Разъяснения к законопроекту, вносящему изменения в порядок использования денежных средств Фонда содействия реформированию ЖКХ
Депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Омской области Виктором Филипповичем Шрейдером подготовлен законопроект, которым предполагается внести принципиальные изменения в порядок использования денежных средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Во-первых, ввиду недостаточной платежеспособности населения предлагается установить фиксированный порог в 5% в части долевого финансирования капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме, а также предоставить право органам местного самоуправления принимать решение об уменьшении размера указанного долевого финансирования либо о полном освобождении от участия в финансировании капитального ремонта перечисленных субъектов с компенсацией за счет средств местных бюджетов.
Данная мера позволит получить государственную поддержку собственникам помещений в многоквартирных домах, которые до настоящего момента, ввиду невозможности внесения соответствующих денежных средств и значительности финансовых затрат на ремонт, не могли взять на себя подобные обязательства.
Кроме того, действующая редакция Федерального закона от 21 июля 2007 №
Также в законопроекте предлагается предусмотреть возможность использования средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в случае принятия судебных актов об обязании органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществить капитальный ремонт без использования средств собственников помещений в многоквартирных домах.
Дело в том, что это вынужденная мера. В конце девяностых в процессе разграничения государственной собственности многоквартирные дома до момента передачи в муниципальную собственность от бывшего наймодателя, которым являлось и государство, по своему техническому состоянию давно нуждались в проведении капитального ремонта, который на протяжении многих лет не проводился. Органы местного самоуправления, являясь последними наймодателями, фактически оказались «заложниками» сложившейся ситуации.
В течение 2009–2011 годов в ряде регионов Российской Федерации сложилась судебная практика, в соответствии с которой судами удовлетворяются требования собственников многоквартирных домов об обязании выполнения капитального ремонта жилых помещений, а также общего имущества многоквартирных домов, за счет средств местных бюджетов (в городе Омске уже удовлетворены требования по 115 исковым заявлениям, более 30 находятся на рассмотрении в судах).
При этом суд применяет нормы статьи 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которой установлено, что при приватизации гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Решение проблемы проведения капитального ремонта напрямую связано с отсутствием необходимых денежных средств в местных бюджетах, а также явным противоречием норм действующего законодательства. Судебные решения не могут быть исполнены в связи с явной несоразмерностью между доходной частью бюджета города Омска и расходами, связанными с проведением капитального ремонта многоквартирных домов.
Всего в городе Омске около 15 тысяч многоквартирных жилых домов. Из них требуется выполнить капитальный ремонт почти в шести тысячах многоквартирных домов на общую сумму более 32 миллиардов рублей, при этом доходная часть бюджета города Омска на 2012 год составляет менее 11 миллиардов рублей.
Дальнейшее формирование подобной судебной практики может привести к финансовой несостоятельности органов местного самоуправления и к невозможности решения вопросов местного значения.
По имеющейся информации аналогичная ситуация также складывается и в других регионах Российской Федерации (Томск, Барнаул, Тюмень, Владивосток, Курган, Благовещенск).
Наиболее приемлемым в этом случае представляется осуществление капитального ремонта многоквартирных домов преимущественно за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», которым предусмотрен и порядок участия органов местного самоуправления в проведении капитального ремонта.
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон от 21 июля 2007 №
Внесение данного изменения позволит направить средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов, в отношении которых имеются судебные решения.
Кроме того, законопроектом предлагается внести изменения в статью 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №

© 2010–2024 Администрация города Омска