Пресс-конференции

Пресс-конференция Ильи Дубина 31.05.2010

Стенограмма пресс-конференции директора департамента образования Администрации города Омска И.В. Дубина

Е.И. Моренис

Сегодня у нас пресс-конференция директора департамента образования Администрации города Омска Ильи Владимировича Дубина. Думаю, что тема как никогда актуальна, поскольку только-только прозвенели последние звонки, началась сдача первых ЕГЭ, началось летнее оздоровление детей. Думаю, что вопросов у вас к Илье Владимировичу будет много. Так что предлагаю активно провести этот час с пользой друг для друга. Не забывайте, пожалуйста, представляться. И первое слово Илье Владимировичу.

И.В. Дубин

Спасибо. Добрый день, уважаемые друзья. Давно мы не встречались в этом зале. Спасибо, что актуализировали тему. Я думаю, что, действительно, разговор стоит повести именно в этом русле. Можно уже считать, что окончание учебного года произошло. На прошлой неделе мы провели во всех общеобразовательных учреждениях праздники последнего звонка, которые организованно состоялись 25 числа. Мы сами приезжали на последние звонки. У нас традиция, уже третий год я всех моих заместителей, руководителей отделов закрепляю за парками, скверами, набережной нашего города. Мы смотрим на то, как ведут себя наши выпускники. Очень приятно отметить, что в этом году очень организованно прошли все эти праздники, что они не были омрачены какими-то чрезвычайными ситуациями. Все прошло достаточно организованно, интересно и празднично.

В этом году у нас, если брать статистику, почти 7 тыс. выпускников-одиннадцатиклассников, если точнее, то 6,900 с небольшим человек, и 10350 выпускников-девятиклассников. Небольшое сокращение детей выпускных классов в этом году еще продолжается, но процесс этот в скором будущем уже приостановится, и мы получим опять увеличение наших выпускников.

На прошлую неделю пришлось окончание учебного года. Эта неделя была у нас ознаменована началом сдачи ЕГЭ. 27 числа сдавали одиннадцатиклассники первые предметы по выбору. И на этой неделе, сегодня у нас первая массовая сдача обязательного предмета, сегодня мы сдаем русский язык. Все выпускники одиннадцатых классов омских школ сегодня сдают ЕГЭ по русскому языку.

Большая организационная работа была проведена, нас ждут тяжелые будни. Несмотря на то, что учебный год завершился до 21 июня, а это последний срок дополнительных дат для сдачи ЕГЭ, этот процесс мы только будем организовывать. В этом году у нас впервые девятиклассники все поголовно сдают экзамен в формате государственной итоговой аттестации с участием территориальной экзаменационной комиссии. Это уже не эксперимент. 9 классы тоже сдают два обязательных предмета: русский и математику вот по этой форме. Большую работу мы проделали, еще начиная с марта, когда со всеми родителями выпускников отработали все нюансы и механизмы сдачи в этом году ЕГЭ: собрали все заявки по выбору предметов, сформировали пункты приема сдачи экзамена по всем муниципальным учреждениям образования, а у нас их более 40 пунктов. Напомню, что ученики сдают экзамен не в стенах своего родного образовательного учреждения. Всего таких пунктов сдачи экзамена по городу у нас 40, они организованы в зависимости от предмета, который будет сдаваться. Соответственно, более 3 тыс. педагогов омских школ привлечено к этой работе. Определены руководители пункта приема экзамена, определены аудиторные списки общественных наблюдателей. По первому дню, который пришелся на 27 число, у нас сдавалось всего два предмета: информатика, литература. И претензий по сдаче экзаменов в формате ЕГЭ: по процедуре, по каким-то нюансам, которые могли бы возникнуть, нет. Не поступило жалоб ни от выпускников, ни от родителей, ни от общественных наблюдателей. Надеемся, что и все процедурные моменты по организации ЕГЭ в текущий период до 21 июня мы тоже сможем организовать, для этого у нас все основания есть.

То, что касается выпускных вечеров. Мы определили даты: 23 и 24 июня. В эти два дня, после того, как мы завершим все вопросы, связанные со сдачей ЕГЭ, мы проведем в течение двух дней организованно в городе Омске для всех выпускников выпускные вечера. Конечно же, по сложившейся традиции в этом году мы ждем всех выпускников на Иртышской набережной, где будет от Администрации города Омска в качестве подарка представлен салют. Вся работа подготовительная уже проходит. И, соответственно, 28 июня это будет уже финальная точка в организации окончания учебного года, мы проведем бал золотых и серебряных медалистов. Несмотря на то, что год из года такая серьезная функция золотой и серебряной медали утрачивается как некая льгота при поступлении в высшие учебные заведения, все-таки авторитет и заслуга наших выпускников, добившихся таких замечательных результатов, высок, и мы продолжаем эту традицию развивать и в дальнейшем. Традиционное место для проведения бала мы определили – это музыкальный театр, и мы не меняем дислокацию. Уже провели встречу с руководителем музыкального театра, с режиссером. Тоже сейчас готовим сюрпризы, неожиданности, чтобы каждый бал золотых медалистов был все-таки некой особенностью. И вы каждый раз задаете вопрос о том, чем же он будет отличаться, какие особенности несет, поэтому мы заранее уже готовимся и к вашим вопросам.

Еще раз о том, что касается ЕГЭ. Я думаю, это тоже будет интересно, какие предметы по выбору омские школьники выбрали, какой рейтинг этих предметов. Напомню, что мы сдаем в качестве обязательных предметов только русский язык и математику. Остальные предметы по выбору тоже интересно посмотреть, какие из них доминируют в системе омского образования. На первом месте среди предметов по выбору – обществознание. Выбрало его 4668 выпускников, выбрало с большим отрывом, то есть почти более 65% выпускников 11 классов предметом по выбору поставили обществознание. Вторую позицию в таком неформальном рейтинге занимает экзамен по физике. Здесь чуть больше 2,5 тыс. выпускников выбрали, то есть порядка 36%. Исходя из этого, мы предполагаем что нехватки абитуриентов в технические вузы, наверное, в этом году не будет. Слишком уж большое количество выбрало именно эти предметы. Многие выпускники будут сдавать ЕГЭ по истории, их почти 2,5 тыс. человек. И еще один из самых популярных предметов по ЕГЭ – это биология, ее выбрали 1540 выпускников. Выбор предмета объясним. Это профильный предмет для поступления в медицинское и ветеринарное учебные заведения. Английский язык тоже более 1200 детей у нас выбрали. Дальше идет информатика, химия. И на последнем месте в небольшом количестве идут иностранные языки: немецкий и французский. Вот такой рейтинг предметов по выбору, он, в принципе, отражает картину и прошлого года. В основном, омские вузы и вузы соседних городов в качестве предметов по выбору при поступлении как раз и определяют обществознание, историю, английский язык, биологию. Поэтому абсолютно логичный выбор в этом году.

