4.2.7. Основные направления сохранения и развития территорий природных и природно-антропогенных комплексов, образующих экологический каркас города Омска

Природные и природно-антропогенные комплексы города Омска представляют собой совокупность территорий с преобладанием растительности и (или) водных объектов, выполняющих преимущественно природоохранные, рекреационные, оздоровительные, ландшафтообразующие функции и формирующих природно-ландшафтный каркас города — экологический каркас. В его состав входят: природные территории — лесные и лесопарковые массивы, естественные незастроенные долины рек и ручьев; озелененные территории — парки, сады, бульвары и скверы, а также озелененные территории жилой застройки, объектов общественного, производственного и коммунального назначения; резервные территории — территории, зарезервированные для восстановления нарушенных и воссоздания утраченных природных территорий, для организации новых озелененных территорий.

Основные направления сохранения и развития территорий экологического каркаса предусматривают следующие мероприятия:

  • сохранение целостности существующих зеленых насаждений и природных комплексов, особо охраняемых природных территорий (далее — ООПТ);
  • прекращение агрессии на дендропарки и организованные зеленые участки;
  • восстановление, воссоздание русел и долин малых рек, ручьев, озер, иных нарушенных и утраченных компонентов и ландшафтов;
  • дополнение новыми зелеными участками (узлами), средозащитными комплексами и ООПТ, увеличение их площади и формирование дополнительных пространственных связей экологического каркаса;
  • максимальное озеленение вдоль магистралей, в составе селитебных и производственных территорий, с выделением санитарно-гигиенической, декоративно-планировочной и рекреационной функций;
  • формирование единой непрерывной, устойчивой многофункциональной системы озеленения городской среды;
  • создание вокруг города Омска т.н. «зеленого кольца», усиление связей с пригородными ландшафтами;
  • разработка и утверждение проекта лесоустройства городской территории как основного документа по регулированию управленческих решений в этой области;
  • создание полноценной специализированной муниципальной службы зеленого и ландшафтного строительства для профессионального решения вопросов комплексного озеленения и благоустройства городской территории, осуществления мониторинга в этой области;
  • установление правовых режимов регулирования и ограничения градостроительной деятельности в пределах озелененных территорий и природных комплексов;
  • совершенствование мониторинга за состоянием компонентов окружающей среды и здоровьем населения, приведение этой работы в единую систему с целью получения данных по комплексной оценке состояния окружающей среды, выявления негативных факторов и принятия своевременных адресных решений по оздоровлению экологической обстановки. Для эффективного градоэкологического регулирования требуется организовать информационно-аналитический экологический центр.