Обзоры обращений граждан

Здесь публикуются наиболее острые вопросы, волнующие горожан, — вместе с развернутыми ответами, которые даются структурными подразделениями муниципалитета. Персональные данные авторов обращений не раскрываются.

О выборе прибора учета энергоресурсов и целесообразности их установки

Как выбрать прибор учета? Почему необходимо его устанавливать, если в квартире старые трубы и горячую воду необходимо долго спускать, чтобы добиться нужной температуры? Те, кто имеет прибор учета, оплачивают горячую воду за соседей, которые приборов не имеют, но в их квартире проживают незарегистрированные квартиранты? а для пенсионера установка приборов учета остается финансово-затратной.

Официальный ответ

Обратите внимание, что информация актуальна на дату публикации.

Обращение по вопросам о предоставлении информации по выбору приборов учета, о целесообразности установки приборов учета при необходимости спуска горячей воды для нормализации ее температуры, об оплате жилищно-коммунальных услуг при проживании в квартире незарегистрированных квартирантов, о высокой стоимости замены труб и установки счетчиков для пенсионеров по поручению Мэра города Омска рассмотрено в департаменте городского хозяйства Администрации города Омска.

По результатам рассмотрения обращения сообщаем следующее.

В настоящее время выпускаются различные модификации приборов учета потребления энергоресурсов. Как правило, все бытовые приборы учета имеют схожие метрологические характеристики и отличаются дополнительными сервисными возможностями и ценой.

Для выбора и установки прибора учета целесообразно обратиться в специализированную организацию, проводящую гарантийное и послегарантийное обслуживание приборов учета, либо в ресурсоснабжающую организацию. Информация о ресурсоснабжающей организации находится на квитанции по оплате соответствующих коммунальных услуг.

При выборе прибора учета необходимо учесть следующие моменты:

  • прибор учета должен быть внесен в Государственный реестр средств измерений (далее — реестр). Запись о внесении в реестр указывается в паспорте на прибор. Если такой записи в паспорте нет, и продавец затрудняется сообщить регистрационный номер, лучше воздержаться от покупки. Проверить, внесен ли прибор учета в реестр, можно обратившись в Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Омской области по адресу: ул. 24-я Северная, 117а.
  • дата выпуска прибора учета должна быть как можно ближе к дате его приобретения, так как межповерочный интервал начинается с даты выпуска прибора.
  • величина межповерочного интервала должна быть достаточно велика. Например, для приборов учета электроэнергии он может составлять 16 лет, газа — 5, 12, 14 лет, холодной воды —5, 6 лет, горячей воды — 4, 5 лет.
  • срок службы (эксплуатации) прибора учета и гарантийный срок эксплуатации.

Сам по себе прибор учета не экономит энергоресурсы, а показывает их фактическое потребление. Если фактическое потребление ниже нормативного, то при установке прибора учета будет получена экономия, если фактическое потребление выше нормативного, то экономии не будет.

Для получения экономического эффекта необходимо проводить мероприятия способствующие снижению потребления энергоресурсов.

Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, возможно изменение размера платы за коммунальные услуги, определенное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества или непредоставления коммунальных услуг определяется Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (далее — Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

Правилами установлено, что температура горячей воды в точке разбора должна быть не менее 60°С — для открытых систем централизованного теплоснабжения; не менее 50°С — для закрытых, систем централизованного теплоснабжения.

За каждые 3°С снижения температуры горячей воды свыше допустимых отклонений (допустимое отклонение температуры горячей воды в точке разбора в ночное время (с 23:00 до 6:00) не более чем на 5°С; в дневное время (с 6:00 до 23:00) не более чем на 3°С) размер платы снижается на 0,1 процента за каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности нарушения. При снижении температуры горячей воды ниже 40°С оплата горячей воды производится по тарифу за холодное водоснабжение.

Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества или непредоставления коммунальных услуг (далее — Порядок) определен разделом VIII  Правил. Согласно указанному Порядку, в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества или непредоставления коммунальных услуг потребитель (гражданин) уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины, он обязан сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества или непредоставления коммунальных услуг. В случае если сотруднику неизвестны причины, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества или непредоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или о непредоставлении коммунальных услуг, который подписывается потребителем и исполнителем. В акте указываются время и дата начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества

или непредоставления коммунальных услуг. Акт является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги. Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным со дня подписания потребителем акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг или с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного приборами учета.

Условия оплаты за потребленные энергоресурсы определяются договором найма, заключенным между собственником и нанимателем жилья. При отсутствии такого договора все расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг несет собственник жилья.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25.06.1993 № 52-42-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 52-42-1) гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:

  • паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
  • документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.

Нарушение требований Федерального закона № 52-42-1 влечет за собой ответственность граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации без регистрации по месту пребывания или по месту жительства влечет наложение административного штрафа в размере от 1 500 до 2 500 рублей.

Согласно статье 23.3 КоАП РФ полномочиями на рассмотрение административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.15 КоАП РФ, наделены органы внутренних дел (полиция).

Согласно частей 5 и 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261 -ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) оснащение приборами учета многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию должен быть обеспечен собственниками жилых помещений.

Согласно части 7 статьи 13 Федерального закона собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.

В соответствии со статьей 36 ЖК РФ внутридомовые инженерные коммуникации входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно статье 39 ЖК РФ расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.

В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона собственникам помещений в многоквартирном доме или лицам, ответственным за содержание многоквартирного дома, может быть предоставлена рассрочка платежа за установку приборов учета. Для этого необходимо заключить договор с энергоснабжающей организацией по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, при этом ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении такого договора.

Договор, регулирующий условия установки приборов учета энергоресурсов должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления.

Согласно постановлению Правительства Омской области от 13.07.2011 № 118-п «О мере социальной поддержки малоимущим гражданам по установке приборов учета коммунальных услуг» предоставляется компенсация гражданам, являющимся собственниками жилых помещений, проживающим на территории Омской области, в том числе на территории города Омска.

Для назначения компенсации граждане должны обратиться в Казенное учреждение Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по городу Омску» по месту жительства с заявлением о предоставлении компенсации.

В соответствии с действующим законодательством защита нарушенных прав осуществляется судом. Надзор за соблюдением законности осуществляют органы прокуратуры.