядка у нас нет. Установить новые ограничения прилегающих территорий к этим объектам мы пока не можем. Когда произойдёт это? Надеюсь, что в ближайшем будущем. Вопрос очень насущный.

Вот когда мы установили границы прилегающих территорий, мы их описали в том порядке, который был определён законодателем на региональном уровне. Границы описаны, то есть такой-то объект, граница проходит по улице такой-то, от дома такого-то до такого-то и так далее. Постановление публично, в Интернете оно есть, можно более предметно его посмотреть. На сегодняшний день мы занимаемся вопросом графического оформления этого постановления, для того чтобы можно было в графике посмотреть, в том числе в трёхмерном измерении. Департамент имущественных отношений совместно с департаментом архитектуры и градостроительства (потому что там весь план градостроительный, и реализация функций возложена, и распоряжение земельными участками там находится) вот эту функцию выполняют. Я думаю, что к концу года мы такую схему в графическом варианте получим. Будем надеяться, что внесённые изменения на федеральном уровне позволят нам её скорректировать.

Ещё один момент — перечень объектов массового скопления людей. Ранее эта функция была не определена. Сегодня федеральный законодатель в норме закона предусмотрел первичный перечень этих объектов (как школы, детские сады, определенные характеристики, медицинские учреждения и так далее) и наделил полномочиями органы власти субъекта Российской Федерации по определению дополнительного перечня. Пока этого предварительного перечня не определено на уровне нашего регионального законодателя, но мы свои предложения сформировали и направили в Министерство экономики. Я думаю, что когда кабинет министров уже начнет в полную силу работать, мы с ними этот диалог продолжим.

Кроме того, цены на алкоголь. Мы знаем, что с 1 июля минимальная цена на пол-литровую бутылку водки выросла с 98 до 125 рублей. С чем это связано, и какие последствия? Связано это с увеличением акциза. Акциз в этом году увеличивался дважды. С 1 января он повысился с 231 до 254 рублей, там 20 рублей, грубо говоря, а с 1 июля акциз повысился до 300 рублей. Более серьезное повышение. В результате 1 бутылка водки (я говорю об акцизе на 1 литр безводного спирта), в отношении 1 бутылки водки эта цифра стала в пределах 60 рублей за 0,5 этого напитка.

Следует обратить внимание, мы об этом уже говорили и специалисты департамента, в том числе с вашей помощью до населения доводили, что изменился и перечень алкогольной продукции в этом законе в 171. Теперь алкогольная продукция подразделяется на такие виды как спиртные напитки, в том числе водка, вино. Отдельно вынесено фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (имеется в виду шампанское, раньше оно называлось) и винные напитки, а также пиво и напитки, производимые или изготовляемые на его основе. Таким образом, пиво — это алкогольный напиток. С 1 июля 2011 года на него распространяются все те же ограничения, как и на алкоголь как временные (запрет на реализацию с 23.00 до 8.00), так и территориальные (запрет на реализацию в тех местах, где нельзя реализовывать алкоголь). Я уже говорил о местах массового скопления и прилегающих к ним территориях.

Какие проблемы возникли? Ожидали, что усугубится проблема на реализации контрафактного алкоголя. Мы к этому были готовы, по крайней мере, мониторили эту ситуацию. И ранее такую работу проводили, выявляли через общественность, через административные округа, работу с торговыми отделами места, где замечены факты или выявлены факты реализации алкоголя, передавали это всё в органы внутренних дел. Не так часто они нас информируют о результатах проведенной работы, но вот по последним параметрам 93 места мы выявили по этому году. За такой же период прошлого года таких мест было 89. Разница небольшая. И 63 протокола о привлечении к ответственности по статье 56 кодекса Административного, вернее Кодекса Омской области об административных правонарушениях, это изготовление, хранение и сбыт алкоголя было применено.

Если говорить о торговых сетях, этот запрет временной практически не отразился на объеме реализации продукции. Мы обратились в разные форматы, но в основном я буду сейчас говорить о крупных форматах и тех, которые работают круглые сутки, и тех которые работают до 24 часов, Так вот по круглосуточной торговле изменения такие: реализовывалось в процентах от общего объема реализации — первое полугодие 2011 года (когда было введено это всё) — 3,39; второе полугодие 2011 года (когда ввели ограничения по времени) — 3,53%. Всё равно рост произошёл.

Если говорить о формате некруглосуточном, еще более заметный рост — 6,6 — до и 7,4 — после. Это по алкоголю, в первую очередь по крепкому алкоголю, доля в объеме общей выручки. Если говорить по пиву. Круглосуточная торговля. Было — 4,46 в общем объеме, стало — 3,59. Небольшое снижение. Если говорить о крепком спиртном: 7,2 — было, 6,9 — стало. Практически никак не повлияло. Это такие относительные цифры. Почему? Потому что надо еще смотреть общий объем. Там масса, набор, целые показатели и величина чека среднего суточного и так далее. Это всё влияет, но тем не менее я попытался продемонстрировать, что ситуация стабильна. По большому счету таких глобальных колебаний нет.

