4.1.1. Современная градостроительная ситуация. Анализ реализации генерального плана города Омска 1970 года, основные выводы

В течение всего периода реализации предыдущего Генерального плана города Омска новое жилищное строительство велось в основном на левом берегу реки Иртыш (севернее аэропорта), в районе микрорайона Московка и частично при реконструкции в различных районах города Омска.

Весьма интенсивно после разработки в 1969–1970 годах предыдущего Генерального плана города Омска шел процесс изъятия свободных территорий для промышленных, складских, новых предприятий, а также для расширения существующих с увеличением объема продукции и численности рабочих. Так вырос северо-западный промрайон в зоне нефтеперерабатывающего завода, с использованием практически всех свободных территорий. От основных предприятий этого района санитарно-защитная зона увеличилась от 3-х до 5-ти км и покрыла значительную часть городка Нефтяников.

В южной части города в районе микрорайона Московка разместился крупный комплекс птицефабрики, и город Омск потерял возможность создания здесь крупного жилого района, что предполагалось Генеральным планом города Омска.

В южной части Кировского административного округа города Омска на левом берегу реки Иртыш разместился комплекс Облсельхозтехники.

Имеется ряд потерь территорий, предназначенных для размещения общественных центров и озеленения, и в жилых районах (вдоль улицы Химиков, по Пушкинскому тракту, в новых районах Левобережья).

Многие из этих нарушений связаны с задержкой выноса аэропорта, а также с дорогостоящей инженерной подготовкой прибрежных территорий.

Такой процесс освоения территорий в последние десятилетия привел к частичному нарушению территориального и архитектурно-планировочного зонирования, значительным коррективам в трассировке магистралей, планировке и застройке жилых районов. Конечно, не все коррективы носят негативный характер (например, частичная корректура планировочной структуры левобережья с учетом действующей взлетно-посадочной полосы аэропорта, ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект»), но перечисленные выше изменения в использовании территории в целом имеют отрицательный характер.

Центр города

Постоянное внимание город уделял в эти годы развитию центра, новым композиционным узлам, намеченным Генеральным планом города Омска и проектами детальной планировки, расширению системы культурно-бытового обслуживания, озеленению, благоустройству.

Сегодня можно констатировать, что органично развивается правобережная часть центра вдоль всего зеленого полукольца от ул. Красный Путь по ул. Интернациональная, ул. Ленина, далее по ул. К. Маркса до железнодорожного вокзала, создается важный новый комплекс по ул. Масленникова.

Построен целый ряд крупных общественных зданий: музыкальный театр, новый торговый центр, цирк, гостиницы «Омск», «Турист», киноконцертный зал, театр юного зрителя, Дом пионеров, ряд административных зданий, универсальный спортивный зал, картинная галерея и др. На территории зеленого острова, напротив Дворца пионеров, создается общегородская зона отдыха с развитым культурно-спортивным комплексом.

В левобережной части (у Ленинградского моста) построена новая гостиница, мемориал воинам-омичам, формируется городской парк культуры и отдыха.

Одной из больших задач в проектировании и строительстве правобережной части центра является формирование его ансамбля — главной площади, или основного ядра центра. Многочисленные проработки, в том числе и конкурсные, пока эту задачу решить не смогли.

Намного сложней положение на левом берегу реки Иртыш. Сохраняющийся аэропорт не позволяет осваивать центральную зону левобережной территории (кроме прибрежного парка). Главная же композиционная ось левобережного района — проспект Комарова — в настоящее время является обычной улицей в новостройке, без общественных зданий, с типовой жилой застройкой конца XX века с вкраплением разнохарактерных и разномасштабных жилых зданий, построенных уже после 2000 года. Озеленение и благоустройство в этой части города Омска также отстает от решений, предусмотренных в старом Генеральном плане города Омска. Вся архитектурная выразительность и планировочная гармоничность новой части города Омска на левом берегу реки Иртыш еще впереди, возможности не утеряны. Необходимо не повторить случайных решений, допущенных при застройке новой магистрали по ул. Конева.

Жилые районы

Жилищное строительство новых районов и микрорайонов города Омска в предыдущие годы велось в основном по типовым проектам серий 135, 90 и 86 и проектам, разработанным ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект». Трудно назвать микрорайон, в котором были бы полностью реализованы проектные решения в части благоустройства и соцкультбыта.

В строительстве жилых районов и микрорайонов нет нужной комплексности, весьма невысокое качество строительства и практически нет благоустройства, характеризующего жилую среду как высокоэстетичную.

