Пресс-конференции

Пресс-конференция Олега Зарембы 04.09.2019

Стенограмма пресс-конференции заместителя Мэра города Омска, управляющего делами Администрации города Омска О.И. Зарембы

О.И. Заремба

В двух словах напомню, как все начиналось. Как вы знаете, в Омске реализуется национальный проект «Формирование комфортной городской среды». В рамках этого проекта мы занимаемся благоустройством общественных территорий. Одна из значимых для города — это Бударина. Несколькими годами ранее была разработана концепция омскими архитекторами по заданию КБ «Стрелка». В ней была сделана достаточная глубокая проработка внешнего вида, элементов благоустройства, малых архитектурных форм и всего прочего.

В этом году мы приступили к реализации проекта. Сразу скажу: конечно, он, наверное, менее масштабен, чем предусматривалось концепцией. Мы работаем в тех деньгах, которые есть. И уже на этапе реализации выяснилось, что есть ряд существенных разночтений с концепцией, предложенной ранее архитекторами. На мой взгляд, со стороны администрации была ошибка — должной работы не было проведено с авторами концепции, и многие вещи, которые стали причиной разногласий, можно было бы снять изначально. Мы провели достаточно большую работу: у нас были порядка семи встреч и выездные совещания на месте. Должен отметить, что представители архитектуры и экологи конструктивно себя вели. Ни слова плохого не могу сказать. И позиции «все неправильно, все не так» не было. И критические слова, которые были ранее в прессе, повторюсь, связаны именно с отсутствием диалога. Думаю, это станет уроком, прежде всего, чиновникам администрации.

До чего мы договорились — сейчас озвучим. Юлию Игоревну прошу начать.

Юлия Игоревна

Мы провели анализ и сравнили концепцию вместе с Ефимом Олеговичем, который был одним из ее авторов, обсудили замечания. В настоящий момент с учетом того, какая работа была проделана, в 2019 году мы при проведении работ по благоустройству территории вблизи улицы Бударина придаем значение следующим пунктам: сохранение существующих проездов и проходов, обеспечение установки соответствующих разрывов ограждений — это были главные замечания представителей коммерческих организаций и предпринимателей. Соответственно, чтобы все, что есть в Камергерском переулке и на улице Ленина, функционировало, все эти разрывы и проезды, которые сейчас есть, будут обеспечены. Второе…

О.И. Заремба

Секундочку. Сразу поясню. Дело в том, что проезды были предусмотрены изначально. Но, как раз, отсутствие нормального диалога привело к тому, что бизнес обеспокоился. На самом деле никто не собирался сплошной линией все это перекрывать. Но не смогли донести это вовремя, чтобы у людей беспокойство не возникло.

Мы еще раз подтверждаем, что проходы будут. Насколько я понимаю, еще два пешеходных перехода будет сделано в районе «Летура»…

Юлия Игоревна

У «Летура», да, будут обеспечены…

О.И. Заремба

Чтобы с парковки можно было переходить…

Юлия Игоревна

Далее. Ограждения — они в первую очередь для безопасности пешеходов. Убрать их в полной мере невозможно. Поэтому они останутся, но при этом проход для комфортного перемещения по улице Бударина до парковки «Летура» будет обеспечен.

Еще, что мы учитываем — это отказ от установки нестационарного туалета, который очень смутил общественность, в пользу размещения временного объекта, включающего в себя туалетный модуль. Именно такое решение данного вопроса предлагалось в концепции. Поэтому будет выставлен, скорее всего, в форме нестационарного торгового объекта как раз временный объект, который будет содержать не только туалетный модуль, но и, возможно, пункт проката или общественного питания — что-то, что привлечет предпринимателей к данной точке.

Далее — об изменении в конфигурации размера центральной цветочной клумбы с целью расширения пешеходного пространства. В сквере, приближенном к набережной Оми, будет предусмотрено обустройство сухого фонтана. Перед ним по проектно-сметной документации планировалось размещение цветочной клумбы, но в ходе диалога с авторами концепции пришли к выводу убрать клумбу, оставив больше свободного пространства для пешеходов, и просто высадив там отдельно стоящие зеленые насаждения — деревья или многолетние кустарники.

О.И. Заремба

Мы сохраняем два дерева, да?