Пиво. С 1 июля остановки общественного транспорта и проблемы, связанные с этим. Понятно, да? Сюжеты были, слышали о том, что на остановках общественного транспорта законодатель запретил реализовывать пиво с 1 июля. Но вот только один маленький нюанс. Во-первых, начали наблюдать чудеса выдумок предпринимателя, когда предприниматель самостоятельно берет козырек остановки и от своего павильона переносит без согласования в другое место — «Ну, я стою не на остановке». И следующее — более продуманный и законный ход — пиво запретили реализовывать в киосках, торговых предприятиях. Но если павильон оказывает услуги общественного питания, пожалуйста, до 16,5 градусов алкоголь можно реализовывать. И сразу пошла волна перепрофилирования торговых предприятий в предприятия общепита. Тенденция эта идет, она есть. Как бы основная-то проблема, наверное, не в этом. Законодатель установил жесткую норму — нельзя продавать пиво, но не сказал, что такое остановочный комплекс. Есть ГОСТ. ГОСТ 2007 года, называется он «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» и там остановочные пункты общественного пассажирского транспорта значатся как комплекс элементов обустройства, предназначенный для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств. Но главное, в этом ГОСТе такой элемент, как торговый павильон, не включен в понятие всей той инфраструктуры, о которой я сказал выше. И сейчас наше мнение, что только в судебном порядке можно будет определить, а находится или является павильон элементом остановки или не является. Контроль или обеспечение реализации данной нормы, безусловно, это функция УВД. Мы с ними в плотном взаимодействии. Никаких рабочих групп дополнительно там совместных создавать не стали. Они работают сами в своем графике и решают ту государственную задачу, которая на них возложена. Мы обмениваемся информацией, понимаем, что происходит, вместе обсуждаем какие-то моменты, но более широкое обсуждение, наверное, в ближайшее время состоится на недавно созданном Совете по развитию потребительского рынка в городе Омске. Посмотрим, что будет с этим вопросом происходить. Но период небольшой, потому что с 1 января 2013 года весь алкоголь во временных объектах торговли к реализации запрещен. То есть на остановке, не на остановке, некапитальное здание — всё — алкоголь продавать нельзя. Перечень алкоголя я вам привел.

Мы осознаем, что на сегодняшний день, посчитали, безусловно, на территории города Омска временных объектов торговли 1918, 765 из них продают пиво. Практически с каждым из владельцев этих торговых павильонов мы работу провели, и центр поддержки предпринимательству к этому привлекли, и общественные организации, и личные встречи, в округах и так далее. Ну, вот в таком на сегодняшний день состоянии этот вопрос. С первого января 2013 года будет проще: продал — получай. Ну, соразмерно ответственности, безусловно, и своевременности применения этих мер.

Коснусь ярмарок. Почему? Потому что много обращений, ну, не много, а есть обращения от жителей в части закрытия тех или иных площадок. Да, на сегодняшний день в июне 2012 года закрыты площадки по адресам: улица Гашека, 5, проспект Мира, 19, улица Звездова, 101а и с 13 июля по улице Лицкевича, 1 (площадь Лицкевича). Почему? По Гашека. Ну, неэффективная площадка — 50 торговых мест, больше 10 представителей торговли не приезжало и, как бы вот, там никто и не покупал там ничего. Причина? Посмотрели, близлежащие магазины посмотрели — дешевле, в магазине дешевле, чем на ярмарке. Ну, естественно, спроса нет. Решили не заморачиваться. Каждая площадочка обходится, ну, недешево нам, бюджету. Закрыли. Мира — собственник принял решение, уведомил нас о том, что данную площадку больше нам предоставить не может, потому что эту территорию использует для собственных нужд — для организации досуга жителей города Омска, летних кафе и так далее. Это речь идёт о кинотеатре «Кристалл», бывшем кинотеатре «Кристалл». Улица Звездова. Больше всех, наверное, обращений, ну, есть Сбербанк. Ведутся работы по созданию CALL-центра, да, основной вопрос, наверное, по которому приезжал руководитель Сбербанка сюда. Серьезное предприятие, которое будет работать на всю страну, более полутора тысяч рабочих мест, глобальная реконструкция и просто небезопасно на этой площадке проводить… нет возможности обеспечить требования санитарных норм, ну, и вообще по безопасности. В ближайшее время эта площадка вообще будет огорожена. Поэтому собственник к нам обратился, мы обязаны были пойти навстречу. Но не просто так эти площадки убрали, вот просто закрыли и всё. По проспекту Мира открыли более объемную и доступную, и качественную площадку, с точки зрения обеспечения качества оказания услуг торговли на улице Мира. Адрес, Кристина Николаевна, не помните? Мира, 69. И часть предпринимателей, которые работали у «Кристалла», переехали туда, часть предпринимателей переехали к ДК «Химик». То есть на предпринимателях это не отразилось. Да, безусловно, жителям было удобнее ходить сюда, но, к сожалению, вот ближе, чем это место, относительно старой площадки, найти не удалось, также как и по Звездова. Сейчас мы смотрим этот микрорайон, пока, вот выходим на договоренность с НоваТором для того, чтобы использовать площадку перед ним. Я думаю, что в ближайшее время эта договоренность будет реализована. Ну, такая ситуация. И вот, все-таки, здесь хотел бы сделать акцент на какую вещь. Пока это востребовано жителями города Омска, это, на мой взгляд, необходимо. Но говорить о том, что это востребовано сельхозтоваропроизводителями, ну, наверное, нелогично. Почему? Потому что 90 процентов стоит на этих площадках либо перекупщики, либо те предприниматели, которые занимаются поставками чего-то, да, вот чистых сельхозтоваропроизводителей, типа фермер там и так далее. Ну, вот, наверное, медом кто торгует, он сам этот мед изготовил, со своей пасеки накачал, приехал и продал. Всё остальное, даже если посчитать, реализуется килограмм 300 мяса на одной точке — это туша одного животного, да? грубо говоря. И два раза в неделю с завидной постоянностью одни и те же это мясо продают второй год. Это ж какое поголовье должно быть? Естественно, он поехал у кого-то взял, купил, привез, продал и так далее. На рынках места свободные, здесь бесплатно, с нарушением, где-то можно договориться может быть и с контролем, тем самым качество оказания услуг, ну, наверное, спорное. Поэтому продолжать будем, но только в параметрах, обеспечивающих безопасность. В связи с этим я думаю, что и в средства массовой информации такие обращения от жителей поступали. Вот 29 июня с продажи мы вообще вынуждены были из ассортимента исключить сельхозпродукцию, которая не прошла промышленной обработки. Это требование ветеринарной службы, это требование и нашего Минсельхоза в связи с тем, что, ну, жара стояла сильная. Да, сейчас там смягчились температурные показатели и торговля возобновлена. В дальнейшем работа будет вестись таким же образом.