В то же время имеется и ряд интересных комплексов (ул. Красный путь, стрелка реки Иртыш и др.). Возможности получить выразительную жилую застройку по ул. Жукова, Масленникова, на левом берегу реки Иртыш, микрорайонов Московки вполне реальны.

Промышленные территории

Крайне неблагоприятная планировочная и экологическая ситуация сохраняется в промышленных и складских районах города Омска. Как уже отмечалось выше, в период реализации предыдущего Генерального плана города Омска появились новые промышленные районы и интенсивно развивались сложившиеся.

Как правило, до сегодняшнего дня в большинстве городских промышленных территорий недопустимо мало внимания уделяется именно планировочной организации этих территорий, решению вопросов транспортного обслуживания промышленных комплексов, благоустройству и инженерному оборудованию, созданию в этих районах системы обслуживания трудящихся, зон отдыха и спорта. На сегодняшний день территории производственных и коммунально-складских зон города Омска составляют до 18% его территории.

Повышение эффективности использования этих территорий — это дополнительные резервы для жилищного строительства, озеленения и благоустройства. Традиционное невнимание к этой части города Омска не позволило реализовать проектные решения для промышленных территорий, заложенные в предыдущем Генеральном плане города Омска.

Основные выводы

Планировочная структура

В целом предложенное предыдущим Генеральным планом города Омска развитие планировочной структуры прошло определенную проверку временем и явилось надежной градостроительной основой для решения острых текущих вопросов и перспективных задач.

Основные решения Генерального плана города Омска по развитию и преобразованию архитектурно-планировочной структуры нашли отражение во всей последующей практике проектирования и строительства города, его центра, жилых районов, транспортной инфраструктуры, системы обслуживания и озеленения.

Темпы освоения намеченных Генеральным планом города Омска территорий не всегда совпадали с возможностями города.

Развитие города Омска на Левобережье позволило решить многие вопросы, но новые районы, активно начатые в 70-х годах, в результате коренных реформ в стране были приостановлены в освоении.

В итоге новая застройка микрорайонов, основных улиц (пр. Комарова, ул. Ватутина, бульвар Архитекторов и др.) до настоящего времени не получили завершенного архитектурного образа.

Потери связаны с отставанием строительства общественных зданий, благоустройства, озеленения, невысокими, теперь уже морально устаревшими художественными и эстетическими качествами застройки.

Последовательно развивался городской центр. Строительство ряда крупных общественных зданий расширило его композиционные границы — ул. Красный путь, общественный комплекс по ул. Масленникова и др., однако, невыразительной осталась застройка набережной, пока не решен вопрос формирования центрального ядра города. Не решен вопрос выноса одноэтажной застройки с берегов реки Омь и включения освобождаемых территорий в систему зеленых насаждений центра.

На левом берегу реки Иртыш создается городской парк культуры и отдыха, построен мемориальный комплекс. Дальнейшее развитие левобережной части города задерживается из-за сохраняющегося аэропорта.

Потери, понесенные в процессе проектирования и застройки жилых районов и на левом и на правом берегах Иртыша, связаны с использованием под жилую застройку территорий, предназначенных Генеральным планом города Омска для размещения центров обслуживания, парков, садов, бульваров. Имеются нарушения и в функциональном использовании территории (микрорайон Московка, Кировский административный округ).

Все это не способствует формированию эстетической жилой среды города и созданию архитектурно выразительных, комфортных условий для проживания и отдыха людей.

В целом по городу можно отметить определенные достижения: появился целый ряд крупных общественных зданий и комплексов — торговый центр, театр юного зрителя, новые микрорайоны в правобережной части; обустроена историческая часть города — пешеходная улица Тарская, восстановлена часть исторических зданий; формируется ансамбль ул. Масленникова.

Центральная часть Правобережья всегда отличалась высоким уровнем озеленения и благоустройства, обустроенными зонами отдыха.

Население

Расчетная численность населения по предыдущему Генеральному плану составляла 1 млн. 200 тыс. человек. По данным переписи населения в 2002 году численность в Омске достигла 1 млн. 156,6 тыс. человек, что практически соответствует расчетной.

Транспорт

Несмотря на увеличение протяженности магистральной сети в 2,3 раза, мероприятия по развитию городской дорожно-транспортной сети не достигли намеченного Генеральным планом города Омска. В результате проблемы транспортного обслуживания города Омска не решены. Практически в городе нет ни одной магистрали, соответствующей по классу, заложенному в Генеральном плане города Омска, что приводит к разбалансированности автомобильной сети существующих улиц.

