Обзоры законодательства

Обзор с 01.06.2018 по 30.06.2018

Федеральный закон от 27.06.2018 № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», статьи 22 и 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации»

Указанным Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», которыми предусмотрено:

  • наделение комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав правом принятия решения в отношении отдельных категорий детей, а также родителей несовершеннолетних в случаях совершения ими в присутствии несовершеннолетних антиобщественных действий о проведении разъяснительной работы по вопросу о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения;
  • расширение перечня органов системы профилактики, участвующих в процессе взаимного информирования (в него включаются органы службы занятости населения);
  • расширение перечня сведений, представляемых субъектами системы профилактики органам внутренних дел (за счет информации о несовершеннолетних, в отношении которых совершены противоправные деяния);
  • установление дополнительных ограничений для несовершеннолетних, помещаемых в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (в отношении пользования личными средствами сотовой (мобильной) связи, доступа к сети Интернет).

Кроме того, Федеральным законом установлено, что общеобразовательные и профессиональные образовательные организации, имеющие специальное наименование, должны быть переименованы не позднее 01.01.2019 (из наименования должны быть исключены слова «девиантное (общественно опасное) поведение»).

Федеральный закон от 27.06.2018 № 165-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 33 Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Указанным Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которыми установлено, что сооружения связи могут быть объектом соглашения о муниципально-частном партнерстве. Также предусмотрено, что лесной участок, водный объект или часть водного объекта, которые в соответствии с соглашением о муниципально-частном партнерстве необходимы для строительства сооружений связи, предоставляются частному партнеру в аренду без проведения торгов на срок, который не может превышать срок действия соответствующего соглашения.

Федеральный закон от 04.06.2018 № 146-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Указанным Федеральным законом внесено изменение в статью 2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которым дополнено определение понятия «муниципальная услуга». В результате внесенного изменения понятие «муниципальная услуга» включает не только деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемую в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги по решению вопросов местного значения, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, но и деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемую в пределах предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

  • прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения;
  • прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами;
  • прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Федеральный закон от 04.06.2018 № 142-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения судебных актов и Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2018 году»

Указанным Федеральным законом в Бюджетный кодекс Российской Федерации внесены изменения, направленные на совершенствование порядка представления интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в судах по искам о взыскании денежных средств за счет средств казны соответствующего публично-правового образования, а также исполнения судебных решений. Внесенными изменениями определены полномочия главных распорядителей бюджетных средств по выступлению в суде от имени муниципального образования в качестве представителя истца по искам о взыскании денежных средств в порядке регресса к лицам, чьи действия (бездействия) повлекли возмещение вреда за счет казны муниципального образования. В целях реализации муниципальным образованием права регресса финансовый орган муниципального образования должен уведомить соответствующего главного распорядителя средств бюджета муниципального образования об исполнении за счет казны муниципального образования судебного акта о возмещении вреда. Муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования может быть установлен порядок представления главным распорядителем средств бюджета муниципального образования в финансовый орган муниципального образования информации о совершаемых действиях, направленных на реализацию муниципальным образованием права регресса, либо об отсутствии оснований для предъявления иска о взыскании денежных средств в порядке регресса. Также в Бюджетный кодекс Российской Федерации внесены изменения, касающиеся исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов. Согласно внесенным изменениям в ходе исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета муниципального образования по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, устанавливается возможность взыскания налогов, сборов, страховых взносов, штрафов, возможность выплаты зарплаты, несмотря на временное приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника.

Федеральный закон от 04.06.2018 № 139-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О почтовой связи» (вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования)

Указанным Федеральным законом статья 4 Федерального закона «О почтовой связи» дополнена положением, согласно которому особый порядок оказания услуг почтовой связи, установленный в отношении доставки (вручения) и хранения судебных извещений, распространяется и на услуги почтовой связи в части доставки (вручения) извещений, направляемых органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с установленными правилами судебные извещения при невозможности их вручения адресатам хранятся в отделениях почтовой связи 7 дней со дня их поступления, в то время как почтовые отправления, не являющиеся судебными, – в течение 30 дней. Такая разница на практике приводила к нарушению установленного 15-дневного срока рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Федеральный закон от 04.06.2018 № 136-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Указанным Федеральным законом внесены изменения в статью 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», предусматривающие, что заключению договора безвозмездного пользования объектами собственности, закрепленными за муниципальной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, должна предшествовать проводимая учредителем оценка последствий заключения таких договоров для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания. При этом договор безвозмездного пользования не может заключаться, если в результате проведенной оценки последствий его заключения установлена возможность ухудшения указанных условий. До внесения таких изменений соответствующие требования о проведении оценки последствия заключения договоров были предусмотрены только к договорам аренды. Федеральным законом также предусмотрено, что оценка последствий заключения договора не требуется в случае безвозмездного предоставления образовательной организацией медицинской организации помещения для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся в данной образовательной организации. В настоящее время на рассмотрении в Омском городском Совете находится проект Решения Омского городского Совета, предусматривающий внесение соответствующих изменений в Положение о департаменте образования Администрации города Омска.

Федеральный закон от 04.06.2018 № 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»

Указанным Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции», уточняющие особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества без проведения торгов (конкурсов, аукционов). В соответствии с внесенными изменениями заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества без проведения торгов, может быть осуществлено, в том числе с лицом, с которым муниципальным автономным учреждением заключен договор по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», если предоставление указанных прав было предусмотрено документацией о закупке для целей исполнения этого договора. До внесения указанных изменений муниципальные автономные учреждения в сфере образования, здравоохранения, оздоровления и отдыха детей были вынуждены проводить два конкурса: на оказание услуг и на заключение договора аренды имущества, которое необходимо для оказания данных услуг. Внесение указанных изменений позволяет муниципальным автономным учреждениям предусматривать в конкурсной документации право на внеконкурсную аренду имущества. Такую возможность уже имеют бюджетные учреждения и юридические лица, получающие бюджетные субсидии и заключившие муниципальный контракт в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Федеральный закон от 04.06.2018 № 134-ФЗ «О внесении изменения в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации»

Указанным Федеральным законом внесены изменения в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающие сокращение с одного года до шести месяцев срока, который предоставляется собственникам помещений в многоквартирном доме для выбора способа управления этим домом, по истечении которого органом местного самоуправления проводится открытый конкурс по отбору управляющей организации в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме за это время не был выбран способ управления этим домом или принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Федеральный закон от 23.04.2018 № 89-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации»

Указанным Федеральным законом статья 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации дополнена нормой, устанавливающей, что при внесении в генеральные планы городских округов изменений, предусматривающих строительство или реконструкцию объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, которые не включены в программы комплексного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур городских округов, указанные программы подлежат приведению в соответствие с генеральными планами городских округов в трехмесячный срок с даты внесения соответствующих изменений в генеральные планы городских округов. Также установлено, что в случае внесения в документы территориального планирования изменений в части размещения объектов местного значения инвестиционные программы субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, программы, реализуемые за счет средств местных бюджетов, а также решения органов местного самоуправления, предусматривающие создание объектов местного значения, подлежат приведению в соответствие с документами территориального планирования в двухмесячный срок с даты их утверждения или внесения в них изменений.

Федеральный закон от 18.04.2018 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления»

Изменениями, внесенными указанным Федеральным законом в статью 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установлено, что уставом муниципального образования должен устанавливаться, помимо порядка опубликования муниципальных правовых актов, также порядок опубликования соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления. Кроме того, данным Федеральным законом определено, что официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. При этом для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться. Корреспондирующие изменения внесены в статью 7 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», согласно которым орган местного самоуправления может быть учредителем (соучредителем) сетевого издания.