Два слова по сезонным объектам торговли. Традиционно для понимания, естественно, права мы не имеем заходить и проверять их как Администрация города Омска, поэтому привлекаем общественность — Общество защиты прав потребителей, в качестве экспертов специалистов в области защиты прав потребителей. Выезжаем на место, общественники заходят, просят показать, предъявить (мы знаем дислокацию как административные структуры), показать, предъявить документы, подтверждающие право использования земли, продукты, сертификаты и так далее и тому подобное. Ну, вот, результат какой? Процентов 60. И, причем, они все вот эти временные объекты, находящиеся около стационарных объектов общественного питания, только процентов 60 на сегодняшний день в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к заведениям подобного рода. Есть сертификаты, соответствующий персонал, инфраструктурные элементы присутствуют: водопровод, канализация и так далее и тому подобное, и качественная продукция, качественная услуга, все требования и внешней атрибутики к продавцам, к коммерсантам там соблюдаются. У остальных есть нарушения. Мы никому, естественно, никаких предписаний не выдавали, просто сказали: «Дорогой товарищ, ты оказываешь услугу, будь добр, приведи в соответствие, иначе в соответствии с планом к тебе придет контрольно-надзорный орган и накажет». Ну, довели информацию, сейчас смотрим, как ситуация меняется. Кто-то это сделал сразу, кто-то сейчас еще пока раздумывает. Мы принимаем меры — обращаемся в соответствующие органы, чтобы там навели порядок.

Ну, вот как бы по потребительскому рынку. Теперь тарифы. Вы знаете о повышении тарифов с 1 июля. У Вас в пресс-релизе информация приведена о физических, цифровых показателях. Да? Комментировать… Извините, пожалуйста, я отвечу. Я провожу пресс-конференцию, Сергей Васильевич. Я сбрасываю телефон, потому что занят. Извините, пожалуйста. Тарифы все устанавливались Региональной энергетической комиссией. Департамент городской экономической политики как уполномоченный орган в структуре Администрации совместно с Региональной энергетической комиссией определял уровень доступности стоимости этих услуг — коэффициенты и так далее, тому подобное. Мы участвовали в этой работе. Тем не менее, по всем параметрам повышения произошли в соответствии с решениями, принятыми на федеральном уровне. Первое повышение — с 1-го июля, будет еще одно — с 1-го сентября. Параметры говорить не буду, они у вас все в раздаточном материале есть.

Коснусь вопроса повышения платы за обслуживание и текущий ремонт жилья. Вот здесь ситуация она абсолютно не такая, как с тарифами на коммунальные услуги. Во-первых, то, что для многоквартирных домов с разной степенью благоустройства, вот так структурировано Администрация города Омска установила величину (размер платы) своим постановлением 1640-п на 2012 год с ростом 4,7 процента, это в среднем, вот это можно делать один раз в год. И управляющие компании то же самое, вот применяют они этот тариф, не применяют, договорились о более глобальном повышении платы за обслуживание жилья с собственниками, либо каким-то образом выставляют им другие цифры. Вот те, кто пишут, что мы один раз увеличили и больше этого делать не будем, ну, это ни что иное, как пиар-ход, они не имеют права. Да, как вот установление тарифов два раза в год повышение, так вот здесь один раз в год, если повысил, то один раз в год, теперь следующий раз только в следующем году. Это Жилищный кодекс. Теперь 354-е постановление «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах» начинает действовать с 1-го сентября 2012 года. После того, как вступило в действие постановление Правительства от 28 марта 2012 года «О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» наша Региональная энергетическая комиссия в соответствии с этим документом пересматривает, разрабатывает новые нормативы потребления. Понятно, да? Вот на сегодняшний день есть определенный перекос, об этом все говорят. Если нет в квартире электрического счетчика, начисление идет по нормативу потребления. Норматив потребления установлен достаточно низкий и в большинстве случаев потребляется больше, электроэнергии оплачивается меньше. Вот на сегодняшний день идет пересмотр всех нормативов и утверждение новых нормативов. Почему? Скажу дальше, чуть ниже и начну с того, что основные нововведения 354-го постановления Правительства, это отмена ежегодной корректировки размера платы за отопление, так называемая тринадцатая квитанция. Да? Там вот за год смотрели приборы учета и так далее, тому подобное. Размер платы за отопление при наличии общедомового прибора учета будет определяться исходя из объема потребления по прибору и никак иначе. И появляется такой момент как, в квитанции даже будет идти строка, кое-кто из предприятий, организаций, оказывающих коммунальные услуги, это уже делают, общедомовые нужды. Вот эта строка она будет обозначать количество, потребленное в этом направлении. И пропорционально не объему потребления, как это было раньше, да, вот особенно много вопросов вызывала оплата электроснабжения мест общего пользования. Да? В зависимости от того, сколько потребил в квартире, в зависимости от этого доля выставлялась на оплату электричества, потребленного для мест общего пользования, сейчас эта привязка будет идти только к квадратным метрам. Квадратный метр пропорционально начисляется и так далее.