Что касается качества подготовки, качества образования. У нас ожидается 401 медалист. Если брать в процентном отношении от общего количества выпускников, то это 6% от общего количества, за последние три года – ни больше, ни меньше. Вот в этом русле мы и в этом году учебный год завершаем. Вот то, что касается окончания самого учебного года. Но повторюсь, коллеги, что он еще для нас как для чиновников и организаторов сложной процедуры сдачи государственной итоговой аттестации закончится только к концу июня.

То, что касается продолжения работы образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, то в летний период у нас по этому поводу большие планы. Сегодня завершается приемка пришкольных лагерей. Вы знаете, что это одна из самых популярных, востребованных и, в принципе, очень эффективных форм организации именно летнего оздоровления и занятости несовершеннолетних в возрасте от 7 до 15 лет. В этом году в этой вроде бы сложившейся системе появились свои особенности, которые несут для нас для всех большие плюсы. Что касается непосредственно подготовки, то в апреле-мае уже все образовательные учреждения подготовились очень серьезно к подготовке пришкольных лагерей. На прошлой неделе состоялось расширенное совещание с представителями Роспотребнадзора по Омской области, которые, в основном, организуют приемку и курируют качество подготовки учреждений к летнему оздоровлению. На общем совещании было отмечено, что серьезных каких-то недостатков и замечаний нет. В течение этого времени оперативно мелкие недостатки устранялись. И сегодня к концу дня мы должны будем получить официальное заключение, положительное я надеюсь, что все лагеря пришкольные будут допущены к работе. Мы планируем первые лагеря уже открыть с 3 июня, то есть на этой неделе.

Всего на базе общеобразовательных учреждений в такой форме в течение летнего периода мы будем работать только два сезона. Основное количество будет работать в течение июня, а в течение июля вторая часть. Всего 28 смен проведем. Это связано с подготовкой образовательных учреждений уже к началу учебного года. 17,5 тыс. несовершеннолетних мы планируем оздоровить.

И в чем все-таки плюсы в этом году? Вы знаете, что изменилась система финансирования этой программы. Если раньше стоимость путевки на оздоровление ребенка в пришкольном лагере оплачивалась из Фонда социального страхования и, соответственно, только дети, чьи родители являлись страхователями фонда, имели право попасть в этот пришкольный лагерь, бесплатно получить такую услугу оздоровления, то в этом году изменилась система финансирования. Все бремя по оплате путевок в пришкольные лагеря взял на себя региональный бюджет. И поэтому вот эти ограничения нас очень сдерживали. Поймите правильно, мы акцент делаем на оздоровление детей из асоциальных групп, где родители безработные, где многодетные семьи. Как раз эти родители не могли принести справку о том, что они являются страхователями Фонда социального страхования, и, соответственно, не попадали под эту категорию. Сейчас эти ограничения сняты. В этом году мы очень активно через социальных педагогов, педагогов-психологов, вожатых образовательных учреждений проводили работу именно с этой категорией родителей, чтобы их ознакомить с соответствующей формой, чтобы они вовремя подали заявления. И акцент мы сделали как раз на оздоровление детей из группы риска, из асоциальных, дезадаптированных семей, которые никогда этим не занимались.

17,5 тысяч детей, напомню, мы в этом году планируем оздоровить. Стоимость питания на одного ребенка в этом году возросла, она составляет 88 рублей на человека в день. На сегодняшний момент все цикличные меню согласованы с Роспотребнадзором, определены поставщики продуктов питания. Мы понимаем, что во многом в пришкольном лагере, если говорить об оздоровлении, функция питания наравне с оздоровительной функцией выходит на первое место. Потому что мы не меняем место проживания ребенка, не возим его в рекреационные зоны отдыха. Он оздоравливается здесь. Поэтому оздоровительный эффект для нас важно получить через витаминизацию, через правильное, качественное, полноценное, сбалансированное питание.

В этом году мы продолжим очень активное сотрудничество с муниципальными учреждениями здравоохранения. В прошлом году такая практика у нас сложилась. И практически со всеми муниципальными учреждениями здравоохранения мы имеем сегодня договор о совместной деятельности в части организации оздоровительных процедур на базе центров оздоровительного лечения. Они сейчас есть во многих лечебных заведениях. Это корригирующая гимнастика, ЛФК, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, общеразвивающие процедуры. То есть целый комплекс именно оздоровительных процедур, которые мы будем осуществлять, привлекая профессионалов из области медицины. Это тоже дает очень серьезный оздоровительный эффект.

Что касается загородного оздоровления, у нас тоже есть на базе департамента образования два загородных лагеря: «Дружные ребята» и «Юбилейный». Они тоже сейчас находятся в стадии подготовки, комплектования. Это традиционные штатные мероприятия по открытию первых сезонов. Лагерь «Дружные ребята» у нас уже готов, мы имеем положительное заключение государственной пожарной службы надзора. Завтра мы проводим комплексную приемку этого лагеря городской оздоровительной комиссией. Лагерь очень популярный, востребованный. Он находится на территории Чернолучья в реликтовом бору, поэтому на него очень большой спрос. Надеюсь, что завтра мы получим положительное заключение городской комиссии, и 4 числа мы начнем уже завозить детей на первый сезон. Лагерь «Юбилейный» откроется чуть позже. Мы планируем первый сезон там начать 16 июня. Сейчас тоже идут серьезные подготовительные работы. База этого лагеря требует больше вложений, средств и времени для подготовки. Но, тем не менее, мы тоже планируем 16 июня открыть первый сезон.

На этом летняя занятость, конечно же, не заканчивается. У нас есть традиционные формы организации трудовой летней занятости в течение всего летнего периода. Она тоже на сегодняшний день остается очень востребованной. Мы имели 2700 заявок на конец мая от несовершеннолетних, которые изъявили желание поучаствовать в программе временной трудовой занятости. К сожалению, к началу мая у нас, согласно квоте доведенной до нас и возможностей бюджетного финансирования, не было возможности удовлетворить потребности всех желающих. Поэтому мы подготовили служебную записку, и мэром было принято решение увеличить на 6 млн. рублей городской бюджет с целью удовлетворения 100% всех заявок, потребностей несовершеннолетних, обучающихся в наших образовательных учреждениях в этой форме организации временной занятости. В этом году, напомню, сохраняется сложившееся время работы, то есть несовершеннолетние 14–15 лет работают у нас 4 часа и несовершеннолетние 16–17 лет работают 6 часов. Уровень заработной платы сохранился на уровне прошлого года с небольшим увеличением. Если быть точным, в этом году те, кто работает 4 часа, получат 3065 рублей, а те, кто работает 6 часов – 4065 рублей. Поэтому желающих заработать такие деньги у нас достаточно. И самое главное, о чем мы не забываем – здесь очень серьезная воспитательная функция присутствует. Мы это отмечаем на совещании с руководителями учреждений. Там, где благоустройство пришкольной территории проводится силами вот таких трудовых отрядов старшеклассников, которые своими руками всё это делают, в течение учебного года все это и сохраняется. Соответственно, жесткий контроль здесь будет установлен со стороны департамента и службы занятости за соблюдением всех требований к безопасности труда. Перечень видов работ, допустимых для этой категории детей, согласован, определен. Он не претерпел изменений по сравнению с прошлым годом. И опыт показывает, что в этой части у нас серьезные наработки, особых каких-то нарушений у нас в течение летнего периода в части организации труда не возникало.