Юлия Игоревна

Да, существующие деревья останутся. И будет посадка новых.

О.И. Заремба

Было предложение от архитекторов: сделать вокруг деревьев кольцевые скамьи. Во время второго этапа реализации мы, возможно, это предусмотрим. В принципе, всем эта мысль понравилась.

Юлия Игоревна

Также будет учтено обустройство велосипедной дорожки вдоль улицы Щербанева. Проектом она не предусматривалась, но концепция была, поэтому и решение было принято. Таким образом, вдоль улицы Щербанева параллельно автомобильной дороге будет велосипедная дорожка и место для пешеходов.

Также изменилось расположение пешеходных дорожек в сквере набережной Оми, потому что были противоречия, и в целях удобства теперь концепция перерисована, мы пришли к единому мнению.

Одним из замечаний общественности было несоответствие зеленых насаждений сносимым, которые были признаны аварийными. Теперь будет изменен вид зеленых насаждений, которые будут высажены, в соответствии с теми, которые сносились.

И, конечно же, проведя работу над ошибками, мы все учтем. В настоящее время разрабатывается порядок общественного обсуждения дизайн-проектов благоустройства общественных территорий, чтобы данные мероприятия проводились и с привлечением общественности, и с привлечением профессионального сообщества архитекторов.

О.И. Заремба

Хочу сказать, что эта ситуация показала два момента: во-первых, как делать не надо; во-вторых, как в нормальном режиме можно плодотворно работать с архитекторами и общественностью. Это совершенно нормальный процесс.

И я уверен, что все последующие проекты мы будем обсуждать именно таким образом. Можно поспорить, можно какие-то решения искать, можно расходиться во взглядах, но итог получается позитивный, нормальный и с гораздо меньшими затратами нервов. Давайте, все-таки, это на будущее продумывать.

Юлия Игоревна

Кроме того, хотелось бы отметить, что работы по благоустройству улицы Бударина не закончатся в 2019 году, а будут продолжены в следующем. Поэтому, с учетом предложений авторов концепций, в рамках второй очереди будет предусмотрено расширение пешеходной зоны вдоль улицы Бударина. Но данные работы возможны только после получения согласования с собственниками земельных участков. Работа по получению согласований в настоящее время начата, и если все будет получено, то пешеходная зона будет расширена, и будет также увеличено озеленение данной территории.

Еще одно из глобальных отличий концепции и проекта — разный взгляд на организацию дорожного движения непосредственно по улицам Бударина и Щербанева и парковочного пространства. А так как данное мероприятие требует не только проведения работ по благоустройству, но также и реконструкцию дорог, которая невозможна в рамках национального проекта «Формирование комфортной городской среды», данные работы планируется осуществить в следующем году. Соответственно, это будет взаимосвязь уже нескольких проектов и программ, а мы рассмотрим вопрос и о реконструкции дорог, и об изменении организации дорожного движения, которое необходимо согласовывать с ГИБДД в соответствии с предложениями архитектурного ателье «РИМ».

О.И. Заремба

Тут, наверное, важно пояснить, что есть и объективные моменты, почему так делалось и почему возникли расхождения в концепции: не потому, что не поговорили, а потому, что по-другому не получалось. Дело в том, что проекты разные, ФКГС и безопасные качественные дороги не всегда получается совместить.

Например, если ранее уже было выполнено асфальтирование, и эти работы находятся сейчас под гарантийным сроком, оснований для того, чтобы что-то еще там делать до момента истечения гарантии, нет. В момент, когда проводились работы по асфальтированию, представления, что придут деньги на проект по благоустройству, еще не было.

Сейчас понимание, что нужно делать, пришло. Архитекторы предлагают пространство сохранить единым, как площадь, увести влево к мосту дорогу (проезд). Это, конечно, предмет обсуждения с ГИБДД, но логика в этом имеется. И вместо забора, который разделит пространство на три части (парковка, дорога, площадь), сделать частью площади парковку, которая отделялась бы столбиками парковочными, и в момент мероприятия они могли бы быть либо удалены, либо не мешать проходу людей, как минимум, а в стандартном положении там будут находиться машины.

Кроме того, нужно увеличить площадь озеленения в зоне моста, с чем мы полностью согласились. И проработка уже началась. Где там можно высадить деревья? Там обилие коммуникаций, конечно же, под площадью — и это тоже сдерживающий фактор для проведения благоустройства. Но, опять же, фактор компромиссный, и мы будем его искать. Это будет реализовано в период второго этапа.