Я уже сказал, но еще раз повторюсь, что каждая коммунальная услуга будет разделена на две: одна предоставляется внутри квартиры, вторая — на общедомовые нужды. Причем, опять же ниже скажу, сумма общедомовых нужд может быть как положительной, так и отрицательной, это всё зависит от того оборудованы приборами учёта, не оборудованы, применяется норматив потребления и так далее.

Ещё одно новшество — расчёт общедомовых нужд согласно показаниям общедомовых приборов учета по новым формулам. Не буду углубляться, это связано как раз вот с квадратными метрами, а не с объемом потребления. Распределение общего объема общедомовых нужд по всем лицевым счетам пропорционально площади квартиры. Я об этом уже сказал.

Новые требования к квитанциям, в том числе указание начисленных сумм на общедомовые нужды в отдельной строке; тоже говорил.

Расчёт по среднемесячному расходу за последний год в случае непредоставления потребителем показаний квартирных счетчиков до 3 месяцев подряд. Понимаем, о чем говорю? Да? Вот сейчас мы до 25-го числа предоставляем, там, сам лично пишу, собираю со всего подъезда, отдаю старшим по домам показания электросчетчика. Если в течение трех месяцев мы такое не будем делать, с 1-го сентября расчёт по расходу за последний год по среднему будет производиться.

Обязанность исполнителя услуг (ещё одно новшество значительное), возникает обязанность предоставляющей организации предоставлять рассрочку на оплату услуг, но только в определенных случаях. Это отдельный разговор. Главное понимать, что сейчас есть такая обязанность.

Теперь по объёму общедомовых нужд. Фактически он складывается из двух составляющих — это реальный объём услуги на общие нужды дома за пределами квартир в местах общего пользования и на придомовой территории. И второе — это объём, вызванный либо перерасходом, или недобором внутри квартир, в том случае, если часть квартир оборудована, а часть не оборудована приборами учета. Если оборудована 100 процентов квартир, ну, понятно, ничего тут никакого этого объема, который вызывается разницей, не будет. А если часть квартир не оборудованы приборами учета, но потребило больше, чем установлено нормативом, тогда возникает положительный такой перерасчет и объем на всех остальных, кто платит по счетчику, ляжет, ну, в большей степени нагрузка, а если недопотребление, тогда применяется подход через количество проживающих в квартире и общедомовой расход, общедомовая нагрузка будет меньше, то есть она будет отрицательной. Понятно? Ну, надо будет кому-то, подойдете, объясню более предметно.

Изменяются требования к платежному документу, я об этом уже сказал. Хочу добавить, что Минрегионом утверждена примерная форма квитанции, она не является обязательной, но вот примерная форма есть, соответствует тем требованиям, которые к квитанции предъявляются.

Изменился порядок расчёта размера платы в случае непредоставления потребителями, я уже сказал, более трёх месяцев подряд, не буду останавливаться.

Ну и рассрочка. Исполнитель обязан предоставить рассрочку, если размер платы в текущем периоде на 25 процентов больше размера платы за аналогичный расчетный период предыдущего года. Понятно? Да? Оплатил в прошлом году 250 киловатт, в этом году 350, всё, мне рассрочку обязаны предоставить. Если мне необходимо оплачивать 350, рассрочку должны предоставить. Вот такие положения 354-го постановления Правительства Российской Федерации.

Я информацию, которую планировал вам представить, озвучил всю. Готов ответить на ваши вопросы.

И.К. Майнгардт

Пожалуйста, коллеги, вопросы. Пожалуйста, ГТРК «Иртыш».

Радио ГТРК «Иртыш», Максим Кабаненко

Сергей Викторович, хотел спросить, вот по ценам на продукты всё-таки. Вы говорили то, что мясо в нашу область завозится. Хотелось бы услышать откуда.

С.В. Синдеев

Я не так говорил. Извините. Я Вам сразу уточню. Я говорил о том, что наш сельхозтоваропроизводитель еще в большей степени разводит не мясной отрасли коров. Понимаете? Именно об этом я говорил.

Радио ГТРК «Иртыш», Максим Кабаненко

А поставки же идут с других областей, регионов?

С.В. Синдеев

Безусловно.

Радио ГТРК «Иртыш», Максим Кабаненко

Вот хотелось бы узнать откуда идет. И вот еще дополнительный вопрос про вот эти ярмарки. Был запрет на продажу мяса, молока, яиц. Восстановилось ли это? Торгуют ли там сейчас?

С.В. Синдеев

Ну, на первый вопрос я не смогу Вам ответить. Почему? Потому что есть взаимоотношение двух хозяйствующих субъектов: производителя, поставщика, продавца и так далее, тому подобное. Откуда? Ну, не готов сказать. В том числе, наверное, и из-за рубежа. Есть, безусловно, такие вещи, если есть необходимость уточнить, ну, давайте запрос какой-нибудь кому-то сделаем, посмотрим. Ну, я думаю, что из других областей мясо-то привозят, с Тюмени, с Алтая, однозначно. Да? И мяса птицы в том числе.

