Обзоры законодательства

Обзор с 01.08.2018 по 31.08.2018

Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступает в силу с 01.01.2019, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки)

Указанный Федеральный закон носит комплексный характер и содержит нормы об архитектурно-строительном проектировании, о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (далее – ГИСОГД), о зонах с особыми условиями использования территорий, об осуществлении закупок в целях создания произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и другие нормы общей направленностью на совершенствование осуществления градостроительной деятельности. Федеральным законом внесены изменения в Градостроительный, Земельный, Лесной, Водный кодексы Российской Федерации, в закон Российской Федерации «О недрах», федеральные законы «Об особо охраняемых природных территориях», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», «О государственной регистрации недвижимости» и другие федеральные законы.

Изменениями, внесенными Федеральным законом в Градостроительный кодекс Российской Федерации, уточнено понятие «объект капитального строительства» и введено понятие «некапитальные строения, сооружения». Так, к некапитальным строениям, сооружениям относятся строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений). Федеральным законом предусмотрен ряд новаций в отношении подготовки проектной документации объектов капитального строительства и ее экспертизы. Установлено, что проектная документация, подготовленная применительно к объекту капитального строительства, строительство которого обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления и юридическими лицами, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов (далее – юридические лица с государственным, муниципальным участием), должна соответствовать установленным Правительством Российской Федерации критериям экономической эффективности проектной документации. Также уточнены и дополнены положения Градостроительного кодекса Российской Федерации об условиях и порядке признания проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования. Предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица с государственным, муниципальным участием со дня включения сведений об экономически эффективной проектной документации повторного использования в Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства получают право на безвозмездное использование такой проектной документации и обязаны использовать такую документацию применительно к аналогичному объекту. Критерии, на основании которых устанавливается аналогичность проектируемого объекта капитального строительства и объекта капитального строительства, применительно к которому подготовлена проектная документация, в отношении которой принято решение о признании проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования, будут установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Федеральным законом уточнен предмет и порядок проведения экспертизы результатов инженерных изысканий и экспертизы проектной документации.

Предусмотрено положение о том, что в отношении объектов, финансирование строительства которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц с государственным, муниципальным участием, в предмет экспертизы проектной документации входит проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства. Федеральным законом внесены изменения в положения Градостроительного кодекса об информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, расширен состав сведений и материалов, подлежащих размещению в них. Предусмотрено, что создание и эксплуатация ГИСОГД обеспечиваются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными бюджетными учреждениями. Указанные органы или учреждения являются операторами ГИСОГД. Порядок доступа к сведениям, документам, материалам, содержащимся в ГИСОГД, перечень сведений, содержащихся в ГИСОГД и являющихся открытыми и общедоступными, устанавливается Правительством Российской Федерации. Ведение ГИСОГД будет осуществляться уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (подведомственными им государственными бюджетными учреждениями), органами местного самоуправления городских округов в пределах компетенции указанных органов. Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен положениями о создании на основании законов субъектов Российской Федерации государственных информационных систем автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, для обеспечения выполнения полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. Федеральным законом определены особенности осуществления закупок в целях создания произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработки на его основе проектной документации объектов капитального строительства. В Земельный кодекс Российской Федерации внесены существенные изменения в нормы о зонах с особыми условиями использования территории, предусмотрено, такие зоны устанавливаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, безопасной эксплуатации объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства, обеспечения сохранности объектов культурного наследия, охраны окружающей среды и обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Установлены цели, виды, общие правила установления зон с особыми условиями использования территории, предусмотрены положения о возмещении убытков и о выкупе земельного участка правообладателем объекта, в связи с размещением которого установлена зона с особыми условиями использования территории, установление которой привело к невозможности использования земельного участка по назначению, либо органами государственной власти, органами местного самоуправления. Также установлен запрет на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории. Федеральный закон содержит переходные положения, основная часть которых посвящена вопросам установления зон с особыми условиями использования территорий. Так, установлено требование до 1 января 2022 года для лиц, в интересах которых установлены зоны с особыми условиями использования территории, а при их отсутствии требование для органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия по установлению указанных зон, обеспечить внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах соответствующих зон.

Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» (вступает в силу с 01.09.2018)

Указанным Федеральным законом в целях обеспечения упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов внесены изменения в Земельный, Лесной, Жилищный, Градостроительный кодексы Российской Федерации, федеральные законы «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О государственной регистрации недвижимости», «О газоснабжении в Российской Федерации», «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Федеральным законом определен механизм, обеспечивающий возможность размещения линейных объектов на условиях публичного сервитута (права ограниченного пользования чужим земельным участком). Такой сервитут устанавливается на основании административного решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения. Публичный сервитут может устанавливаться для размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.

Публичный сервитут может также устанавливаться для складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений, строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, и в других целях, предусмотренных Федеральным законом. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель. При этом переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не является основанием для прекращения публичного сервитута или изменения условий его осуществления.

Земельный кодекс Российской Федерации дополнен новой главой «Установление публичного сервитута в отдельных целях», в которой определены цели установления публичного сервитута; органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута; условия установления публичного сервитута; требования к ходатайству об установлении публичного сервитута; порядок принятия решения об установлении публичного сервитута; основания для отказа в установлении публичного сервитута; срок публичного сервитута; плата за публичный сервитут; требования к соглашению об осуществлении публичного сервитута; последствия невозможности или существенного затруднения использования земельного участка (его части), обремененного публичным сервитутом; права и обязанности обладателя публичного сервитута. Так, Федеральным законом предусмотрено, что у правообладателя земельного участка при установлении публичного сервитута сохраняются способы защиты своего права на землю: предусматривается плата за установление сервитута, возможность судебного оспаривания, требование выкупа земельного участка в случае, если установление сервитута приводит к невозможности использования земельного участка в соответствии с разрешенным использованием.

Плата за публичный сервитут может устанавливаться в виде единовременного платежа или периодических платежей и рассчитывается пропорционально площади земельных участков и (или) земель в установленных границах публичного сервитута. Плата за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, устанавливается соглашением об осуществлении публичного сервитута и определяется в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и методическими рекомендациями, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Определено, что публичный сервитут не может быть установлен в отношении земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, за исключением случаев необходимости его установления для подключения к инженерным сетям объектов, расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства.

Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» дополнен нормами, определяющими правила переоформления аренды, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, иных прав в случае размещения на земельных участках линейных объектов, которые могут быть расположенными на праве публичного сервитута, на указанное право. В Градостроительный кодекс Российской Федерации внесены положения, упрощающие требования к составу документации для ряда линейных объектов в случае, если для их строительства не требуется образование земельных участков.

Также Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено требование о наличии соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута в качестве правоустанавливающего документа на земельный участок при получении разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Правительство Российской Федерации наделено полномочием по установлению случаев, в которых получение разрешения на строительство не требуется. Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» дополнен положениями, устанавливающими особенности регистрации публичного сервитута. Федеральным законом также установлены переходные положения.

Так, установлено, что публичные сервитуты, установленные до дня вступления в силу данного Федерального закона, сохраняются на условиях, указанных нормативном правовом акте органа местного самоуправления, предусматривающем установление такого публичного сервитута. Со дня вступления в силу данного Федерального закона правообладатель земельного участка, обремененного публичным сервитутом, вправе использовать меры защиты своих интересов, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции данного Федерального закона).

Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 04.08.2018)

Указанным Федеральным законом внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другие федеральные законы, направленные на установление единых требований к строительству объектов индивидуального жилищного строительства, жилых и садовых домов, на регулирование вопросов выявления, сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями самовольных построек, уточнение положений о проектной документации и осуществлению строительного надзора. Изменениями, внесенными в Градостроительный кодекс Российской Федерации, введено новое определение объекта индивидуального жилищного строительства. Таким объектом является отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Федеральным законом установлен уведомительный порядок начала и окончания строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома, соответственно, исключены нормы предусматривающие необходимость получения разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию объекта индивидуального жилищного строительства.