Это наши планы на лето. Конечно же, учреждения дополнительного образования продолжат свою работу. Для них этот период, наоборот, самый напряженный, их ждет большое количество соревнований, конкурсов, выставок. Если говорить о том, как мы этот учебный год завершили в части активности наших детей в участии в различных муниципальных региональных всероссийских конкурсах, выставках, фестивалях, то мы отмечаем колоссальный рост по некоторым позициям. Во-первых, по количеству различных мероприятий. Вот если даже взять, например, мероприятия муниципального уровня, то в этом году их стало в два раза больше. Уже 79 мероприятий муниципального уровня мы имеем для школьников и дошколят, что важно тоже отметить. В этом году мы стали продолжать традицию различных олимпиад, в том числе, по математике и по русскому языку для дошкольного возраста. Это была инициатива самих родителей, мы ее поддержали и в этом году очень интересно эти конкурсы прошли. Мы отмечаем огромную активность детей. Наверное, это еще и активность самих педагогов и родителей. Практически, еще раз повторюсь, по некоторым олимпиадам, по некоторым конкурсам увеличение идет практически в два раза. У нас также есть очень серьезные результаты на федеральном уровне в предметных олимпиадах. 21 предмет включен в олимпийское движение. По всем этим предметам омские школьники были представлены как на региональном, так и на федеральном уровне.

Что касается внедрения инновационных технологий, то в этом году мы также продолжили конкурсы, связанные с поддержкой инновационных образовательных учреждений. В середине мая мы подвели итоги традиционного муниципального конкурса учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные технологии и программы. Напомню, что в простонародье мы его называем «конкурс миллионеров». На федеральном уровне, к сожалению, этот конкурс прекратил свое существование. Это была часть национального приоритетного проекта «Образование», которая дала толчок для развития конкурсов на местном уровне. И мы свое решение не отменяли, в этом году у нас 20 «миллионеров» определилось. 18 июня мы официально проведем торжественное мероприятие, связанное с вручением сертификатов этим учреждениям. Экспертная комиссия уже подписала протокол. Напомню, что у нас четко была обозначена квота. В отличие от федерального конкурса, у нас в муниципальном конкурсе имеют право принимать учреждения не только общего образования, то есть школы, лицеи, гимназии, но и детские сады, соответственно, учреждения дополнительного образования. Места распределились таким образом: у нас получают миллионы по квоте 10 учреждений общего образования, 7 учреждений дошкольного образования и 3 учреждения системы дополнительного образования, всего – 20 учреждений.

Что в этом году добавилось к Году учителя, какими мероприятиями он отмечен? Тоже логично об этом поговорить. Прошло уже пять месяцев, как был объявлен Год учителя. Что же сделано в нашей системе? В основном, наши коллеги-педагоги ожидали, и это вполне объяснимо, в Год учителя элементарного повышения уровня заработной платы. Всех, конечно же, волновал этот вопрос. На сегодняшний день, мы понимаем, что это функция не наша, не муниципальная, и что зарплату выплачиваем не мы, но, тем не менее, есть общая совместная наработанная позиция в этой части, есть конкретные движения. В апреле мы получили увеличение фонда оплаты труда. Из регионального бюджета было выделено 180 млн. 700 тыс. рублей на повышение уровня оплаты труда омских учителей. Это действительно позволило сегодня значительно повысить зарплату. В некоторых учреждениях это повышение составило порядка 28–30%. Поэтому было принято решение направить эти средства, чтобы опять же соблюсти основной принцип введения отраслевой системы оплаты труда, в стимулирующую часть. То есть не в основной оклад, а все-таки увеличить возможности руководителя учреждения, максимально привязать уровень оплаты труда каждого педагога, работника учреждения образования к его результатам.

Действительно, сегодня в большинстве учреждений образования фонд стимулирующей части в структуре заработной платы составляет до 40%. То есть это те деньги, которые надо действительно заработать, доказав и показав определенный результат. Это сегодня стимулирует руководителей, и мы видим уже на сегодняшний день от этого эффект. Мы анализируем не только количество детей, которые участвуют у нас в различных конкурсах, мероприятиях, соревнованиях, фестивалях, выставках, но и самих педагогов, для которых существует тоже огромное количество конкурсов. Все вы присутствовали на ярких традиционных конкурсах, которые в этом году были посвящены, в том числе, и Году учителя. Например, возьмем конкурс молодых педагогов «Открытие». Мы видим каждый год увеличение желающих попасть на него, стремление молодых педагогов себя показать, хотя там нет серьезных каких-то материальных премий, стипендий победителям, хотя призовой фонд, конечно, есть. Наблюдается большая активность молодых педагогов проявить себя, они хотят участвовать в этом конкурсе. Существует конкурс среди руководителей образовательных учреждений «Лидер в образовании», где мы тоже отмечаем увеличение количества участников. Говоря о «школах миллионеров», важно отметить, что мы третий год всего лишь проводим этот конкурс. В нем 20 лучших учреждений Омска стали победителями. На первый конкурс, проходивший в 2008 году, было подано всего лишь 32 заявки. Вот в этом году мы уже получили 72 заявки. То есть ежегодно количество участников возрастает, за два года оно выросло практически в два раза. А согласитесь, это непростое дело. Не просто собрать огромное количество документов, материалов, подтверждающих свою деятельность. Но самое главное – это результат. То есть сегодня 72 учреждения свободно и открыто заявляют – мы готовы к оценке внешней, к экспертизе инновационной образовательной деятельности. Для нас это тоже очень важно и значимо.

То, что касается Года учителя. Стартовало это мероприятие у нас, может быть, не очень традиционно. Мы определили категорию вожатых. И первое, что открыло Год учителя в городе Омске – это финал городского конкурса вожатского мастерства «Вожатый года». Эта категория особая. Мы по-разному воспринимаем понятие «учитель». Многие думают, что это только учителя-предметники. В нашей системе образования есть и воспитатели, и педагоги дополнительного образования, и психологи, и социальные педагоги, в том числе и вожатые. Мы подошли к Году учителя несколько нетрадиционно. Помимо крупных научных конференций, каких-то наших корпоративных мероприятий мы провели в феврале впервые в муниципальной системе образования КВН среди сборных команд. Три команды мы выставляли: одна команда департамента образования и две команды – сборные от муниципальной системы образования. Получился большой, феерический праздник. Мы посмотрели друг на друга и вообще на систему образования несколько шуточным таким взглядом, скептическим. Кстати, он для нас был очень полезным, в том числе и для руководителей. Мы на себя со стороны посмотрели, услышали многие вещи, которые в обычной форме где-то кто-то иногда и стесняется задать.