Если говорить о втором вопросе — возобновлении торговли, я на него уже ответил в своей информации.

Радио ГТРК «Иртыш», Максим Кабаненко

Вы про мясо сказали, а вот про молоко и яйца.

С.В. Синдеев

Вся продукция сельхозтоваропроизводства, не прошедшая промышленной обработки, реализуется вновь в соответствии с теми условиями, которые установлены Законом. Запрета такого нет. Запрет был установлен только на определенный, именно вот на этот день, с утра посмотрели температуру, приняли решение, проинформировали и сделали вот такой… провели такие действия.

Радио ГТРК «Иртыш», Максим Кабаненко

Спасибо.

С.В. Синдеев

Пожалуйста.

И.К. Майнгардт

Еще вопросы.

Информационное агентство «Твой Омск», Наталья Евдокимова

Сергей Викторович, я, если позволите, задам вопрос, немножечко расходится с нашей темой. Скажите, пожалуйста, как идут переговоры с Макдональдсом? Они еще не отказались выходить на омский рынок?

С.В. Синдеев

В переговорах с Макдональдсом Администрация города Омска принимала участие через предложение определенных площадок для размещения. Да, вышли они на Правительство Омской области и так далее. Мы подготовили свой блок предложений, направили, там его рассматривали. Больше, по крайней мере, в департамент Макдональдс не обращался. У меня была информация из неофициальных источников о том, что раньше Макдональдс не применял франшизных схем. Понимаете, о чем я говорю? А сейчас вроде как они вышли уже на такой формат работы и предприниматели в городе Омске появились, которые готовы эту франшизу реализовать, но пока достоверной информации, подтверждающей эти слухи, у меня нет.

Информационное агентство «Твой Омск», Наталья Евдокимова

И можно в дополнение еще один вопрос? Есть ли информация, какие новые федеральные сети, ну, намерены зайти на омский рынок? Кто-то обращался к Вам?

С.В. Синдеев

Пока активно, ну, не новая, она у нас присутствует, работает Метро. Есть земельный участок, который они рассматривают в качестве места для строительства второго своего комплекса в районе Черлакского тракта. Обратились с просьбой, мы помогли по сбору исходных каких-то показателей по техническим условиям на присоединение к сетям. Я знаю, что проект этот движется и в ближайшее время у них есть планы. Новых сетей… Магнит зашел, активно, самый активный, наверное, сейчас себя проявляет на территории города и в Гиперформате, и в формате у дома, на Московке строится еще один гипер. Ну, больше такой явной активности… Интерес есть, безусловно, какие-то запросы приходят, кому-то отвечаем, но намерений пока никто не высказал.

И.К. Майнгардт

Еще вопросы есть, коллеги?

«Коммерческие вести», Ольга Умова

Сергей Викторович, вот все-таки про пиво и про остановки. Вот у меня на остановке перенес, действительно, предприниматель козырек метров, наверное, на 10. Ну, и теперь там такая вакханальная транспортная, кто где хочет, там и останавливается. Кто-то должен, наверное, эту ситуацию…?

С.В. Синдеев

Безусловно. Ну, во-первых, есть структурное подразделение в Администрации города Омска, которое вот за инфраструктуру остановочных комплексов не то, что несет ответственность, а управляет этой ситуацией, это департамент транспорта, мы знаем. Но и всё то, что касается земляных работ, это Административно-техническая инспекция.

«Коммерческие вести», Ольга Умова

Там насыпали, они насыпь сделали вот определенную под этот козырек. То есть…

С.В. Синдеев

Но Вы поймите какую вещь — для того, чтобы провести какие-то работы, необходимо получить ордер. Этот ордер исполнить, продемонстрировать, а самое главное условие для получения ордера — право пользоваться этим земельным участком. Я не думаю, что там всё законно. Поэтому, скорее всего, я не готов говорить конкретно о данной остановке. Скорее всего, ситуация такова: реакция прошла, предписание выдано, предприниматель сопротивляется, к нему применяются законные меры воздействия. В конечном итоге в ближайшее время, я думаю, ситуация поправится.

«Коммерческие вести», Ольга Умова

А кто может или кто должен подавать иски в суд о запрете конкретному павильону торговать пивом?

С.В. Синдеев

Ну, во-первых, это органы внутренних дел. Обращаются в прокуратуру, прокуратура предъявляет там предписание, нет, обращается в суд. Больше, наверное, никто. Ну, по крайней мере, департамент городской экономической политики не может этого сделать.

«Коммерческие вести», Ольга Умова

А общественники?

С.В. Синдеев

Общественники, опять же, формируют определенный пакет документов, обращаются в прокуратуру, прокуратура дальше.

«Коммерческие вести», Ольга Умова

Спасибо.

С.В. Синдеев

Пожалуйста.

И.К. Майнгардт

Можно всё-таки уточнить, Сергей Викторович? Вот запрет вступил в силу. Не имеют права киоски торговать пивом. Да?

С.В. Синдеев

Нет, секунду, уточню. Не имеют права на остановке продавать пиво. А как определить, это остановка или нет? Вот в чём проблема. На сегодняшний день нет критерия отнесения, что этот павильон стоит на остановке или не на остановке. Вот так на взгляд не определить. Возможно обратиться в суд. Суд рассмотрит, изучит все ГОСТы и так далее, и пример решение. Вот это единственный, наверное, легитимный метод — решение суда, суд принимает решение. Это павильон стоит в пределах остановки и не имеет права. Есть решение суда, его должны исполнять. А всё остальное, наверное, это как бы не совсем законно. Посмотрим, как практика будет.