При этом Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен положениями, определяющими порядок подачи и рассмотрения органами местного самоуправления уведомлений о планируемых строительстве (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также уведомлений об окончании строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Получение застройщиком из органа местного самоуправления уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве.

Изменениями, внесенными в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», на органы местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешения на строительство, возложена обязанность по окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома направлять в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на возведенный объект. Также указанным Федеральным законом признана утратившей силу норма, позволявшая до 01.03.2020 осуществлять государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав на объект индивидуального жилищного строительства, на основании только технического плана объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающих документов на земельный участок.

Кроме того, Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен новой главой 6.4 «Снос объектов капитального строительства», предусматривающей: - порядок осуществления сноса объектов, особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями; - особенности сноса объектов капитального строительства, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий, или приведения таких объектов капитального строительства в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зон с особыми условиями использования территорий.

Существенной новацией являются изменения, внесенные в Земельный кодекс Российской Федерации, об изъятии земельного участка (части земельного участка) у собственника, о прекращении права пожизненного наследуемого владения, о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, о прекращении права аренды земельного участка, на котором находится самовольная постройка, не снесенная либо не приведенная в соответствие с обязательными требованиями лицом, которое ее возвело, в срок, предусмотренный решением о сносе. Федеральным законом на орган местного самоуправления возложена обязанность по сносу самовольной постройки в случае, если не были выявлены лицо, осуществившее самовольную постройку, правообладатель земельного участка, на котором расположена самовольная постройка, и земельный участок не передан новому правообладателю. Также Федеральным законом совершенствуется механизм выявления самовольных построек при осуществлении государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля.

Со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления не допускается предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, а также предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями.

Изменениями, внесенными в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, предусмотрены особенности рассмотрения судом дел о сносе самовольных построек. С учетом новых положений Градостроительного кодекса Российской Федерации об уведомительном порядке начала и окончания строительства объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов, сносе самовольных построек изменениями, внесенными в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы местного значения городского поселения, городского округа, муниципального района дополнены следующими полномочиями:

  • направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке;
  • направление уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке;
  • направление уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным требованиям;
  • принятие решения о сносе самовольной постройки;
  • принятие решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;
  • принятие решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации;
  • осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. Кроме того, Федеральным законом расширен предмет государственного строительного надзора.

В частности, предусмотрено полномочие органов государственного строительного надзора по проведению проверок объектов капитального строительства, в отношении которых государственный строительный надзор не осуществляется, но имеется поступившая в органы государственного строительного надзора информация о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства установленных предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства. Федеральным законом предусмотрены переходные положения в отношении объектов, строительство которых началось или начнется до его вступления в силу. Так, установлено, что в случае если:

  • заявление о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства подано до дня вступления в силу данного Федерального закона, выдача такого разрешения осуществляется в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Федерального закона) и направление уведомления не требуется;
  • заявление о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства подано до дня вступления в силу данного Федерального закона, при этом разрешение на строительство выдано после вступления в силу данного Федерального закона, а также в случае, если разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства получено до дня вступления в силу данного Федерального закона, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.

При этом застройщик уведомляет об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии с частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции данного Федерального закона). Рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства осуществляется по правилам, предусмотренным частями 18 – 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции данного Федерального закона). Направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия объекта индивидуального жилищного строительства требованиям разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.

Правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, на которых до дня вступления в силу данного Федерального закона начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 01.03.2019 направить в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления предусмотренное частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции данного Федерального закона) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства. В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. До 01.03.2019 допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции указанных объектов и уведомлений об окончании строительства или реконструкции указанных объектов.

Федеральный закон от 03.08.2018 № 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (вступил в силу 04.08.2018)

Федеральный закон уточняет отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации в части регулирования вопросов, связанных с признанием зданий, сооружений, других строений самовольными постройками, принятием решений об их сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями. Согласно Федеральному закону не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Федеральным законом устанавливается, что самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом. Снос или приведение в соответствие осуществляется лицом, ее осуществившим, и производится за его счет. Также Федеральным законом закрепляется положение, согласно которому не допускается использование самовольной постройки.