На этом мы не останавливаемся. Осенью нас ждет интересный, большой фестиваль творчества омских педагогов непрофессионального творчества по предметам, которые мы проводим, талантов, которые реализуются вне профессиональной деятельности. У нас там будет и вокал, и хореография, и оригинальный жанр. Мы знаем, что омские педагоги талантливы не только в своих учебных кабинетах за учебной доской, но еще и занимаются творчеством: многие рисуют, талантливо делают какие-то работы. Мы решили инициативу поддержать. Огромное количество заявок мы уже получили. Сейчас идут отборочные туры, а осенью мы получим уже финал.

Какие мероприятия мы добавили к Году учителя опять же в конкурсном движении? Добавили одно очень масштабное мероприятие, ставшее событием для города. На одном из совещаний с руководителями учреждений было высказано такое предложение: «Давайте определим в Год учителя в каждом учреждении, независимо от его статуса, лучшего педагога, будь то воспитатель в детском саду, педагог дополнительного образования в центре творчества, учитель школы, гимназии или лицея». Мэр эту инициативу поддержал, вышло постановление о проведении городского конкурса «Признание». Суть его такова: каждое учреждение у себя на основании общего положения проводит конкурс. Всего у нас 375 муниципальных учреждений образования, то есть мы получаем 375 представителей нашей системы. Логично задать вопрос, для чего этот конкурс? Это опять же стимул. Выделены из городского бюджета 18 млн. рублей на эти цели. То есть каждый победитель, в каждом образовательном учреждении получит премию в размере 50 тыс. рублей. Это помимо той же поддержки финансовой, которую мы проводим в рамках приоритетного национального проекта, где 50 лучших омских педагогов всей нашей системы получают из муниципального бюджета премию в размере 100 тыс. рублей. Но это было предусмотрено только для 50 человек, а здесь для всех победителей – в каждом учреждении сформирован вот такой призовой фонд.

В эти выходные мэр сказал, что нужно провести еще один конкурс среди самых лучших, и учредить приз – автомобиль. Несправедливо, что медики, а лучший медик, медсестра или врач, получают по автомобилю, а в Год учителя учитель не получит этого приза. Поэтому нам дано поручение проработать этот вопрос, а ко Дню учителя, осенью провести финал конкурса среди самых лучших педагогов, определить самого лучшего педагога, и, соответственно, вручить ему такой же приз – автомобиль. Мы пока никому эту новость не говорили, она только в субботу родилась в качестве поручения мэра. Поэтому мы сейчас уже этот вариант будем прорабатывать.

На прошлой неделе мы, будучи в городском Дворце творчества, окопались в наших архивах, чтобы посмотреть, что было сделано. Мы вообще следим за тем, как развивается система образования, как она меняется в последние годы. Мы живем в эпоху больших реформ и перемен, и для нас было удивительно, что в муниципальной системе образования никогда не существовало, казалось, элементарной вещи – Доски почета работников муниципальной системы образования и Книги почета. На прошлой неделе мы вот эту маленькую несправедливость с помощью наших коллег – руководителей учреждений ликвидировали. И в городском Дворце творчества на прошлой неделе мы открыли впервые в истории муниципальной системы образования почетную Доску учителя. Мы не случайно определили это учреждение. Городской Дворец творчества – это самое крупное наше учреждение, в котором проходят все самые яркие события муниципальной системы образования: конкурсы, фестивали, конференции. Там бывает огромное количество педагогов, родителей и детей. По положению, на этой Доске почета всего лишь десять мест для размещения. Первые десять лучших педагогов по решению конкурсной комиссии были определены. Туда попали и представители ветеранских организаций, и педагогических династий, и молодые педагоги, и воспитатель детского сада. То есть абсолютно разный контингент: представители всей системы образования и современной системы, и люди, скажем так, находящиеся на пенсии. По положению, мы будем обновлять эту экспозицию каждый квартал, то есть эти десять человек у нас будут размещены только в течение трех месяцев. Также мы еще будем презентовать Книгу почета, в которую также будем заносить лучших работников муниципальной системы образования.

Это то небольшое количество мероприятий, которые мы успели реализовать, скажем так, в рамках городского масштаба. В этом году мы все-таки акцент делали на Год учителя, на проведение вот таких камерных, маленьких, локальных форм в образовательных учреждениях. И мы здесь очень большую работу проводили с родительскими комитетами, с общественностью школ, с учениками, с активом старшеклассников, чтобы не учитель сам для себя становился организатором этих праздников и мероприятий. Мы настроили именно родительскую общественность, старшеклассников, активистов на то, чтобы они своими силами создавали такие различные мероприятия камерной формы в своих учреждениях, где учитель бы, действительно, чувствовал большее внимание к своей персоне со стороны родителей, детей. И мы получили такой колоссальный отклик, огромное количество вот таких маленьких мероприятий. Особенно нас поразил фотоконкурс «Учитель глазами детей, родителей», где были представлены работы, которые показывали учителя уже совершенно в другом месте, в другом образе. Интересен был конкурс сочинений «Учитель, перед именем твоим!..» Одним словом, очень много было таких простых мероприятий, но их формат носил очень мощное душевное содержание.

Вот, в принципе, основные моменты, на которых мы сегодня хотели акцентировать внимание: итоги окончания учебного года, наши планы на лето, мероприятия, посвященные Году учителя, перспективы, связанные с этим. К сожалению, мы пока не можем говорить о результатах качества знаний, которые нам выдадут по результатам ЕГЭ. Эту информацию мы дополнительно обязательно дадим. Надеемся, что как и в прошлом году, средний балл по городу Омску по основным предметам будет выше общероссийского. Напомню, в прошлом году мы получили по математике и русскому языку по основным предметам в формате ЕГЭ средний балл чуть выше, чем общероссийский, поэтому это нас радует. Надеемся, что уровень образования и качество тех знаний, которые выдают сегодня наши педагоги, также подтвердит результат ЕГЭ и в этом году. Плюс, мы поделились нашими планами грандиозными по поводу конкурсной поддержки инновационной деятельности учреждений, поддержки лучших активных педагогов, внедряющих инновационные программы.

И предвосхищаю ваш вопрос, связанный с внесением изменений в правовые акты, связанные с созданием бюджетных, казенных и автономных учреждений. Также, думаю, последует основной вопрос, что будет с системой образования в будущем, станет ли это система платной или бесплатной? Однозначно здесь ответ один – все эти законы, акты федерального уровня всегда устанавливают новые правоотношения между учредителем и учреждением. Они абсолютно никак не влияют на родителя и ребенка. То есть это правоотношения между муниципальной системой и учреждением. Поэтому никакой речи здесь о том, что общее образование или дошкольное образование вдруг ни с того, ни с сего поголовно станет платным, вообще быть не может. Во-вторых, мы с вами понимаем, что установлен новый федеральный образовательный стандарт, который будет внедряться в начальной школе уже с сентября этого года в качестве эксперимента, а к следующему учебному году в качестве обязательного. Так вот этот федеральный государственный образовательный стандарт подразумевает бесплатное образование. Поэтому все федеральные стандарты – наше базовое образование остается бесплатным. Да, учреждения получают большую автономию в части предоставления, согласно этому закону, дополнительных платных услуг. Но мы к этому давно идем. И эти услуги необходимо легализовывать и официально оформлять. Поэтому в этой части эти законодательные инициативы позволяют нам всю эту систему выстроить в нормальном юридическом поле, в нормальных отношениях с родителями, учителями и нашими обучающимися. Ну, а теперь, коллеги, если есть вопросы, готов на них ответить.