И.К. Майнгардт

А алгоритм действия какой? Вот с 1-го июля вступил в силу Закон. Предприниматель как торговал, так и продолжает торговать. Кто? какие-то проверки проводятся? Какие-то комиссии всё это обязаны проверять?

С.В. Синдеев

Вопрос понятен. На сегодняшний день проверять конкретно имеют право только органы внутренних дел. Они этой работой занимаются. Вся информация о наличии таких павильонов, наличие в павильонах в ассортименте пива в органы внутренних дел представлено.

И.К. Майнгардт

Департаментом?

С.В. Синдеев

Департаментом городской экономической политики.

И.К. Майнгардт

Спасибо. Ещё вопросы есть?

Вопрос из зала

В мае были повышены тарифы на электроэнергию по Омскэлектро для предприятий и организаций. Сейчас уже появляются протестные мнения предпринимателей о чрезмерном повышении тарифов.

С.В. Синдеев

Вы о каких тарифах Омскэлектро говорите?

Реплика из зала

Об электроэнергии для предпринимателей.

С.В. Синдеев

Электроэнергия для предпринимателей — таких тарифов… (говорят одновременно).

Реплика из зала

Относительно, значит (реплика в зале). А-а-а. Аренды, значит.

С.В. Синдеев

Омскэлектро электроэнергию для предпринимателей не предоставляет (говорят одновременно).

Реплика из зала

По вышкам, я перепутала.

С.В. Синдеев

Если речь идет об арендной плате за опору — использование опоры — и обращение провайдера, я могу здесь прокомментировать эту вещь. Первое, что необходимо сказать. Тариф установлен впервые. Раньше такого тарифа не существовало, только по причине того, что порядок определения или установления этих тарифов Решением Омского городского Совета было… это Решение было принято только в прошлом году. Существовала некая плата. И пользуясь тем, что убыточна эта плата была, да? сети, использующие провайдеры, в том числе использующие право аренды, они получали сверхприбыль, по большому счету, а убытки несло муниципальное предприятие.

Исходя из того порядка, который установлен вновь, предприятие вместе со своим курирующим департаментом — это департамент городского хозяйства — произвело экономически обоснованный расчёт стоимости этой услуги, да? И предложило установить этот тариф. Есть определенный порядок — тариф устанавливается постановлением Администрации города Омска. Департамент городского хозяйства, посмотрев экономическую составляющую, вообще суть этого тарифа, направил его в соответствии с порядком межструктурном внутриведомственном взаимодействии в департамент городской экономической политики. Мы посмотрели, проанализировали не только «внутренность» этого тарифа, а еще как бы возможное влияние на внешнюю среду, на конечного потребителя в том числе.

Какие цифры? Всего Омскэлектро сдаёт в аренду тысяча шестьсот семьдесят две опоры, по-моему. Если говорить о том, что, там в заявлении к нему сразу обращусь монополист — ни в коем случае! Омский электрический транспорт — муниципальное предприятие — сдает в аренду пять с половиной тысяч опор. Есть разница. Теперь. Более 30-ти, почти 40 процентов этих опор арендует одно предприятие — Омские кабельные сети. Конкретно по этому предприятию.

В вашем издании в интервью директора звучало в одиннадцатом году цифра такая, что их месячный оборот превышает миллион евро. Миллион умножаем на 40, получаем сколько? Сорок. Теперь считаем. Сколько за количество этих опор заплатит Омскэлектро. Ну, там, где-то в пределах миллион восемьсот, около двух миллионов. Как это соотнести? Меньше процента по сути. Как это может повлиять в конечном итоге на ценообразование? Из логики исходя, из экономической логики, наверное, никак. Поэтому речь о том, что там где-то что-то резко изменилось, наверное, вести неправильно.

Следующий момент. Там высказывания были по поводу того, что за счёт жителей тариф вырастет, на оказание услуг провайдером жители будут платить, и за этот счет, извините, Администрация хочет поправить делав пошатнувшемся Омскэлектро. Да Омскэлектро при его миллиардном долге, спорная величина, конечно, до сих пор в судах еще никто не доказал, кто кому сколько должен.

Реплика из зала

Всё равно — капля в море.

С.В. Синдеев

Капля в море. И дальше, это ж не единственная возможность разместить свои сети. Можно закопать, в конце концов, можно самому опору поставить, можно другие опоры использовать. Поэтому не разделяю я вот этих заявлений, безапелляционных, не подтвержденных никакими расчётами. Если есть возможность представить обосновывающие какие-то документы, расчеты, циферки — да мы открыты, всегда готовы, для того чтобы сесть, посмотреть и скорректировать решение. Никто не говорит, что вот оно принято и единственное правильное. Просто Омскэлектро предусмотрело компенсацию всех своих расходов, которые они на сегодняшний день несут за обслуживание этих опор. Только и всего. Поэтому ничего страшного не произошло, мы готовы к диалогу. Я, буквально в субботу, разговаривал с генеральным директором Омскэлектро, он в такой же позиции, такую же позицию занимает. Мы договорились, что его экономисты более детально проанализируют ситуацию, с расчетом до копейки, еще раз по конкретным потребителям этой услуги. Мы посмотрим вместе с департаментом городского хозяйства, если есть необходимость, проконсультируемся с антимонопольной службой, вообще этот рынок — оказание таких подобных услуг. Оценим ситуацию и готовы садиться разговаривать. Но только разговаривать на конкретных примерах. Такой пример взаимодействия и опыт у нас уже есть. Если вы помните, в 2008 году Решением Омского городского Совета был скорректирован коэффициент К2 по такому виду деятельности, как торговля. Почему это было сделано? По предоставлению земли для заправочных станций, тогда ситуация была, обсуждалась. Внесены же изменения. Потому что реально мы увидели — да, изменится и изменится в худшую сторону положение предпринимателей. Никаких проблем не вижу. Самое главное, чтобы это не отразилось на жителях. Если на жителях это будет отражаться, я, например, на сегодняшний день вижу только такую ситуацию через нарушение антимонопольного законодательства со стороны каких-то предпринимателей, которые возможно на это могут пойти. Но есть федеральная антимонопольная служба, я думаю, отреагирует мгновенно, как это обычно они делают.