Юлия Игоревна

Также в период второго этапа дополнительно будет рассмотрен вопрос об обустройстве декоративного освещения. Возможна закупка каких-то малых архитектурных форм, как говорил Олег Игоревич, допустим, вокруг деревьев — круглые лавочки.

В целом благоустройство территории не будет четко разделено на границы. Будут дополнительные элементы в рамках второй.

О.И. Заремба

Наверное, стоит еще сказать, что будет увеличена площадь возле фонтана на набережной. Буквально сейчас мы эти моменты проговаривали: в пешеходной зоне оно будет увеличено за счет того, что мы сокращаем площадь клумбы. Там и площадка станет больше.

Юлия Игоревна

Хотелось бы отметить, что, несмотря на замечания и вопросы общественности, приостановить работы не представляется возможным.

Работы необходимо выполнить в рамках 2019 финансового года. Национальный проект «Формирование комфортной городской среды» нас ставит в очень жесткие рамки, и в случае неосвоения денег или нецелевого их использования, есть риск городу и области вылететь из данного проекта, что сделает невозможным благоустройство общественных территорий в целом. Поэтому в режиме диалога мы постарались максимально согласовать концепцию. Но приостановить работы не представляется возможным так же, как и резко, допустим, поменять очереди или ограничить площадь благоустраиваемой территории в 2019 году.

То же касается и переноса фонтана. Было очень много предложений. Так как данная территория очень насыщена инженерными коммуникациями, было найдено единственное возможное место для его расположения — сквер на набережной Оми. Поэтому, где было проектом предусмотрен фонтан, там он и останется.

Как я уже говорила, мы связаны законом «О контрактной системе в сфере закупок». Поэтому часть предложений архитекторов и общественности учесть не представляется возможным. Это касается замены малых архитектурных форм, отказа от ограждений, так как мы не можем изменить направление работы или добавить абсолютно новые ее виды, которые не были предусмотрены контрактом для подрядной организации. Соответственно, данные малые архитектурные формы останутся в том виде, в котором были предусмотрены проектом. В следующем году, может быть, будут закуплены какие-то новые архитектурные формы, а мы гармонично впишем их в существующее пространство.

О.И. Заремба

Нужно прокомментировать вопрос с ограждением: есть требования, которые предъявляют ГИБДД в части отделения проезжей части от пешеходной зоны, и мы обязаны их соблюдать. Вдоль «Летура» мы не можем их не устанавливать. Впоследствии при изменении схемы движения мы сможем их демонтировать, перенести, в любом случае применение им найдется в городе, несомненно.

Произойдет замена одного на другое, ничего на свалку не пойдет. Если что-то окажется лишним в этом проекте, мы используем это в других проектах, так что убытков не будет. Это позиция администрации.

Я предложил бы выслушать Ефима Олеговича, насколько он удовлетворен той работой, которую мы провели.

Е.О. Фрейдин

Хочу поблагодарить Олега Игоревича за организацию более-менее конструктивного взаимодействия с администрацией. При этом хочу отметить, что «Архбюро 91» содействует и пытается реализовать позиции концепции, меняя проектную документацию. С другой стороны, я вижу определенное сопротивление со стороны департамента городского хозяйства, но это связано, видимо, со скованностью контрактами, обязательствами национального проекта.

Хотел бы отметить на примере улицы Бударина, насколько у нас бесконтрольно делается проектная документация и бесконтрольно ведется, собственно, проект по комфортной среде. В нем не участвуют сейчас профессиональные сообщества практически, кроме отдельных авторов, которых иногда приглашают на строительные площадки. И проектная документация сделана в отрыве от ранее согласованных концепций. Это нужно менять на уровне выстраивания самого проекта. Возможно, это нужно менять на уровне или переподчинения проекта департаменту архитектуры, или организации, которая будет соединять компетенции департамента архитектуры, департамента городского хозяйства, департамента культуры.