В случае отсутствия сведений о таком лице, снос или приведение в соответствие осуществляется лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование. Федеральным законом устанавливается, что решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом.

Вместе с тем Федеральный закон содержит перечень случаев, когда решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие принимается органом местного самоуправления:

  • если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;
  • если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

Федеральным законом предусматривается положение, согласно которому органами местного самоуправления не могут быть приняты решения о сносе или приведении в соответствие в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан. При этом установлено, что органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома. Срок для сноса самовольной постройки устанавливается от трех до двенадцати месяцев, срок для приведения ее в соответствие с установленными требованиями составляет от шести месяцев до трех лет.

Также Федеральный закон закрепляет в Гражданском кодексе Российской Федерации норму, согласно которой лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, и которое выполнило требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями может приобрести право собственности на самовольную постройку. Уточняющие изменения вносятся также в статьи 238 и 285 Гражданского кодекса Российской Федерации, которыми устанавливается, что земельный участок может быть изъят у собственника, если на участке возведена или создана самовольная постройка и не выполнены предусмотренные законом обязанности по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями.

Статья 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» дополнена положением, согласно которому решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, не может быть принято в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, построенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или расположенных в границах населенных пунктов и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, и в отношении жилых домов и жилых строений, созданных соответственно на дачных и садовых земельных участках. Данное изъятие имеет силу при наличии одновременно следующих условий:

1) права на эти объекты, жилые дома, жилые строения зарегистрированы до 01.09.2018;

2) параметры этих объектов, жилых домов, жилых строений соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, и (или) предельным параметрам таких объектов, жилых домов, жилых строений, установленным федеральным законом;

3) эти объекты, жилые дома, жилые строения расположены на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании собственникам этих объектов, жилых домов, жилых строений.

Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (вступил в силу 03.08.2018, за исключением положений, вступающих в силу в иные сроки)

Изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации, установлено, что перерасчет сумм ранее исчисленных налогов по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц осуществляется не более чем за три налоговых периода. Перерасчет сумм налога в части указанных налогов не осуществляется в случаях, если он влечет увеличение уже уплаченных сумм налогов. Также Федеральным законом регулируются вопросы изменения определения налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества при изменении кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода. Такие изменения предусмотрены при определении налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, организаций и земельному налогу. Установлено, что налоговая база объекта определяется как их кадастровая стоимость, которая указана в Едином государственном реестре недвижимости на 1 января года налогового периода. Изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Если изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения связаны с уточнением его качественных или количественных характеристик, то налоговая база определяется со дня внесения соответствующих сведений в ЕГРН. Изменения кадастровой стоимости объектов налогообложения, которые произошли вследствие ошибок, и подлежат исправлению по решению комиссии по рассмотрению споров или суда учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения в целях налогообложения сведений о таких изменениях. Изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения в связи с установлением его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров или суда учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, которая была оспорена. Федеральным законом уточнен порядок исчисления сумм налога и авансовых платежей по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц. В соответствии с внесенными изменениями дети-инвалиды получили право, согласно которому налоговая база при исчислении земельного налога уменьшается на сумму кадастровой стоимости 600 квадратных метров одного земельного участка, принадлежащего налогоплательщику. Также дети-инвалиды будут пользоваться льготами, предусмотренными для отдельных категорий налогоплательщиков по налогу на имущество физических лиц. Уточнены положения Налогового кодекса Российской Федерации в части применения налоговых вычетов в размере стоимости 20 квадратных метров и 10 квадратных метров соответственно для части жилого дома, части квартиры, и налоговых ставок в размере 0,1 % при определении налогооблагаемой базы таких объектов исходя из кадастровой стоимости объектов по налогу на имущество физических лиц. Аналогичные налоговые льготы установлены для физических лиц собственников гаражей и машино- мест, которые располагаются в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения, которые действуют для физических лиц, чьи гаражи и машино-места размещаются в жилых домах. Для исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости установлен дополнительный коэффициент по ограничению ежегодного увеличения суммы налога.