Е.И. Моренис

Спасибо, Илья Владимирович. Коллеги, пожалуйста.

ГТРК «Иртыш», Екатерина Лушникова

Расскажите, пожалуйста, про первоклассников. Сколько малышей в сентябре сядут за парты? Как идет укомплектованность школ учебниками? И самое главное, сейчас очень много образовательных программ для малышей, скажите, пожалуйста, есть ли такие, которым родители отдают наибольшее предпочтение, которые наиболее востребованы? Спасибо.

И.В. Дубин

Спасибо за вопрос. Про первоклашек не готовился, честно говоря. Сейчас не помню. По комплектованию. Во-первых, сейчас комплектование не завершилось, оно еще идет, и мы его закончим только в августе. Пока, к сожалению, мы наблюдаем некое снижение по сравнению с прошлым годом. 8,5 тыс. заявлений, по-моему, мы на сегодняшний момент получили. Мы думаем, что будет около 9 тыс. первоклассников. Что касается учебников, то в каждом учреждении своя сложившаяся система работы, общей системы нет. Каким учебникам отдают предпочтения? Ну, здесь мы большую работу проводим непосредственно с родителями будущих первоклассников. У нас есть очень хорошая форма родительских собраний, которые проходят в апреле-мае. У нас есть специальный центр в учреждении, который формирует всю базу по предлагаемым для начальной школы программам, всю базу современных, новых учебников. Поднимаем все сертификаты, отзывы, характеристики и так далее, предоставляем на выбор, говорим, какими учебниками не надо однозначно пользоваться. На рынке есть литература, которая абсолютно не рекомендована Министерством образования и науки, но рынок есть рынок. Мы однозначно отсекаем то, что вообще не должно быть в школах, и затем уже предлагаем на выбор родителям использовать те программы, которые сегодня предлагаются для начальной школы. Сказать по выбору учебников, к сожалению, сейчас тоже не готов. Но эта информация есть. Если есть такая необходимость, в рабочем порядке Снежана Александровна ее представит.

«Город 55», Татьяна Стужук

Хотела чуть вернуться к вопросу о ЕГЭ. Вы сказали вкратце о результатах прошлого года. Можно, если можно, сказать в цифрах, насколько мы в прошлом году были выше общероссийского бала, и что ожидается в этом году в цифрах?

И.В. Дубин

В цифрах я могу точно сказать, если Вас интересует конкретная статистика по русскому и по математике, что представлял собой общероссийский бал. Мы получили эти данные по городу Омску. По-моему, там математика и русский язык составляли 56 с небольшим баллов или чуть ниже. Это ниже буквально на несколько десятых по России в целом, там буквально небольшая разница. Но средний бал по русскому и математике составлял где-то 56, 55 баллов.

В этом году нам сложно прогнозировать. Мы большой отток получили по физике. То есть большое количество выбирает физику. Предмет сдавать очень сложно. Информатику тоже большое количество выбирает. Сдавать тоже очень сложно. По процедуре иностранные языки также сдавать непросто. По процедуре это происходит сложнее, нежели в течение года вы получаете знания. Но, тем не менее, многие выпускники начинают готовиться к сдаче экзаменов именно по тестовой форме. Заранее в течение года дополнительно мы в школах тест-классы открываем, реализуем эти программы. Но, сами поймите, очень трудно воспринимать, например, по иностранному языку задание. Я в прошлом году посещал именно этот предмет, наблюдал, как тесты воспринимаются учащимися. Очень сложно включать диск и получать задание с голоса живого человека. Даже мне психологически было сложно сосредоточиться, чтобы запомнить ту задачу, которая воспроизводится, например, просто из магнитофона или из компьютера. С диска идет звук постороннего человека, который вам выдает это задание, вы впервые его слышите. Да, мы имеем возможность повторного включения, но когда стоит живой человек и вещает или когда вам техника выдает этот звук, воспринимаются по-разному.

По сравнению с Омской областью, у нас огромное количество детей выбирает физику. В Омской области в прошлом году превалировала биология больше. Но тоже вполне объяснимо. Может быть, больше выпускников из сельских школ идут в медицинский и ветеринарный вузы. А эти предметы сдаются тяжелее, и, соответственно, средний балл там гораздо ниже, нежели по другим предметам.

Прогнозировать в этом году дело неблагодарное, но мы очень надеемся, что мы в этом году по основным предметам будем все-таки не хуже средних российских показателей. Что нас радует в этом году, что не так много выпускников выбирают по выбору по четыре, по пять, по шесть предметов. То есть уже идет ранняя профориентация, больше выпускников уже определились с тем, куда они пойдут, это тоже показатель. Когда ребенок сдает четыре или пять предметов по выбору, это значит, что он хочет просто попробовать, как в лотерее, а где повезет и в какой вуз пойдет – не знает. Сегодня мы видим, что количество детей, которые выбрали большее количество предметов по выбору, сократилось. Значит, выпускники очень четко определились с направлением своего будущего обучения и, соответственно, у них есть больше возможностей готовиться планомерно к сдаче экзаменов по этим предметам. Здесь тоже большая работа была проделана. И в этом году мы тоже имеем ограничение по количеству высших учебных заведений, куда мы можем подать сертификаты по результатам ЕГЭ. Если в прошлом году позиция была такая: хоть сколько вузов выбирайте, во все подавайте наобум, как лотерея сработает, куда попаду и туда попаду, то в этом году эта система, слава богу, скорректирована, и мы уже имеем не такое большое количество вузов, куда мы можем подать сертификат по итогам сдачи единого государственного экзамена. Поэтому по прогнозам, скажем так, – осторожный оптимизм у нас по этому поводу.