История про событийную площадь, история про использование сквера: замена в сквере детской площадки на спортивную площадку — довольно странно это произошло. Мы не предъявляли к ней особых претензий, потому что уже в контракте она указана. Но, с точки зрения функционирования сквера, это немного странно. И, соответственно изменения, связанные с тем, что не было проведено абсолютно никакого общественного обсуждения. Хотя в прессе заявлялось, что где-то эта концепция рассматривалась.

Мне кажется, надо пересматривать систему коммуникаций и систему принятия решений, включение в нее профессионалов, как внутри мэрии. Потому что, к сожалению, в качестве контрстороны выступал архитектор из департамента архитектуры, который к концепции и проекту не имел отношения. То есть он не следил за процессом торгов и реализации, к сожалению. В этом смысле очень странно, что в проекте по комфортной среде нет штатного архитектора, который отслеживает все изменения. Это очень странно, потому что все проекты по комфортной среде связаны с движением пешеходов, с планировкой пространств, с развитием общественных пространств.

Теперь о том, что мы получили сейчас. Для меня это полуторамесячный процесс уже, потому что началось все в 20-х числах июля. С одной стороны удалось, по крайней мере, на этапе эскиза проектной документации изменить планировку сквера. И сквер будет работать для удобства жителей. Там нормальные трассированные дорожки, нормальные трассированные велодорожки, более-менее правильно расставлены пешеходные переходы сейчас. И взаимосвязь пространства улицы Бударина и сквера осуществлена. Я думаю, что в рабочем порядке возможна будет работа по зеленым насаждениям.

К сожалению, остается проблема с малыми формами. Проблема с ограждениями остается, и ее надо будет как-то или снимать, или согласиться с тем, что мы получаем не очень современный сквер в силу того, что малые формы выбраны вне связи с Любинским проспектом или концепцией, например.

В этом плане необходимо, мне кажется, обратиться и к СМИ, чтобы их роль была не только в наблюдении за процессом, не только в переписывании пресс-релизов и передачи готовой информации, но и в критическом отношении к самим проектам. Потому что вы видели проектную документацию на сайте госзакупок в отличие от тех представителей городского сообщества, кто за госзакупками не следит. Вы могли обратить внимание на то, что проектная документация не соответствует ранее обсуждаемой концепции.

Есть много вещей, на которые СМИ могут обращать внимание при глубокой проработке. И я думаю, что информационный фонд в течение двух лет работы над этим проектом — открытая публикация всех концепций по набережной и по Бударина. Они до сих пор опубликованы на сайтах «Город решает», «Public Speech». Они опубликованы в виде визуализации на общем сайте проекта 40 городов «Города будущего», если не ошибаюсь, Минстрой и КБ «Стрелка». Можно спокойно сравнивать концепцию, что предлагается в качестве реализации не только по улице Бударина, но и по Театральной площади, например. Там ровно такая же ситуация: сейчас ведется фактический капитальный ремонт, положения концепции разработаны Бегуном, и они не учтены. И это не проблемное воплощение воли одного архитектора. Это проблема изменения существующей ситуации. На Театральной площади, например, теперь нет трамвая, насколько вы помните, лет 20 уже, а она была спроектирована под трамвайную остановку в свое время с улицы Лермонтова. И новые системы транзитов концепцией уже были учтены. Но в капремонте их, разумеется, не будет.

Таким образом, мы консервируем определенные ошибки и с улицей Бударина. Ну, вот вовремя получилось что-то изменить. Это могла быть консервация существующих наслоений разных этапов, разных ошибок и разных недоделок. Поэтому, мне кажется, сам проект «Комфортная среда» предполагает внимание и участие общественности в реализации проектов, междисциплинарное и межведомственное взаимодействие на уровне города, области, бизнеса. И это, на самом деле, определенное переосмысление того, как нужно подходить к работе с городскими пространствами.

Мне кажется, в Омске уже реализован Любинский проспект, как пример такого взаимодействия. Все тогда тоже начиналось с конфликта, но перешло к конструктивному взаимодействию. И мне очень странно, что на улице Бударина, где все эти этапы были пройдены, можно было спокойно двигаться в этом направлении так же, как и по другим общественным пространствам.

Спасибо.

О.И. Заремба

Вопросы, коллеги. Спасибо.

«Омск-информ», Сергиенко

Хотелось бы уточнить по площади Бударина: прямо за торговым центром «Летур» расположен котлован заброшенный, заросший бурьяном. Что с ним будет?

