Разъяснения прокуратуры

О лотереях

Согласно статье 2 Федерального закона от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» лотерея — игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

Договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом. На лотерейном билете, лотерейной квитанции, электронном лотерейном билете обязательно присутствие лотерейной комбинации, нанесенной (внесенной) на стадии изготовления (создания) соответствующего документа и (или) участником лотереи.

Статья 6.1 указанного закона устанавливает ограничения при проведении лотерей. Так, в период избирательной кампании, кампании референдума не допускается проведение лотерей, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом.

Кроме того, не допускаются:

  • проведение азартных игр под видом лотерей;
  • проведение лотерей с использованием игрового оборудования, в том числе игровых автоматов;
  • распространение (реализация, выдача) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, а также выплата, передача или предоставление выигрышей указанным лицам;
  • распространение (реализация) лотерейных билетов бестиражных лотерей с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи и лотерейных терминалов.

В силу статьи 12.2 названного закона лотерейные билеты, электронные лотерейные билеты не могут распространяться, а лотерейные терминалы не могут устанавливаться:

  • в зданиях, сооружениях, в которых расположены детские, образовательные и медицинские организации;
  • в зданиях, сооружениях, в которых расположены культовые и религиозные организации.

Статья 20 указанного закона закрепляет, что прекращение проведения лотереи не освобождает оператора лотереи от необходимости выплаты, передачи или предоставления выигрышей, в том числе проведения экспертизы выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, и совершения других необходимых действий.

Оператор лотереи обязан завершить проведение лотереи, в том числе осуществить выплату, передачу или предоставление выигрышей, и совершить другие необходимые действия в отношении тех участников лотереи, с которыми он заключил договор, или вернуть деньги за распространенные лотерейные билеты, принятые лотерейные ставки в случае, если розыгрыш призового фонда лотереи не был проведен.

Участник лотереи вправе требовать от оператора лотереи:

  • получения информации о лотерее в соответствии с условиями лотереи;
  • выплаты, передачи или предоставления выигрыша на основании договора об участии в лотерее;
  • получения денежного эквивалента выигрыша вместо выигрыша в натуре.

Участник лотереи в порядке, установленном статьей 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации, вправе обратиться в суд в случаях задержки выплаты, передачи или предоставления выигрыша либо невыплаты, непередачи или непредоставления выигрыша оператором лотереи. Оператор лотереи не вправе предоставлять информацию об участнике лотереи третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Помощник прокурора города Омска, младший советник юстиции С. А. Тимошенко.