Новости

Омскому трамваю исполняется 80 лет

Сегодня в Омске действуют шесть трамвайных маршрутов, на линии которых ежедневно выходит порядка 70 вагонов. Омский трамвай дает работу более чем 500 омичам и ежегодно перевозит более 11 млн. пассажиров.

Фоторепортаж об 11-часовой смене экипажа трамвая

«У нас есть хороший потенциал развития, и прежде всего — это воплощение идеи скоростного трамвая и закупки нового подвижного состава, — отмечает директор МП «Электрический транспорт» Сергей Ткалун. — Разумеется, пока не решен вопрос с финансированием этих проектов, мы будем работать в сложившемся ритме. Поздравляю всех омичей с круглой датой. Работникам желаю благодарных пассажиров, достойной оплаты труда, а всех омичей призываю чаще использовать этот удобный вид транспорта».

Фотоальбом об истории омского трамвая

Несмотря на то что сегодня омичи отмечают 80-летие омского трамвая, его истории уже более ста лет. Первые обсуждения проектов состоялись еще до революции — в 1913 году в городской думе был создан отдел постройки электрического освещения и трамвая, поскольку эти вопросы были связаны напрямую. Уже через год началось строительство центральной электрической станции. Развитию событий помешали Первая мировая война, а затем и революция.

Снова вопрос о строительстве в Омске трамвайных линий встал в 1924 году, и в течение двух лет он оставался дискуссионным. Между тем город рос и строился, и решения нужно было принимать скорее, тем более, что трамвай в ту пору мог решить задачу не только пассажирских перевозок, но и грузовых.

После 1926 года был построен временный деревянный мост через Омь, разрушенный в 1947 году ледоходом, были определены основные трамвайные маршруты. Наконец, в 1930-е работа пошла полным ходом: московскому тресту «Комдортранстрой» была поставлена дата сдачи первой очереди — 1 января 1937 года, стоимость работ составляла 1 миллион 600 тысяч рублей. 19-я годовщина Октября должна была стать вехой для омского трамвая, датой его пуска. В перечень работ входила постройка пути от сада Куйбышева (нынешняя Соборная площадь) до станции «Омск-Пассажирский» (итого 6 800 метров), постройка подстанции, временного парка и некоторый объем менее масштабных работ.

Далее календарь стройки можно отсчитывать буквально по дням: 28 апреля, едва наступила оттепель, начались земляные работы, 3 мая стартовала укладка пути, 25 сентября — монтаж подстанции, 29 октября — подвеска провода. И вот 8 ноября 1936 года в 4 часа 36 минут был пущен первый трамвай «Мясокомбинат — Лермонтовская». Именно этот пуск считается официальным, а днем ранее вагоновожатый Иван Оконешников провел по более короткому отерзку пути по-настоящему первый омский трамвай.

В сентябре 1937 года была пущена вторая очередь — от сада Куйбышева до городка Водников, в 1938–39 годах были построены линии до Центрального парка культуры и отдыха и 11-й Ремесленной, в 1940 году ветку проложили до Сельхозинститута.

В годы войны трамвайные пути появились у ворот госпиталя, по которым подвозили раненых от железнодорожного вокзала. Как уже упоминалось, трамвайный мост был разрушен в ходе ледохода на Оми, и сообщение между берегами было восстановлено только в 1954 году вместе со строительством Комсомольского моста, Октябрьский же мост (в народе Горбатый) был построен только в 1962 году. Тремя годами ранее пути по проспекту Маркса были демонтированы и перенесены на параллельные улицы.

На Левый берег трамвай был пущен только в 1978 году, и в 90-е был продлен до конечной автобусов по улице Дергачева, сегодня эта ветка демонтирована. С этого же времени строительства новых путей в Омске не было, жизнь омского трамвая проходила по пути реконструкции и ремонта.

Благодарим за предоставленную информацию об истории трамвая Сергея Первых, основателя и руководителя музея истории городского самоуправления.