Федеральный закон от 03.08.2018 № 330-ФЗ «О внесении изменения в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (вступает в силу 14.08.2018)

Изменениями, внесенными указанным Федеральным законом, часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации дополнена новым пунктом, согласно которому в случае строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно, выдача разрешения на строительство не требуется.

Федеральный закон от 03.08.2018 № 320-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступает в силу 04.08.2019, за исключением отдельных положений)

Указанным Федеральным законом внесены изменения в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», предусматривающие создание единой автоматизированной информационной системы страхования жилых помещений. Данная единая система создается в целях информационного обеспечения организации страхования жилых помещений, а также принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об оказании помощи в возмещении ущерба, причиненного жилым помещениям и содержит информацию о договорах страхования жилых помещений, размерах страхового возмещения. Изменениями, внесенными в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при организации возмещения ущерба, причиненного жилым помещениям граждан в результате чрезвычайных ситуаций, в том числе по разработке, утверждению и реализации программ организации возмещения ущерба жилым помещениям граждан с использованием механизма добровольного страхования.

Федеральный закон от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (вступает в силу 14.08.2018)

Изменениями, внесенными указанным Федеральным законом в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляется свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации. Выбор осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования должны обеспечивать возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.

Федеральный закон от 03.08.2018 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (вступает в силу 14.08.2018)

Указанным Федеральным законом в целях исключения внутренних противоречий между отдельными положениями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» уточнено понятие «муниципальный контроль».

Так, установлено, что муниципальный контроль это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных не только на организацию и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных требований, на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, но также и на организацию и проведение мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Кроме того, уточнены нормы, определяющие порядок организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, а также требований, установленных муниципальными правовыми актами.

При этом установлено, что наблюдение за соблюдением названных требований относится к мероприятиям по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Федеральным законом также совершенствуется порядок объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Так, закрепляется, что предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, не может содержать требования предоставления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов, за исключением сведений о принятых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Федеральным законом установлено, что плановые (рейдовые) осмотры уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку. Также Федеральным законом из числа проверок, заносимых в единый реестр проверок, исключены внеплановые проверки, проводимые в том числе в отношении соискателя лицензии, а также лицензиата, переоформляющего лицензию, продляющего срок действия лицензии.

Федеральный закон от 03.08.2018 № 311-ФЗ «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вступает в силу 14.08.2018)

До внесения указанным Федеральным законом изменений в статью 32 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчику при осуществлении закупок путем запроса предложений разрешалось не применять к участнику закупки законодательно установленные критерии, такие как «цена контракта», «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров», «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» и другие. При этом заказчик по своему усмотрению мог устанавливать критерии оценки заявок участников такой закупки. Федеральным законом исключено право заказчика при проведении запроса предложений определять по своему усмотрению критерии оценки заявок и величины их значимости, кроме случаев, когда запрос предложений проводится заказчиком после признания повторного конкурса или электронного аукциона не состоявшимся.

Федеральный закон от 03.08.2018 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступает в силу 14.08.2018)

Изменениями, внесенными указанным Федеральным законом Федеральный закон «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что военное недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность субъекта Российской Федерации либо в собственность соответственно поселения, городского округа, муниципального района, на территориях которых расположено такое имущество, с учетом функционального назначения такого имущества и законодательства об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В состав военного недвижимого имущества, подлежащего безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации либо в муниципальную собственность (здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением отдельных объектов), включаются жилые помещения и сети инженерно-технического обеспечения. Также установлено, что одновременно с передачей в собственность субъекта Российской Федерации либо в муниципальную собственность военного недвижимого имущества, за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, передаче подлежит земельный участок, на котором расположено такое имущество. При этом предусмотрена возможность выделения из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам соответствующих субъектов Российской Федерации, в том числе для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам соответствующих муниципальных образований, в связи с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность.