«Вечерний Омск», Светлана Меженная

Согласно новой системе образования, к которой мы приступим к 2012 году, с 2011 года в качестве эксперимента идет усиление блока дополнительного образования в рамках школы. Я имею в виду, основное направление. Родители многие звонят в редакцию, задают вопрос: «Возможно ли на уровне города, муниципалитета сделать некую систему взаимозачета дополнительных образовательных программ в школьных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования?» К примеру, ребенок танцами занимается…

И.В. Дубин

Я понял Ваш вопрос. Да, в новых федеральных образовательных стандартах подразумевается более полная занятость ребенка в течение учебного дня непосредственно в стенах образовательного учреждения, где помимо выдачи образовательного стандарта непосредственно по базисным предметам, мы должны обеспечить, ну, загрузить ребенка еще и дополнительным образованием, организовать его досуг, оздоровление и так далее. Мы можем констатировать очень простую вещь, что в городе Омске уже сложилась система достаточно удобная и выгодная для нас в части того, что педагоги дополнительного образования, в основном, базируются в стенах наших общеобразовательных школ. Сегодня не многие учреждения дополнительного образования имеют большие, крупные базы, такие как Дворец творчества. И тот вопрос, который Вы задаете, вполне логичен и имеет место быть. Поэтому мы не сможем полностью удовлетворить всех желающих заниматься в стенах общеобразовательного учреждения. И, наверное, нет никакой логики, если ребенок профессионально после занятий занимается в городском Дворце творчества, например, в ансамбле танца «Мечта», то вдруг начать ему говорить, что, мол, туда ходить не надо, ты будешь ходить после занятий к себе в школу и отплясывать кренделя в той части, которую тебе могут дать местные педагоги. Однозначно, таких перегибов не будет. И цель-то была не для этого. Акцент делается на тех детей, кто сегодня, к сожалению, не определился с системой дополнительного образования, в том числе, может быть, и по причине удаленности каких-то объектов и невозможности его туда возить. Поэтому мы должны акцент сделать на предоставление дополнительных образовательных услуг именно для этой категории детей, максимально их обеспечить этими дополнительными образовательными услугами в стенах школы. Акцент здесь будет сделан на это. Родителей надо успокаивать в этой части.

«Вечерний Омск», Светлана Меженная

Что касается конкурса, на котором можно было бы определить лучшего педагога, то Вы сказали, если я правильно поняла, что принять в нем участие смогут педагоги, которые на каком-то другом конкурсе уже отличились или как?

И.В. Дубин

Светлана, к сожалению, я не могу ответить на этот вопрос. Еще раз повторю, что буквально в субботу после этой передачи, где Вы присутствовали, мы с мэром разговаривали, подводили итоги, и там нам было дано это поручение. Мы, к сожалению, за воскресенье пока только переварили. Вот сегодня будем собирать рабочую группу, принимать решение каким образом. Потому и сроки будут сжатые. Мы определим критерий отбора – это победители каких-то наших муниципальных крупных конкурсов, их различных этапов. Конечно, не все желающие смогут в нем участвовать. Мы определим круг, в который, Вы правильно сделали акцент, могли бы попасть лучшие среди лучших. Сначала определим круг или, скажем так, номинации. Ведь нас еще ждет массовый конкурс, о котором я сказал, – это лучший в каждом учреждении. А это очень масштабное мероприятие, и сейчас оно тоже активно проходит.

Сейчас соберем совет руководителей образовательных учреждений, соберем совет ветеранов педагогического труда. Может быть, я себя как чиновник защищаю в этой части, но мне кажется, что такое совещание больше носит демократичный характер: после того, как принимается общее решение, мне его уже проще транслировать для всех и говорить, что это не я придумал лично, почему это так, а почему не так. Подождите, коллеги, мы все эти положения рассмотрим. Мы сейчас любое положение самое маленькое о любом конкурсе обязательно выносим на публичное обсуждение. И у нас есть совет руководителей образовательных учреждений, совет ветеранов педагогического труда, есть методические сообщества различные. Вот мы это все там обсуждаем, обязательно с профсоюзными организациями обязательно согласовываем, которые всегда на баррикады готовы, если что-то не так, начинают высказывать свое мнение. Поэтому нужно, чтобы мнение было сначала в кабинете сформировано, а уж потом выносилось на педагогическую общественность. Тогда это срабатывает более эффективно. И ко мне лично претензий уже никаких нет.

ГТРК «Иртыш», радио, Марина Дубицкая

В конце прошлого года в закон о ЕГЭ были внесены поправки. Как Вы считаете, насколько они отразились на организации сдачи ЕГЭ в этом году? И Ваше мнение по поводу того, насколько они были необходимы, в частности, по поводу штрафов за шпаргалки и штрафов учителей за подсказки? Спасибо.

И.В. Дубин

Я надеюсь, что они никак не отразятся на то, что будут кого-то штрафовать. На самом деле, коллеги, если посмотреть внимательно, и много об этом уже говорилось, некоторые говорят, что мы где-то перегибаем палку, но есть четкий механизм организации этой процедуры. Так вот, чтобы не допустить этих конфликтных вещей, уже непосредственно в момент сдачи экзамена в аудитории мы проводим разъяснительную работу и среди выпускников, и среди родителей по этому поводу. Обязательно знакомим их с правилами организации, с правилами заполнения пропусков, с правилами того, что можно взять с собой, что нельзя, с правилами поведения во время сдачи ЕГЭ, выхода в туалет и так далее. Поэтому наша задача как руководителей и как исполнителей это процесс организовать максимально психологически комфортно, не создавая из этого ситуации, которая будет доводить кого-то либо до штрафов, либо до жалоб, либо до объяснительных.

Еще раз говорю, мы вас всех приглашаем, приходите, посмотрите. Там, куда я приезжал, были такие ситуации: человек не взял пропуск, его не пустили – ай-яй-яй, как нехорошо! Правильно, что не пустили, потому что есть четкий механизм, есть правила. И нигде я не увидел такого, как говорят, что мы создаем какую-то нервозную психологическую атмосферу, в туалет кого-то там сопровождаем. Все проходит абсолютно спокойно и нормально. Все зависит от того, как мы поработали с ребенком до этого дня. И не случайно у нас в апреле-мае прошло огромное количество родительских собраний с выпускниками, где вместе ребенок и родитель присутствовали, где педагоги все это рассказывали, разжевывали, объясняли. Я думаю, может быть, эти правила и нужны, с одной стороны, в каких-то регионах.

Сейчас идут многочисленные обсуждения о ЕГЭ – надо или не надо, хорошо или плохо, за или против. Даже в передачах на наших центральных каналах телевидения это обсуждают, поэтому очень хотелось бы все-таки профессиональное мнение по этому поводу слышать. Формат и форма, выбранные в качестве итоговой государственной аттестации очень контролируемый процесс. И он исключает многие вещи, например, притягивание за уши результатов. И дает нам, руководителям, некую объективную оценку. И этой формы бояться надо нам, чиновникам, которые получат независимую экспертизу оценки качества образовательного процесса, а мы, наоборот, за нее ратуем. Потому что, действительно, это дает возможность объективно взглянуть на то, как педагог обучал ребенка. Да, есть большие вопросы к содержанию контрольно-измерительных материалов. Но, согласитесь, это разные вещи. Сам механизм организации итоговой государственной аттестации и содержание контрольно-измерительных материалов. Я согласен с репликой одного из присутствующих в зале, кто говорил: «Почему я, сдавая литературу, должен знать, сколько пуговиц на кителе у какого-то персонажа или какой породы была собачка, которую утопил Герасим». Понятно, что это бред. Но эти факты очень единичны, они не показательны. Поэтому никак не отразятся эти изменения на качестве организации механизма сдачи единого государственного экзамена. Муниципальная система образования города Омска готова к созданию максимально комфортных условий для наших выпускников и их родителей. И я уверен, время покажет и подтвердит мою уверенность.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

Илья Владимирович, возвращаясь к любимой теме, нехватке мест…

И.В. Дубин

Не надо про детские сады сегодня говорить. Мы говорим сегодня об окончании учебного года, о Годе Учителя.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

Пользуясь случаем, можно спросить? Как раз на передаче «Как жить будем?» Виктор Шрейдер говорил о неком проекте, по которому дошкольные группы появятся, извините за тавтологию, в школах. Может быть, какие-то детали уже появились?