Качественно нового вида массового пассажирского транспорта город Омск не получил.

Предложенное Генеральным планом города Омска строительство линий скоростного трамвая не осуществлено. Обоснованное комплексной схемой развития транспорта (институт «Гипрокоммундортранс», г. Москва, 1972 г.) строительство в городе Омске метрополитена застопорилось на стадии проектирования и первой очереди строительства.

В целом транспортная инфраструктура города Омска в процессе реализации Генерального плана города Омска развивалась недостаточными темпами и в предстоящее время потребуются большие усилия для решения проблем, обострившихся с ростом автомобилизации.

Инженерное оборудование и инженерная подготовка

Инженерное оборудование и инженерная подготовка осуществлялись на основе предложений Генерального плана города Омска и проработок специализированных институтов. Темпы развития инженерных систем отставали от намеченных Генеральным планом города Омска, в основном, по причине недостаточных капиталовложений.

В 1986 году институтом «Гипрокоммунводоканал» (г. Новосибирск) была разработана «Схема водоснабжения и водоотведения города Омска на период до 2005 года».

Согласно этой схеме предлагалось строительство водозаборных и очистных сооружений систем водоснабжения и канализации на левом берегу реки Иртыш, строительство Главного канализационного коллектора глубокого заложения на правом берегу реки Иртыш.

Строительство данных сооружений должно было обеспечить независимое водоснабжение и водоотведение Правобережья и Левобережья, исключить из работы ряд канализационных насосных станций и повысить экологическую безопасность города.

До настоящего времени «Схема водоснабжения и водоотведения города Омска на период до 2005 года» не реализована. Современное состояние систем водоснабжения и водоотведения города Омска характеризуется:

  • сверхнормативным износом и повышенной аварийностью водопроводных и канализационных сетей (до 29% сетей имеют 100% износ);
  • износом оборудования и технологических трубопроводов на очистных сооружениях и насосных станциях;
  • низкой надежностью работы стальных дюкерных переходов через реку Иртыш ввиду их износа;
  • снижением надежности работы водозаборных сооружений ввиду понижения минимальных горизонтов воды в реке Иртыш.

Без решения этих проблем невозможно развернуть массовое строительство на левом берегу реки Иртыш, а также в южной зоне на правом берегу реки Иртыш.

Новое развитие капитального строительства потребует дальнейшего развития электрических мощностей.

Темпы развития магистральных тепловых сетей после 1985 года заметно уменьшились, после 1990 года стали еще более низкими, а в настоящий момент ощущается острая нехватка теплопередающих трубопроводов, из-за чего на различных ТЭЦ образовались нереализованные мощности, которые суммарно по всем источникам составляют 2097 Гкал. Это тепло, столь необходимое для строящегося города, не может быть использовано ввиду недостаточной пропускной способности сетей, которая оценивается примерно в 4700 Гкал/ч при очень напряженной гидравлике.

ТЭЦ-2 по решениям Генерального плана города Омска 1970 года к 2000 году должна была быть выведена из эксплуатации, однако прекращение инвестирования в энергетику и перевод ТЭЦ-2 на природный газ могут определить ее работу далеко за пределами 2010 года, тем более что строительство, намечаемое в южном направлении, может быть обеспечено теплом скорее от ТЭЦ-2, чем от ТЭЦ-5.

Оборудование ТЭЦ-3 отработало свыше нормативного срока, морально и физически устарело, требуется его поэтапная реконструкция. В 2003–2005 годах наступил критический момент по дальнейшему присоединению новых потребителей к тепловым сетям электрогенерирующей компании. Исчерпаны существующие резервы тепловых сетей по подключению дополнительных потребителей в центральной части города и на левом берегу реки Иртыш, хотя резерв ТЭЦ-3 оценивается в 343 Гкал/ч.

Еще большим резервом — 479,3 Гкал/ч — обладает ТЭЦ-4, которая проектировалась и строилась для снабжения нефтехимического комплекса производственным паром, а при уменьшении объемов его потребления стала частично не востребована. Есть необходимость в осуществлении мероприятий по переброске этого тепла на отопительные нужды строящихся микрорайонов города Омска, но для этого надо построить теплотрассы значительной протяженности и стоимости.

Другим постоянным объектом напряженности в работе ТЭЦ-4 является золоотвал, который представляет собой высоконагруженное гидротехническое сооружение, расположенное на берегу реки Иртыш в промзоне Советского административного округа города Омска и является потенциально опасным аварийным объектом.

