Обзоры законодательства

Обзор с 26.11.2018 по 30.11.2018

Федеральный закон от 28.11.2018 № 442-ФЗ «О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации»

Федеральным законом уточняются порядок и условия предоставления гражданам субсидий и компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. В частности, в Жилищный кодекс Российской Федерации вносятся изменения, согласно которым с 1 января 2021 года субсидии и компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. При этом информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с Федеральным законом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение самостоятельно запрашивает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения, которые необходимы для принятия решения о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Кроме того, согласно Федеральному закону с момента вступления его в силу законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что такие субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

Федеральный закон от 28.11.2018 № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

Федеральным законом уточняется определение аварийного жилищного фонда, согласно которому таковым является совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Федеральным законом продлевается срок действия государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – с 1 января 2019 г. до 1 января 2026 г. Согласно Федеральному закону в перечень целей деятельности названной организации включается обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда. Помимо этого Федеральным законом уточняются отдельные аспекты предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и содержания региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также порядок реализации этих программ.

Федеральный закон от 28.11.2018 № 435-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Жилищного кодекса Российской Федерации»

Федеральным законом упрощается порядок принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Так, согласно Федеральному закону необходимое для принятия указанного решения число голосов уменьшается с двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме до пятидесяти процентов голосов от общего числа голосов таких собственников.

Федеральный закон от 28.11.2018 № 434-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»

Федеральным законом предусматривается внесение в Жилищный кодекс Российской Федерации ряда изменений, направленных на совершенствование правового регулирования отношений, возникающих в связи с проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. В частности, Федеральным законом уточняется, что в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, входят ремонт, замена, модернизация лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

В соответствии с Федеральным законом также увеличивается количество квартир (с трех до пяти) в домах, которые могут не включаться в региональную программу капитального ремонта. Кроме того, Федеральным законом уточняется порядок использования средств фонда капитального ремонта в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым из региональной программы капитального ремонта исключаются многоквартирные дома, в которых имеется менее чем пять квартир, и в случае изъятия земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и, соответственно, изъятия каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме. Федеральный закон также корректирует порядок возврата региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в указанных случаях.

Федеральный закон от 28.11.2018 № 457-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2019 году»

Указанным Федеральным законом в Бюджетный кодекс Российской Федерации внесены изменения, направленные на создание надлежащих правовых условий для реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и на закрепление возможности оперативного перераспределения бюджетных ассигнований по отдельным расходам. В частности, Федеральным законом предусмотрена возможность направления остатков неиспользованных бюджетных ассигнований, предусмотренных в отчетном финансовом году для предоставления межбюджетных трансфертов, на оплату заключенных от имени субъекта Российской Федерации (муниципального образования) государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших оплате в отчетном финансовом году. Кроме того, в целях создания дополнительных стимулов для погашения просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед публично-правовыми образованиями введено ограничение на предоставление субсидий и бюджетных инвестиций при наличии у их получателей такой задолженности.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 № 1437 «О внесении изменений в подпункт «в» пункта 7 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» Указанным постановлением Правительства Российской Федерации уточнены полномочия территориальных (муниципальных) комиссий по делам несовершеннолетних. Установлено, что данные комиссии теперь только согласовывают представления (заключения) администраций специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, вносимые в суды, о продлении (прекращении) пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении и т.п. Ранее в их полномочия входило внесение в суды указанных представлений совместно с администрацией таких учреждений. Уточнено также, что комиссии осуществляют оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних только с их согласия.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2018 № 1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями» Указанным постановлением Правительства Российской Федерации регламентирован порядок взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления с волонтерами. Установлено, что организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческая (волонтерская) организация в целях осуществления взаимодействия направляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, подведомственным им учреждениям или организациям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через Интернет предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности, которое должно содержать необходимую информацию.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают решение о принятии предложения, об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения (срок рассмотрения предложения может быть увеличен на 10 рабочих дней в случае, если необходимо запросить дополнительную информацию). В случае принятия предложения органы государственной власти, органы местного самоуправления информируют добровольческую организацию об условиях осуществления добровольческой деятельности. Взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления с добровольческой организацией осуществляется на основании соглашения о взаимодействии, за исключением случаев, определенных сторонами.

Предусмотрены требования к такому соглашению и срок его заключения. Утвержденный перечень видов деятельности, в отношении которых органами власти, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с добровольческими организациями, включает содействие в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь, и содействие в оказании социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2018 № 1398 «Об утверждении Правил организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)» Указанным постановлением Правительства Российской Федерации регламентирован порядок проведения контрольных закупок.

Установлено, что контрольная закупка проводится в установленных федеральными законами случаях и по основаниям, установленным Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» для проведения внеплановых выездных проверок. Контрольная закупка проводится в случаях, если оценка соблюдения требований, установленных законодательством, при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг потребителям может быть осуществлена только в рамках проведения контрольной закупки. В иных случаях проводится внеплановая проверка. Положениями о видах федерального государственного контроля (надзора), при организации которых применяется риск-ориентированный подход, может быть предусмотрено использование органами государственного контроля (надзора) для определения необходимости проведения контрольной закупки индикаторов риска нарушения обязательных требований. Постановлением установлены, в частности:

  • порядок принятия решения о проведении контрольной закупки;
  • требования к содержанию приказа о проведении контрольной закупки; - особенности проведения контрольной закупки с использованием наличных денежных средств или безналичных расчетов;
  • порядок проведения контрольной закупки;
  • сроки составления акта по результатам проведения контрольной закупки и принятия (в случае необходимости) мер по результатам проведения контрольной закупки;
  • требования к содержанию акта по результатам контрольной закупки. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2018 № 1399 «О внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра проверок» Указанным постановлением Правительства Российской Федерации установлено, что в реестр будет включаться информация о плановых и внеплановых проверках (результатах их проведения и принятых мерах), в том числе:
  • о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
  • о плановых и внеплановых проверках органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проводимых в соответствии со статьей 29.2 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
  • о плановых и внеплановых проверках деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, проводимых в соответствии со статьей 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
  • о плановых и внеплановых проверках, проводимых антимонопольным органом в соответствии со статьей 25.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении федеральных органов исполнительной власти, иных осуществляющих функции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
  • о контрольной закупке, проводимой в соответствии со статьей 16.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и результатах ее проведения.

Также в реестр будет включаться информация о контрольной закупке, проводимой в соответствии со статьей 16.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Установлено, что совокупность включаемой в единый реестр проверок информации составляет электронный паспорт проверки или контрольной закупки.

Также уточнена информация о составе и сроках внесения в единый реестр проверок сведений, а также доступа к информации реестра отдельных лиц и организаций.