И.В. Дубин

Да, есть примерный уже план. Мы провели комплексную ревизию помещений по нашим учреждениям. Я надеюсь, что вы вчера все слышали вопрос, заданный Президенту Российской Федерации Дмитрию Анатольевичу Медведеву активистом партии «Единая Россия» по поводу того, что существует огромное требование надзорных органов и санитарные правила и нормы, в простонародье называемые СанПиНами, которые не позволяют нам использовать имеющиеся муниципальные здания под организацию дошкольного образования. Так вот, к сожалению, эти СанПиНы действуют, за них очень жестко спрашивают, как надзорные органы в части Роспотребнадзора, так и прокуратура. Поэтому мы исходили из действующих норм и правил в части организации дошкольного образования и проводили ревизию имеющихся пустых или неиспользуемых помещений в системе общего образования. На сегодняшний день выявлено 15 омских школ, в которых согласно вот этим СанПиНам имеются возможности для открытия порядка 34–35 групп дополнительно для дошкольного образования. Именно групп полноценного пребывания в течение всего дня с наличием соответственных помещений: спален, игровых, туалетов, приемочных, соответствующее количество входов и выходов и так далее. Мы сделали даже расчет предварительных затрат на эти цели, они на сегодняшний день составляют чуть больше 33 млн. рублей. Поэтому вот такие расчеты, такая ревизия. Экспертиза помещений проведена. Какое будет принято решение пока сказать сложно. Я думаю, мы начнем со следующего года реализовывать это направление.

В этом году мы планируем за счет ремонта резервных групп, которые еще в небольшом количестве остались, еще порядка четырехсот мест в действующей системе дошкольного образования организовать. Ну, уже есть опыт сотрудничества с частными структурами. Для одного из помещений, которое очень долго пустовало в Нефтяниках, мы все-таки нашли инвестора, одного из наших коллег. Мы долгое время сотрудничаем с одним из частных детских садов, которые у нас в наших садах арендуют группы, мы предложили им взять целое здание, 4-групповой детский сад, и обещали помочь оформить его в долгосрочную аренду. Вот такой процесс начался. Есть уже согласие и долгосрочная аренда, вопрос решается. Поэтому мы в этой части будем развивать сотрудничество с инвесторами. Конечно, не хочется впадать все-таки в эту форму организации дошкольного образования, но крупные мегаполисы выживают сейчас за счет наемных квартир и так далее, где абсолютно никаких условий, требований к санитарным правилам и нормам не соблюдается. Мы идет пока вот этим путем.

Я испытываю большую надежду, что все-таки будет разработана некая федеральная программа по строительству современных, отвечающим всем требованиям санитарным правилам и нормам детских дошкольных учреждений. Без строительства новых зданий, коллеги, мы все понимаем, есть простая математика, мы этот вопрос не решим. Те детские сады, которые запланированы к строительству к 300-летию города Омска, это тоже большая наша надежда. И многие обострения они снимут, особенно в Кировском округе, где наиболее обострена ситуация. И, к сожалению, тот кризис в строительной отрасли, где тоже был некий осторожный оптимизм по поводу того, что строители будут реализовывать помимо постройки жилых кварталов еще и свои обязательства в части строительства социальных объектов детской инфраструктуры: больниц, детских садов, школ, способствовал тому, что мы, к сожалению, этот ресурс в настоящее время пока потеряли. Поэтому мы исходим из своих возможностей и своих планов медленно, но верно.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

Позвольте уточнить, то есть это все-таки программа следующего года?

И.В. Дубин

Сложно сказать, потому что уже бюджет этого года сформирован. И мы в этом году приоритет все-таки отдали ремонту учреждений существующих. У нас в этом году необходимо большой объем выполнить по учреждениям, которые имеют предписания надзорных органов. И вы видите насколько ситуация обостряется. Теперь непросто выдаются предписания, но и доводится дело до судебных заседаний, где выносится решение об обязательстве получить лицензию на образовательную деятельность, устранить те или иные предписания. Мы в этом году почти 80 млн. рублей направляем на эти вещи. Более 100 учреждений в этом году мы планируем отремонтировать, отремонтировать кровлю. Действительно, это большие затраты и большая наша проблема, потому как погодные условия прошлого года, эти ливневые дожди, привели к протеканию кровель в огромном количестве учреждений. И нельзя начинать никакой косметический ремонт, который проводится опять же силами родителей, учеников – большое спасибо им за это, они откликаются и помогают. Но, согласитесь, делать косметику в классе, где после первого же дождя потечет кровля, абсолютно не логично. Поэтому больше 30 млн. рублей направляем только на ремонт кровель в этом году. Для нас есть вопрос приоритетов. Как сложится ситуация по использованию этого ресурса в части образовательных учреждений, пока прогнозировать сложно. Решения по этому поводу пока никакого нет.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

Можно уточнить, более 100 учреждений – это Вы и детсады, и школы имеете в виду?

И.В. Дубин

Да, все учреждения системы образования – кровли для нас везде одинаковы.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

К сожалению, в том году возникли сложности. По-моему, фирма «Импульс» затягивала ремонт. Я понимаю, что гарантии, наверное, никакой не может быть?

И.В. Дубин

Да, и Федеральный закон нас и в этом году никак не ограничит от возможного победителя этих аукционов. Ну, будем надеяться, что в этом году обострится конкуренция, потому как, еще раз повторюсь, крупные фирмы, которые имеют серьезный опыт работы, были и так обеспечены большим фронтом работы в части строительной отрасли. Мы надеемся, что в этом году кризис все-таки подвигнет их и на то, что они станут участвовать. Серьезные фирмы, отличающиеся качественно выполняемой работой, оказались в наших незначительных на тот год для них объемах. Но, я думаю, что в этом году наш бюджет их привлечет, и мы получим все-таки добросовестных подрядчиков. Будем надеяться на это.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

И последнее уточнение по зданию, которое частнику вы предлагаете в аренду отдать. Отдаете, потому что там вложения капитальные требуются и он готов…

И.В. Дубин

Да, это здание давно не эксплуатировалось. И там, действительно, требуются очень серьезные капитальные вложения, на, мой взгляд, даже более 20 млн. рублей. И мне кажется, это хороший опыт и предмет для того, чтобы крупных инвесторов начать привлекать к этому. Ведь согласитесь, при всем кризисе среднего и малого бизнеса, мы понимаем, что услуги дошкольного образования, как части организации бизнеса, очень перспективное направление в ближайшие 5–10 лет. Мы понимаем, что существует нехватка мест в дошкольных учреждениях и вообще всей системы дошкольного образования, и востребованность этой услуги со стороны разных слоев общества, готовых платить за эту услугу и получать более качественное обслуживание. А рынок платных дополнительных услуг развивается. У нас много очень различных студий развития. Вот мы надеемся, этот прецедент станет поводом для появления крупных инвесторов и появления дополнительных мест в дошкольных учреждениях. Пусть платных, но они тоже востребованы и тоже нужны для своей категории жителей города Омска. Там серьезные средства нужны.