Реплика из зала

Спасибо.

И.К. Майнгардт

Еще вопросы есть, коллеги? Пожалуйста.

Информационно-экономический канал, Антон Маликов

Сергей Викторович, Вы очень замечательно рассказали про тарифы, про социальные ярмарки. Это, несомненно, важно, потому что касается напрямую и омичей, и бизнес-сообщества. Однако недавно в передаче «Диалог с Губернатором» избранный Мэр Вячеслав Двораковский сказал, что экономическая служба города должна заниматься инвестиционной привлекательностью, а не собирать из Интернета статистику. Хотелось бы, чтобы Вы как-то прокомментировали это. И вообще, второй вопрос, дополнительный, Вячеслав Двораковский вёл ли какие-то переговоры с Вами по поводу вступления в его команду? Спасибо.

С.В. Синдеев

Понятно. Спасибо за вопрос. В части второго вопроса — переговоров не было. И скажу так, после обозначенного Вами выступления и оценки, которая прозвучала, оценка прозвучала, куда деваться? да? Я комментировать ее не буду, я выскажу своё мнение. После того, как 3-го числа прозвучало это в присутствии Губернатора, депутатов, по сути, на следующий день я в приемной своей услышал такой гул возмущенных своих коллег, которые зашли, развели руками и сказали: «Ну как же так, Сергей Викторович? Вы — руководитель, надо что-то делать.» Я набрал телефон приемной Вячеслава Викторовича. До этого со мной разговоров никаких не было. В период организации его предвыборной кампании по его просьбе я общался с представителями его штаба. Меня попросили выступить экспертом по направлениям, которые он предлагал. У меня состоялось две встречи. На первой встрече мне не предложили для экспертизы ничего. Сказали: «Ну, подумайте, чего-нибудь скажите.» На второй встрече мне принесли определенный перечень мероприятий. Мы их обсудили, причем, хочу сказать, что у меня есть аудиозаписи обеих встреч, предыдущие несколько лет меня научили осторожности, вот. Рекомендации мои были учтены, суждения мои были учтены. И я предполагал, что какую-то оценку, раз ко мне обратились, какую-то оценку моим профессиональным качествам и так далее дали еще до того как. Но после того, что я услышал, и услышав возмущение моих коллег, я набрал телефон приемной Вячеслава Викторовича. Попросил секретаря назначить мне встречу, попросил всего 10 минут, для того чтобы высказать своё мнение о деятельности департамента, которая вкратце, если говорить об инвестиционной привлекательности, по сути, меня назвали руководителем структурного подразделения из 40 непрофессионалов, бездельников, использующих Интернет, для того чтобы собирать какие-то цифры. Ну, вот такая оценка прозвучала на весь город Омск. Естественно, я с ней не согласен по одной простой причине. Есть такая одна из известных мировых инвестиционных компаний «NAIBekar». В городе Омске и в том числе деловые издания, они и о группе, и о проектах писали. Она реализует уже третий проект, многомиллионный проект, девелоперский проект. Результат действий, в первую очередь конечно, топ-менеджеров тех предприятий, организаций, с которыми они работают. Но познакомился с руководителем российского отделения «NAIBekar» ваш покорный слуга в городе Санкт-Петербурге на международном форуме по недвижимости «PROEstate». Потом был инвестиционный паспорт, потом был обмен мнениями, потом было участие в конференциях, которые здесь проходили (на территории города Омска), достаточно серьезного и знакового на мировом уровне эксперта. Результат обрисовал вот такие крупные инфраструктурные проекты.