Президент приезжает уже в ноябре уже, а вид там очень нелицеприятный. Участок, так понимаю, в частной собственности находится?

Юлия Игоревна

В данный момент на этот земельный участок есть право аренды третьих лиц, и департаментом имущественных отношений ведется работа по расторжению договора.

Но, так как это не так легко сделать моментально, работа по расторжению договора аренды ведется.

«Омск-информ», Сергиенко

К форуму он будет приведен в надлежащий вид? Либо так и будет бурьян там?

О.И. Заремба

Законы Российской Федерации работают вне зависимости от погоды или приезда должностных лиц. Все это не первый месяц длится, насколько я понимаю. Когда что-либо произойдет, ведомо, наверное, только суду.

В любом случае, активность администрации имеется в этом направлении. Естественно, не нравится никому то, что там сейчас происходит. Мы стараемся, если коротко.

«Омск-информ», Сергиенко

Если договор расторгнут, что на этом месте планируется сделать?

Юлия Игоревна

Это будет муниципальная собственность. Сдача в аренду, скорее всего, не планируется, так как это пространство как раз свободно от инженерных коммуникаций и вполне гармонично впишется в общую концепцию благоустройства. Возможно, будет обустройство парка на данной территории.

Но все это будет во вторую или третью очередь. В зависимости от того, когда освободится земельный участок, будет что-то там планироваться.

О.И. Заремба

Если он освободится, давайте так.

Юлия Игоревна

Да-да, если он освободится.

«Омскрегион»

Хотел уточнить по поводу котлована: в арбитражном суде рассматривается дело — иск департамента имущественных отношений об оспаривании права собственности на объект незавершенного строительства к ответчику Эдуарду Турманидзе. Касается ли этот процесс данного участка? И что, удалось зарегистрировать право собственности на свайное поле там?

Юлия Игоревна

Действующее законодательство выстроено таким образом, что даже забитые сваи можно признать объектом незавершенного строительства с неким процентным отношением. И в случае, если на земельном участке возникает объект даже незавершенного строительства, у чиновников уже связаны законодательством руки, и не так легко освободить этот земельный участок.

Именно поэтому департаментом имущественных отношений ведется работа и по оспариванию права собственности, так как собственники объекта имеют право на земельный участок. Чтобы освободить котлован и расторгнуть договор аренды, необходимо сначала лишить собственников объекта незавершенного строительства прав. Администрация старается долгострои уничтожать, а на территории города их много, тем не менее, эта работа не такая быстрая. Но активность уже началась.

О.И. Заремба

«Уничтожать» — может, неправильное выражение…

Юлия Игоревна

Ну да, наверное, сильно это.

О.И. Заремба

Все-таки, мы стараемся недострои достроить. В случае, когда это сложно назвать хоть каким-то строением, когда это котлован, в котором несколько свай торчит и продолжается это годами и десятилетиями, конечно, необходимо ликвидировать и что-то приличное с этим местом делать.

«Омск здесь»

Касаемо зеленых насаждений: главный камень преткновения, насколько я знаю, в коммуникациях, которые не позволяют высаживать крупномеры посреди площади. Есть способ высаживания деревьев в специальных резервуарах, которые не повлияют на коммуникации. Есть ли возможность применения этого метода?

По разворотной площадке. Я знаю, что многие люди, которые ездят в область, недовольны переносом ее к «Триумфу». Может быть, есть какие-то альтернативные варианты, откуда будут маршрутки уезжать в область?

О.И. Заремба

Я бы разделил это, как минимум, на несколько вопросов.

Зеленые насаждения. Есть люди, которые обладают компетенцией в этом. Мы приглашали специалистов и агрономов со стороны администрации и независимых экспертов. Я думаю, что мы будем вырабатывать компромиссный вариант. Потому что в кадках, есть мнение, все-таки тяжело будет крупномерам или другим многолетникам. Но поискали — вроде, есть кустарники, которые можно высадить. Между трубами есть место, где мы можем в нормальном режиме посадить крупномеры, которые будут там расти. Это уже второй этап, следующий год. Но мы уже сейчас начали этой проблемой заниматься.