Межбюджетные трансферты предоставляются на содержание переданных, находящихся в пригодном состоянии и предназначенных для проживания граждан зданий и сооружений, а также для переселения нанимателей жилых помещений и их семей в случае, если переданные жилые помещения в многоквартирных домах, признаны аварийными. При этом объем межбюджетных трансфертов и правила предоставления таких межбюджетных трансфертов устанавливаются соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Федеральный закон от 03.08.2018 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции» (вступил в силу 03.08.2018)

Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», устанавливающие возможность осуществления контроля за расходами лиц, замещавших (занимавших) одну из должностей, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность предоставлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, а также порядок проведения такого контроля.

Основанием для принятия решения об осуществлении контроля является поступление в органы прокуратуры Российской Федерации материалов, полученных в ходе осуществления контроля за расходами данного лица в период замещения (занятия) им соответствующей должности. Установлено, что контроль за расходами указанных лиц осуществляется в течение шести месяцев со дня освобождения данного лица от замещаемой (занимаемой) должности или его увольнения в отношении каждой сделки по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, совершенной в период замещения (занятия) данным лицом указанной должности, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих году совершения сделок. При выявлении в ходе осуществления контроля обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов данного лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых данным лицом не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы.

В случае если обращение такого имущества в доход Российской Федерации невозможно, Федеральным законом устанавливается возможность взыскания денежной суммы, эквивалентной его стоимости. Внесенными Федеральным законом изменениями уточняется порядок участия лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих в управлении коммерческими и некоммерческими организациями от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Кроме того, Федеральным законом предусмотрена возможность привлечения государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности (за исключением увольнения в связи с утратой доверия) в упрощенном порядке при наличии их согласия и при условии признания ими факта совершения коррупционного правонарушения. Федеральным законом установлен единый срок давности для применения взысканий за коррупционные правонарушения – не позднее трех лет со дня его совершения.

Федеральный закон от 03.08.2018 № 304-ФЗ «О внесении изменения в статью 193 Трудового кодекса Российской Федерации» (вступает в силу 14.08.2018)

Федеральным законом внесено изменение в статью 193 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющую порядок применения дисциплинарных взысканий, в части установления единого срока давности для применения дисциплинарных взысканий за совершение коррупционных правонарушений. Так, дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка.

Федеральный закон от 29.07.2018 № 259-ФЗ «О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (вступил в силу 10.08.2018)

Федеральным законом в статью 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» внесены изменения, предусматривающие расширение перечня оснований для обжалования в антимонопольный орган актов и (или) действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Установлено, что такими основаниями являются незаконный отказ в приеме документов и заявлений, а также предъявление требований, не установленных законодательством.

Федеральный закон от 29.07.2018 № 245-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 13.2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (вступает в силу 27.01.2019)

Указанным Федеральным законом к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, помимо предусмотренного действующей редакцией осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, отнесено осуществление регионального государственного надзора в области эксплуатации самоходных машин и других видов техники, технического состояния и эксплуатации аттракционов, а также осуществление в установленном Правительством Российской Федерации порядке государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, аттракционов. При этом перечень требований к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов и порядок осуществления государственного надзора будут устанавливаться Правительством Российской Федерации. В соответствии с изменением, внесенным в статью 13.2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», аттракционы включены в число объектов, в отношении которых уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора) могут проводиться плановые (рейдовые) осмотры, обследования на основании плановых (рейдовых) заданий.

Федеральный закон от 29.07.2018 № 244-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части права органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района на осуществление мероприятий по защите прав потребителей» (вступил в силу 10.08.2018)

В соответствии со статьей 44 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» органы местного самоуправления вправе рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей, а также обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей). Однако Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» право органов местного самоуправления на осуществление мероприятий по защите прав потребителей ранее не было установлено. Изменениями, внесенными указанным Федеральным законом, перечни прав на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, дополнены правом на осуществление мероприятий по защите прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Федеральный закон от 29.07.2018 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (вступает в силу 01.10.2018)

Указанным Федеральным законом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей, устанавливающей административную ответственность за неразмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в единой информационной системе жилищного строительства в том числе должностным лицом органа местного самоуправления, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации.