Дальше. Речь идет сейчас и ставится такой вопрос — финансовая поддержка бизнеса через субсидирование кредитов, процентов оплаченных и так далее. Вопросов нет. Нужное направление и, наверное, самое знаковое. Но! один маленький нюанс. На сегодняшний день более чем из 70 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства (эти данные я из Интернета прочитал, не исследования проводил и так далее и тому подобное) на территории города Омска кредит может взять не более 10 процентов. Это оценка. Оценка не только наша. Это результат привлечения экспертов, который осуществлял департамент и его специалисты. А в департаменте работает 3 кандидата наук на сегодняшний день, представители различных структур и так далее. Раньше, представители структур, которые не понаслышке знают, как взаимодействовать. И на сегодняшний день ноу-хау омской программной поддержки предпринимательства именно для таких микро-предприятий, которые не имеют залоговой базы, которые не имеют кредитной истории, которые не могут прийти даже в Фонд поддержки предпринимательства и попросить о каком-то поручительстве, потому что, ну, нет ничего! И вынуждены ходить по знакомым, занимать деньги, покупать себе что-то, для того чтобы либо производить продукцию, либо оказывать услуги. Компьютер, там, камнедробилку, бетономешалку и так далее — это основные средства, необходимые для реализации основного вида деятельности. А это значит, что будет рабочее место, будет зарплата. Как этим-то людям помочь? Так вот, ноу-хау, которое рождено внутри департамента городской экономической политики, — субсидирование, компенсация затрат на приобретение основных средств. Нигде больше таких нет, к сожалению, в регионе вещей! Предприниматель занял у своего товарища под честное слово 500 тысяч рублей. Купил себе подержанный трактор, подметает какую-то улицу, оказывает услуги. Есть тракторист, есть еще ряд сотрудников, которые получают у него зарплату. Он получает прибыль, платит налоги. Но он деньги занимал не в банке, и субсидию ему на компенсацию процентов никто не даст. А он приходит в Администрацию и говорит: «Я купил трактор. Вот у меня предприятие, вот я полгода плачу налоги. Вот у меня справка, что я налоги плачу; вот у меня справка об отсутствии задолженности и то, что я зарплату плачу и так далее.» А мы ему компенсируем до 50-ти процентов затрат на приобретение основных средств. Средства есть, человек работает, поставлено на учет. Всё — официально. Пожалуйста, до 500 тысяч рублей. Это самый востребованный вид субсидирования, который сегодня есть. Ну не занимается департамент городской экономической политикой! Развитие инвестиционного потенциала. Дальше пример приведу. В прошлом году более миллиарда рублей сюда зашло — в экономику города Омска — в виде бюджетных вливаний, полтора миллиарда. Дороги, расселение, ремонт. Кто составлял заявки, писал обоснования?! Наверное, они, произносящие такие слова на публике, люди, о том, что черпая информацию из Интернета, мы владеем информацией в городе Омске. И я отдаю себе отчёт — кто формирует такое мнение. Отвечая на вопрос классика: «А судьи кто?», я задал бы еще один вопрос: «А судят как?» И зачем? — еще один вопрос. На известно заседании городского Совета, где была выставлена такая же оценка деятельности в том числе и мне, я увидел, что никто не слышал доклада-то и никто не вникал в суть сказанного. Оценка была сформирована накануне. Правильно? И об этом было заявлено. Так вот, ответ на первый вопрос у меня есть, ответ на вопрос классика. Ответа на второй и третий — у меня нет ответа на этот вопрос. Понимаете? Хотя я готов, предполагаю, что зададите такой вопрос, я продемонстрирую. Подготовился к встрече с Мэром города Омска — о департаменте городской экономической политике. Это единственное подразделение в Администрации города Омска, которое осуществляет межведомственное взаимодействие. «Приделывать ноги» в Москве к заявкам, да? Можно было и более полутора миллиардов в прошлом году получить, в разы больше! Если бы не пресловутые 600 миллионов рублей, от которых отказались для реконструкции торговой. Если бы не деньги, которые, ну вот, каким-то образом обошли программу расселения ветхого аварийного жилья в городе Омске и направленные… ну, направленные, направленные, да? Если бы не вопросы, связанные с той же административной реформой. А никто иной, как сотрудники департамента городской экономической политики, в Интернете нашли информацию о том, что Министерство регионального развития Российской Федерации выделяет денежные средства для реализации административной реформы. Для этого нужно иметь программы и так далее. И инициатором выступила Администрация города Омска, разработав и утвердив программу соответствующую. За нами обратились в Правительство Омской области — мы напрямую не можем деньги получать. Там какая-то пробуксовка, деньги не пришли. А так можно было 40 миллионов рублей. Ну, немного, конечно, но! привлечь, для того чтобы отладить межведомственное взаимодействие; купить нормальные серверы, для того чтобы в электронном виде оказывались услуги людям и так далее. Почему-то нам удалось реализовать возможность предпринимателю подавать заявки на субсидию в электронном виде. Вот сейчас реально предприниматель в электронном виде может подать заявку, не приходя в Администрацию. Мы ее примем, рассмотрим и примем решение.

Ну, как бы очень обидно, понимаете? На таком уровне получать абсолютно необоснованную… Ведь никто же не разговаривал, никто не пришёл, не спросил. Я извиняюсь за эмоциональность, я думаю, вы меня понимаете. По роду своей деятельности часто приходится встречаться с коллегами, занимающими подобные должности в других администрациях, да? И вот общаясь со своей коллегой из одного северного уральского города, скажем так, задаю вопрос: «У тебя такая проблема есть, связанная с алкоголем?» Она говорит: «Есть.» Говорю: «А как ты ее решаешь?» «А никак.» Говорю: «А почему?» «А у нас есть представительный орган — городская дума. Вот они скажут, что этот вопрос надо решать. Дадут денег для решения этого вопроса столько, сколько надо. Обозначат, как идти и решать. И вот тогда я это сделаю, и деятельность мою оценят.» Подход? Подход. У меня подход другой. Я знаю, что есть проблема. Я пытаюсь найти средства, я организую работу структуры, которая у меня есть, получаю результат. Ярмарки в том числе. Понимаете? Получаю оценку. Вот никто ничего не дал, но оценить оценили. Спасибо.

Информационно-экономический канал, Антон Маликов

Спасибо большое.

И.К. Майнгардт

Коллеги, больше часа работаем. Еще вопросы? Нет вопросов. Спасибо.

С.В. Синдеев

Спасибо большое и за вопросы, и за участие. Всего доброго.