О переносе остановки. Ну, опять же, есть два момента: все-таки это городское пространство — место для прогулок, отдыха, мероприятий, а не разворотная площадка. На Красной площади в Москве, например, нет разворотной площадки, хоть это и было бы удобно. Поэтому будем искать компромисс. Ну, если жителям категорически не нравится место возле «Триумфа», будем смотреть еще.

Мы в течение полутора лет с департаментом транспорта смотрим обновление транспортной концепции. Мы ездили к коллегам в Москву, общались, к нам сюда приезжал институт, который занимается разработкой для Москвы и регионов. Думаю, что до конца этого года мы, как минимум, на суд общественности что-то представим. Это будет включать и внутримуниципальные перевозки, и межмуниципальные, и дачные маршруты. Но в рамках этой пресс-конференции, мне кажется, просто рановато об этом говорить. Мы к этому вернемся еще.

«Омск здесь»

Пока альтернативных вариантов нет?

О.И. Заремба

Нам предстоит утвердить концепцию второй очереди. Вдруг мы поймем — должна быть остановка, должна быть дорога, и ничего исправлять не будем, оставим все как есть: проезжая часть, небольшая площадь, парковка и дорога. Это будет один вариант.

Если все-таки мы вернемся к концепции, которая была предложена и одобрена, но не предусматривает в этом месте ни остановки, ни тем более разворотной площадки для пригородного транспорта, значит, будем говорить о ее переносе к «Триумфу» либо в другое место.

Е.О. Фрейдин

В концепции остановка транспорта предусматривалась в принципе. В случае изменения трассировки улицы Бударина, там есть место для расположения остановки и высадки пассажиров.

О.И. Заремба

Для остановки или для разворотной площадки?

Е.О. Фрейдин

Для разворотной.

О.И. Заремба

Сегодня площадь используется для пригородных автобусов в качестве стихийного вокзала. На мой взгляд, это не очень хорошо.

Юлия Игоревна

Хотелось бы отметить, что предусмотрена проектом была остановка именно туристических автобусов, так как эта разворотная площадка была не только для областных маршруток, но и в том числе для туристических автобусов, отправляющихся в Шерегеш, например.

Соответственно, там были предусмотрены места остановки, в том числе и туристических автобусов.

О.И. Заремба

Концепция изначальная предусматривает место для парковки 10 автобусов туристических. Этому быть точно.

«Город55», Екатерина Чуклинская

На улице Музейной, прилегающей к Любинскому проспекту, сейчас планируются работы? Это первоначальный проект, по которому будет создано единое пешеходное пространство, единый стиль с Любинским проспектом или будут какие-то изменения?

Мужской голос

Давайте я поясню. Да, действительно, в том же самом проекте, что и первая очередь. Те же самые светильники, малые архитектурные формы, скамейки, урны. Вчера прошел электронный аукцион, но протокол еще не висит.

Там было две заявки. Падение в цене. Кто победил, мы пока не знаем. Но сегодня, скорее всего, уже будет известно.

«Город55», Екатерина Чуклинская

В этом году будут проведены работы?

Мужской голос

В этом году устанавливается освещение. И по проекту: 4 скамейки в стиле «Модерн» и 4 урны в классическом стиле или наоборот.

И хотелось бы получить комментарии, коллеги, по тем обвинениям, которые были сделаны в адрес авторов концепции по поводу информационного рэкета и подобных эпитетов. Я прошу, чтобы вы прокомментировали эти завуалированные обвинения.

О.И. Заремба

Хочу сказать, что с позиции администрации речи об информационном рэкете нет, безусловно. Думаю, что коллег я призову быть, как минимум, осторожнее с формулировками в будущем. В любом конфликте всегда есть две стороны, вы понимаете. И, наверное, чиновники в меньшей степени имеют право обижаться или вообще, может, не имеют право. Чтобы выяснить, найти истину, и существуют переговорные площадки. Собственно, сейчас мы этот пример и показываем.

Я хочу принести извинения от лица администрации за те обвинения, которые прозвучали. Считаю, что конфликт, который возник и имел место — это вина наша.

На будущее стоит задача, чтобы подобного не возникало. Чтобы не возникло никакого явления, которое было бы названо информационным рэкетом. Поэтому, еще раз, приношу извинения, были не правы.

В рабочем режиме, если какие-то вопросы еще будут, мы продолжим работу. И с Ефимом Олеговичем, и с общественностью будем работать до победного.

Спасибо, коллеги.