Федеральный закон от 29.07.2018 № 233-ФЗ «О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (вступает в силу 01.01.2019)

Указанным Федеральным законом предусмотрено предоставление льгот по уплате государственной пошлины физическим лицам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации. В соответствии с действующей редакцией статьи 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, освобождены от уплаты государственной пошлины в размере 1 500 рублей за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации взамен утраченного или пришедшего в негодность. Данным Федеральным законом физические лица, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, освобождены от государственной пошлины за выдачу всех видов документов взамен утраченных или пришедших в негодность вследствие такой чрезвычайной ситуации.

Федеральный закон от 29.07.2018 № 232-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования» (вступает в силу 30.08.2018, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки)

Изменениями, внесенными указанным Федеральным законом в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, установлена возможность для физических лиц уплачивать налоги через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в котором в соответствии с решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации организована возможность приема от указанных лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации. Также установлен предельный трехлетний срок с даты перечисления денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, в течение которого налогоплательщик в случае обнаружения им ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисление указанных денежных средств, вправе представить в налоговый орган заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой. Налоговым органам предоставлено полномочия по самостоятельному уточнению платежей при обнаружении ими ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации. Решение об уточнении платежа налоговый орган может принять в течение трех лет со дня перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации и только в случае, если это уточнение не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки. Для физических лиц установлен новый вид платежа – единый налоговый платеж. Единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации налогоплательщиком в счет исполнения обязанности по уплате транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц. Единый налоговый платеж перечисляется в бюджетную систему Российской Федерации по месту жительства налогоплательщика или по месту нахождения одного из принадлежащих ему объектов недвижимого имущества. Зачет суммы единого налогового платежа физического лица осуществляется налоговым органом самостоятельно в счет предстоящих платежей налогоплательщика, либо в счет уплаты недоимки и задолженности по соответствующим налогам. При этом налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете суммы единого налогового платежа. Налогоплательщик также имеет право на возврат денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа, по которым налоговым органом не принято решение о зачете.

Федеральный закон от 19.07.2018 № 222-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (вступает в силу 01.01.2019, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки)

Указанным Федеральным законом в Бюджетный кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие требование о принятии решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций и о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, а также о предоставлении бюджетных инвестиций определенным юридическим лицам на осуществление капитальных вложений на основании обоснования инвестиций и результатов технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, а также утвержденного задания на проектирование. Установлены полномочия Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций по определению порядка принятия решений об осуществлении расходов соответствующих бюджетов на подготовку обоснования инвестиций и на проведение его технологического и ценового аудита, а также порядка осуществления указанных расходов. Также Федеральным законом изменен механизм применения бюджетных мер принуждения. Так, признаны утратившими силу положения, согласно которым Министр финансов Российской Федерации имеет право в случае выявления бюджетных нарушений принять решение о взыскании средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат, а также о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета. Кроме того, установлено, что применение бюджетных мер принуждения будет осуществляться не в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения, а в срок до одного года со дня их принятия. При соблюдении определенных условий указанный срок может быть продлен. Финансовые органы также наделены правом не только принимать решения о применении бюджетных мер принуждения или об отказе от их применения, но и об их изменении и отмене, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 19.07.2018 № 221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (вступает в силу 16.01.2019)

Указанным Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которыми установлено требование об обязательном декларировании потребления энергетических ресурсов и предусмотрено, что энергетическое обследование проводится в добровольном порядке. Установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения ежегодно представляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, декларацию о потреблении энергетических ресурсов, содержащую информацию об объеме используемых энергетических ресурсов и об энергетической эффективности указанных органов и учреждений. Форма декларации и порядок ее представления будет утверждена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Также Федеральным законом уточнены обязанности государственных и муниципальных учреждений по обеспечению энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Одновременно в статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, устанавливающие административную ответственность за непредставление декларации о потреблении энергетических ресурсов, несоблюдение требований к форме указанной декларации либо нарушение порядка ее представления, а также за несоблюдение правил представления информации, необходимой для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Федеральный закон от 19.07.2018 № 220-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (вступил в силу 30.07.2018)