Экибастузский уголь с зольностью до 55% вызывает большой выход золошлаковых отходов: уже наращивается четвертая дамба. Золоотвал эксплуатируется с нарушением экологических и санитарных требований.

Отдельно следует отметить почти аварийное состояние существующих теплотрасс, особенно распределительных, протяженность которых достигает 600 км. Высокий уровень грунтовых вод и постоянное подтопление тепловых сетей приводит к их быстрому выходу из строя. Во внутриквартальных сетях особенно уязвимы сети горячего водоснабжения, которые страдают от коррозии как с внутренней, так и с внешней стороны.

В итоге суммарные потери тепла вследствие износа сетей, низкого качества изоляции, увеличения коэффициента теплопроводности ее из-за намокания очень велики. По разным оценкам специалистов потери тепла при транспортировке составляют 25–35%, а это означает увеличение расхода топлива, увеличение расходов на ремонт, эксплуатацию и содержание дополнительного обслуживающего персонала. Все это ложится на плечи потребителей, растут не только тарифы на энергоносители, но также ухудшается экологическое состояние окружающей среды. Следует более жестко подходить к проблемам энергоресурсосбережения: необходимо ввести законодательные требования и санкции к бесхозяйственно-расточительному использованию ресурсов, а также создать инвестиционный фонд для проведения мероприятий по энергосбережению.

Газоснабжение города Омска получило новый источник от газопровода «Тюмень — Омск» и будет осуществляться с подачей природного газа.

Проблема санитарной очистки города Омска может быть решена со строительством мусороперерабатывающего завода, что в свою очередь, будет способствовать улучшению экологии города и более эффективному использованию земель, занятых полигонами и полями компостирования.

По инженерным характеристикам территория города Омска предрасположена к проявлению опасных для строительства геологических процессов и явлений, таких как подтопление территории, нарушение геологической среды, оползневые явления на берегах реки Омь и др.

Строительство все эти годы велось без выполнения комплекса необходимых мероприятий по инженерной подготовке территории (реализация не более 10–15%) по причине недостаточности финансирования и крайней раздробленности участков освоения территории.

От воздействия с загрязненным атмосферным воздухом и почвами в городе сформировался техногенный горизонт подземных вод, агрессивный по отношению к материалам фундаментов и оснований зданий, сооружений и подземных коммуникаций.

В текущей работе по проектированию и строительству в городе Омске, а также в предстоящей работе по разработке градостроительной документации проблеме инженерной защиты застройки и города в целом должно уделяться самое пристальное внимание.

Экология

Экологические проблемы города Омска связаны с ухудшением экологической обстановки в результате наращивания промышленных мощностей, отставанием строительства эффективных очистных сооружений, сохраняющимися на большинстве предприятий старыми технологиями, ростом автомобилизации, отставанием или отсутствием должного уровня благоустройства в новых районах, в сохраняемой одноэтажной застройке, нарушениями природоохранного законодательства предприятиями и, наконец, все еще сохраняющимся аэропортом. Все это должно быть учтено в программе по оздоровлению города Омска.

Главный вопрос — активное воздействие на предприятия, создающие критическую экологическую обстановку. Политика устройства санитарно-защитных зон недостаточна. Требуется осуществление активной деятельности по внедрению новых экологически чистых технологий, строительству очистных сооружений, снижению вредного воздействия на город, выносу экологически вредных предприятий.

Из других факторов, неблагоприятно воздействующих на городскую среду, является также проходящая через город железная дорога.

В прежних проектах, определяющих перспективное развитие Омского железнодорожного узла, предусматривались возможные варианты железнодорожного обхода города Омска (северный либо южный вариант).

Пока осуществление этого проекта отложено на перспективу.

За предыдущий период институтом ЦНИИП Градостроительства РААСН (г. Москва, 1984 г.) разработана «Территориальная комплексная схема охраны природы города Омска» (ТерКСОП). Работа методически новая, дающая развернутый анализ состояния экологии города и намечающая пути решения подобного рода проблем. Эта схема, явившись основополагающим документом реализации предыдущего Генерального плана города Омска, сохраняет свою актуальность и для нового Генерального плана города Омска.

В процессе реализации решений предыдущего Генерального плана города Омска работа в этом направлении велась более чем скромно.

В результате подробного анализа прошедшего периода развития можно констатировать, что при всех издержках градостроительной политики город Омск сохранил все возможности гармоничного формирования современного, благоустроенного, высококомфортного, высокоэстетичного города с уникальными природными условиями.