Разъяснения прокуратуры

О средствах индивидуальной мобильности и правилах передвижения на них

С 1 марта 2023 года вступили в силу изменения, внесенные в Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, которыми установлены требования к движению лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.

Согласно Правилам дорожного движения, средство индивидуальной мобильности — это транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей):

  • электросамокаты;
  • электроскейтборды;
  • гироскутеры;
  • сигвеи;
  • моноколеса и иные аналогичные средства.

Движение детей в возрасте младше 7 лет, использующих для передвижения такие средства, должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон и только в сопровождении взрослых.

Дети от 7 до 14 лет на средствах индивидуальной мобильности должны двигаться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

Лица старше 14 лет движение на средствах индивидуальной мобильности должны осуществлять по велосипедной, велопешеходной дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов.

При этом допускается движение лиц в возрасте старше 14 лет, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности:

1. В пешеходной зоне — в случае, если масса средства не превышает 35 кг.

2. По тротуару, пешеходной дорожке — в случае, если масса средства не превышает 35 кг, и при соблюдении одного из следующих условий:

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
  • лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет, так же использующего для передвижения средство мобильности, или велосипедиста в возрасте до 14 лет.

3. По обочине — в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка либо отсутствует возможность двигаться по ним.

4. По правому краю проезжей части дороги при соблюдении одновременно следующих условий:

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина либо отсутствует возможность двигаться по ним;
  • на дороге разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а также движение велосипедов;
  • средство оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди.

Также Правилами установлена максимальная скорость, с которой возможно движение на таком средстве — не более 25 км/ч.

Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет.

В измененных Правилах запрещено брать пассажиров, за исключением случаев, когда конструкция средства специально на это рассчитана. Также нельзя перевозить груз, мешающий управлению или выступающий за пределы средства на 50 см и больше.

Лицо, управляющее средством индивидуальной мобильности, при переходе проезжей части должно спешиваться и переходить проезжую часть (в том числе в жилой зоне) пешком, убедившись в безопасности перехода.

Старший помощник прокурора города Омска, младший советник юстиции Е. Ю. Лизунова.