Указанным Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон «О теплоснабжении», которыми уполномоченный федеральный орган исполнительной власти наделен полномочием по выдаче обязательных для исполнения органами местного самоуправления предписаний об устранении нарушений требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки, утверждения и актуализации, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Одновременно установлена обязанность органов местного самоуправления по направлению в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для утверждения проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, разработанных в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, порядку их разработки, утверждения и актуализации. Федеральным законом также уточнено определение понятия «схема теплоснабжения», которое дополнено нормой о необходимости утверждения данного документа правовым актом, не имеющим нормативного характера, уполномоченного федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления. Также внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие административную ответственность уполномоченных должностных лиц органа местного самоуправления городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более за ненаправление проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения для утверждения, либо направление данных документов для утверждения с нарушением требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, а также за неразмещение в установленные сроки информации о месте проведения публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения или проекту актуализированной схемы теплоснабжения либо итогового документа (протокола) публичных слушаний.

Федеральный закон от 19.07.2018 № 212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения» (вступает в силу 01.01.2019)

Указанным Федеральным законом внесены изменения в Лесной кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Федеральный закон устанавливает новый принцип лесного законодательства – сохранение лесов, которое осуществляется, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения. Перечень лесных отношений, регулируемых лесным законодательством, дополнен отношениями в области лесоразведения. Лесной кодекс Российской Федерации дополнен статьей, согласно которой к землям лесного фонда относятся лесные и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Также Федеральным законом перечень мероприятий по сохранению лесов дополнен работами по лесоразведению. В целях предупреждения лесных пожаров Федеральным законом введены дополнительные требования к противопожарному обустройству лесов.

Федеральный закон от 19.07.2018 № 210-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» (вступает в силу 16.01.2019)

Указанным Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации», которыми уточнено понятие «газификация», как деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса на объектах жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных объектах. Также Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» дополнен статьей, устанавливающей полномочия органов местного самоуправления городских округов по организации газоснабжения населения, в том числе полномочиями:

  • по подготовке населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций;
  • по согласованию схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.

Кроме того, схемы расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом, включены в состав документов по газификации. При этом предусмотрено, что порядок разработки, утверждения и реализации таких схем будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 19.07.2018 № 204-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части установления дополнительных гарантий граждан при получении государственных и муниципальных услуг» (вступает в силу 18.10.2018)

Указанным Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», направленные на защиту прав граждан и устранение необоснованных административных препятствий при получении ими государственных и муниципальных услуг. Так, Федеральным законом установлено, что органы, предоставляющие государственные или муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении такой услуги. При этом Федеральным законом определен перечень случаев, при которых указанный запрет не действует.

К таким случаям относятся:

  • изменение положений нормативных правовых актов, касающихся предоставления соответствующей услуги, после первоначальной подачи заявления;
  • наличие ошибок в заявлении о предоставлении такой услуги и в документах, поданных заявителем после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления соответствующей услуги, либо непосредственно в предоставлении соответствующей услуги и не включенных в представленный ранее комплект документов;
  • истечение срока действия документов или изменение информации после первоначального отказа в приеме документов либо в предоставлении соответствующей услуги;
  • выявление документально подтвержденного факта (признаков) ошибочного или противоправного действия (бездействия) должностного лица, ответственного за предоставление соответствующей услуги, при первоначальном отказе в приеме документов либо в предоставлении соответствующей услуги.

Также Федеральным законом определено, что заявитель может обратиться с жалобой в случае требования у него документов или информации, а также осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации. В случае признания жалобы, подлежащей удовлетворению, в ответе заявителю должна быть указана информация о действиях, осуществляемых органом, предоставляющим государственную и муниципальную услугу, многофункциональным центром в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений, а также должны быть принесены извинения за доставленные неудобства и указана информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной и муниципальной услуги. В случае признания жалобы, не подлежащей удовлетворению, в ответе заявителю должны быть изложены аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.