Обзоры обращений граждан

Здесь публикуются наиболее острые вопросы, волнующие горожан, — вместе с развернутыми ответами, которые даются структурными подразделениями муниципалитета. Персональные данные авторов обращений не раскрываются.

О мерах борьбы с фактами несанкционированного размещения объявлений

Есть ли законные меры воздействия на фирмы и индивидуальных предпринимателей, расклеивающих объявления с указанием своих данных на стенах многоквартирных домов в неположенных местах? Кто обладает правом законодательной инициативы для принятия соответствующих нормативных документов с целью привлечения к ответственности таких лиц?

Официальный ответ

Обратите внимание, что информация актуальна на дату публикации.

Административно-технической инспекцией Администрации города Омска (далее — инспекция) рассмотрено обращение, поступившее на телефон доверия Мэра города Омска по вопросу о мерах борьбы с фактами несанкционированного размещения объявлений.

По результатам рассмотрения обращения сообщаю следующее.

Согласно Решению Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» (далее — Правила благоустройства) на зданиях, строениях, сооружениях, объектах с кратковременным сроком эксплуатации, ограждениях, остановочных павильонах общественного транспорта, опорах освещения, линий электропередачи и контактной сети, а также деревьях запрещается размещение каких-либо объявлений и иной информационно-печатной продукции. Нарушение данных требований в соответствии со статьей 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 100 до 2 000 рублей,
  • на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 рублей,
  • на юридических лиц в размере от 3 000 до 20 000 рублей.

Однако для того чтобы привлечь нарушителя к административной ответственности его необходимо буквально «поймать за руку» в момент совершения правонарушения. В противном случае доказать вину в размещении объявления в неустановленном месте того лица, чьи контактные данные указаны в самом объявлении, практически невозможно. Ведь зачастую непосредственным размещением объявлений занимаются по найму иные лица.

Безусловно, размещенные в неустановленных местах объявления и иные информационные сообщения, нарушают внешний облик дома, улицы и города в целом, в связи с чем, постоянно возникает необходимость в удалении размещенных объявлений.

Правилами благоустройства предусмотрены нормы, в соответствии с которыми хозяйствующие субъекты, в собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся устройства наружного освещения и контактной сети должны обеспечивать незамедлительное удаление надписей, рисунков, объявлений, плакатов, иной информационно-печатной продукции и их частей с поверхности металлических опор, кронштейнов и других элементов этих устройств.

Лица, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде которых находятся нежилые здания, сооружения или объекты с кратковременным сроком эксплуатации, а также лица, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде которых находятся нежилые помещения в жилых домах, обязаны производить очистку фасадов и их отдельных внешних конструктивных элементов (балконов, лоджий, водосточных труб и т.п.), заборов и ограждений указанных объектов от надписей, рисунков, объявлений, плакатов, иной информационно-печатной продукции и их частей.

Объекты с кратковременным сроком эксплуатации (киоски, павильоны, металлические и железобетонные (сборные) гаражи), знаково-информационные системы должны иметь эстетичный вид (быть чистыми, не содержать на поверхности посторонних надписей, рисунков, объявлений, плакатов, иной информационно-печатной продукции и их частей, иметь соответствующую разрешительным документам окраску). Соответствующие обязанности возлагаются на их владельцев.

Кроме того, в целях упорядочения размещения объявлений и иных информационных сообщений, не являющихся рекламой, на территории города Омска принято постановление Администрации города Омска от 10.04.2009 № 271-п «О мерах по упорядочению размещения объявлений физических и юридических лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на территории города Омска» (далее — постановление № 271-п). Данным постановлением № 271-п главам администраций административных округов города Омска поручено оборудовать на территориях административных округов специальные места для размещения объявлений физических и юридических лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее — объявления), на остановках общественного транспорта и в местах массового пребывания людей. Обеспечить содержание специальных мест для размещения объявлений в исправном техническом состоянии и поддержание их эстетичного вида.

Подпунктом 1 пункта 2 постановления № 271-п управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, специализированным потребительским кооперативам рекомендовано оборудовать специальные места для размещения объявлений у входов в подъезды многоквартирных домов, обеспечить их содержание в исправном техническом состоянии и поддержание их эстетичного вида.

Также, в целях профилактики несанкционированного размещения объявлений с мая текущего года Администрацией города Омска введен в эксплуатацию так называемый телефонный робот — компьютерная программа, осуществляющая звонки на телефонные номера, указанные в объявлениях, размещенных в неустановленных местах, и сообщающая абонентам о недопустимости таких действий.

Принимая во внимание то, что ответственность за нарушение Правил благоустройства предусмотрена Кодексом Омской области об административных правонарушениях, утвержденным Законом Омской области от 24.07.2006 № 770-03, право законодательной инициативы по внесению изменений в указанный нормативный правовой акт принадлежит:

  • гражданам Российской Федерации, проживающим в Омской области и обладающим активным избирательным правом в соответствии с федеральным законом. Проект областного закона, поддержанный 25 000 указанных граждан, подлежит обязательному рассмотрению Законодательным Собранием Омской области;
  • депутатам и комитетам Законодательного Собрания Омской области;
  • Губернатору Омской области;
  • Правительству Омской области в случаях, предусмотренных федеральным законом;
  • прокуратуре Омской области;
  • представительным органам местного самоуправления Омской области (статья 40 Устава (Основного закона) Омской области).