«Бизнес-курс», Александр Терновский

Илья Владимирович, огласите просто статистические данные. Сколько в городе учеников, начиная с 1 по 11 класс, учится, и какой штат учителей?

И.В. Дубин

Мы дадим Вам эту информацию. Вот Снежана Александровна в рабочем порядке представит. К сожалению, не могу Вам сейчас с цифрой точно сказать, в памяти нет этих цифр.

«Бизнес-курс», Александр Терновский

А какой штат департамента образования?

И.В. Дубин

323 единицы. Но это не муниципальные служащие, могу сразу сказать. У нас очень большой департамент, в его структуру входит и централизованная бухгалтерия, где более 35 единиц, и аварийные ремонтные бригады по округам. А муниципальных служащих 52 единицы. У нас здание огромное, где сидят люди, у меня есть вахтеры, сторожа. То есть мой департамент в этой части не показателен как структура Администрации города. У меня все лишь 52 единицы муниципальных служащих. А всего у меня работает 323 человека.

«Бизнес-курс», Александр Терновский

Еще, Илья Владимирович, поясните, пожалуйста. На территории школы № 37 какое здание строится, что за объект?

И.В. Дубин

Мы давали комментарий по этому поводу – официальный и в прокуратуру. Не знаю, какой объект строится, но мы поднимали все документы, выданные: временное разрешение использования части территории образовательного учреждения под санитарную зону для строительства, договор аренды этой земли. По окончанию строительства и сдачи объекта в эксплуатацию, используемая земля как санитарная часть, сегодня отнесена на какую-то территорию школы № 37. Она будет возвращена автоматически по условиям этого договора. Никаких там поводов для выяснения каких-то обстоятельств не нашлось у тех органов, которые этим интересовались по разным жалобам. Поэтому у нас есть официальная информация по этому поводу, мы можем тоже ее представить. Мы отдавали ее в прокуратуру. И, к сожалению, этот вопрос очень давний, мы там поднимали эту историю, смотрели, в принципе, там все на законных основаниях.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

Второй любимый вопрос. На выпускные запрет на алкоголь действует полный или бокал шампанского старшеклассники смогут выпить?

И.В. Дубин

Вот как я скажу сейчас, так и будет, так получается, да? Я не имею таких полномочий. Не дай бог явиться здесь каким-то установителем этих правил или истиной в последней инстанции!

Понятие выпускного вечера мы пытаемся разделить на две части. Есть официальная часть выпускного вечера, которая называется – торжественная часть, в которой выступают, плачут все, вручают аттестаты, учителям вручают цветы, детки в последний раз в своих красивых нарядах в школе поют, танцуют. Это все проходит в официальной части. И там никогда не возникает вопрос: пить или не пить? Потому что там этого нет. А вот все, что касается второй части, того, где она будет проходить: в стенах образовательного учреждения в актовом зале, в каком-то нанятом ресторане, кафе или на корабле, в лимузинах по городу Омску – это все не является выпускным вечером, коллеги. Это все решение родительского комитета, который официально меня уведомляет о том, что есть такое решение родительского комитета, согласовывают его со мной, и на нем я ставлю свою визу. Они просят согласовать возможность проведения неформальной, как они называют, части выпускного вечера, например, там-то, там-то и там-то. И ответственность за то, как там будут вести себя их дети и сами родители ложится на их плечи, учитель и директор там в качестве гостей. Это не хитрость наша как управленцев. Это на самом деле так.

Я могу разрешить родителям устроить выпускной в какие-то другие дни, но они уже не будут официальными днями выпускных вечеров. Захотят родители, к примеру, снять, арендовать ресторан «Летур» и собраться там со своим классом, отметить выпуск детей, почему я должен говорить им о том, можно или нельзя там пить? Эта вещь, которую не я должен регулировать. Еще раз, коллеги, вот последние два года или три уже мы вообще не видим в этом никакой проблемы. Потому что этого вообще нет и не присутствует. Если ребенок 100 грамм шампанского выпил в нормальной культурной обстановке со своими родителями, что он делает и дома зачастую, не надо из этого раздувать какую-то проблему и обсуждать эту тему. Чем мы больше об этом говорим, тем меньше эта проблема становится. Вот я ее не вижу как таковую. Мне важнее сегодня знать, где будут родители с детьми отмечать эту неформальную часть, чтобы все-таки нести полноценную ответственность, потому что мы там организуем и дежурство УВД, и с медициной помогаем. То есть разные ситуации в любом случае бывают. И наши представители там тоже всегда присутствуют. Мы хотим все-таки знать, как это проходит с целью анализа, чтобы в будущем решать, разрешать это или не разрешать. Последнее время показывает, что не все общеобразовательные учреждения имеют красивый актовый зал, просторное помещение для того, чтобы собрать весь выпуск и провести там хорошее торжественное мероприятие. Что плохого, если они пойдут в какой-то ДК, в Дом учителя, в ДК «Свердлова», «Железнодорожник», в тот же ресторан «Летур». Это их желание. Почему бы не сделать последний свой праздник красивым и ярким? А запрещать или разрешать я никогда не буду. Вот дадут мне такие полномочия, я запрещу.

Е.И. Моренис

Коллеги, сегодня у нас получилась интересная пресс-конференция. Благодарю вас за вашу активную позицию, за интересные вопросы.

И.В. Дубин

Я тоже благодарю. Приглашаю всех посетить наши экзамены. Мы всем спокойно разрешаем общаться и до входа детей в учреждение, и после их выхода. И нам тоже очень важно, чтобы вы со своей стороны комментировали их мнение. Нам очень важно знать объективную оценку наших выпускников. Обещаем со своей стороны очень быстро поделиться результатами единого государственного экзамена по факту их получения уже в части официальной статистики. Еще раз говорю, такой осторожный оптимизм у нас есть, мы обязательно с вами поделимся им. Ну и, конечно же, на выпускных вечерах мы вас тоже ждем. А бал золотых медалистов – это наше итоговое красивое мероприятие, сам бог велел посетить. Мы будем рады вас там видеть. Спасибо вам большое.

Е.И. Моренис

Спасибо, всего доброго.