Обзоры законодательства

Обзор с 20.06.2016 по 01.07.2016

Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»

Федеральный закон направлен на установление основ правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации.

В этих целях Федеральным законом установлены правовая и организационные основы системы профилактики правонарушений, общие правила ее функционирования, основные принципы, направления и виды профилактики правонарушений.

Кроме того, Федеральным законом определены полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений, а также лиц, участвующих в профилактике правонарушений.

Федеральный закон от 23.06.2016 № 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации»

Указанным Федеральным законом установлены единые для всех общественных палат субъектов Российской Федерации общие принципы их организации и деятельности, нормы, определяющие их статус, цели и задачи, порядок формирования, состав и полномочия.

Федеральным законом предусмотрено, что кандидат в члены общественной палаты субъекта Российской Федерации должен быть гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства на территории этого субъекта и опыт работы в сфере представления и защиты прав и законных интересов граждан не менее трех лет.

В соответствии с Федеральным законом одна треть состава общественной палаты субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации по представлению зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации структурных подразделений общероссийских и межрегиональных общественных объединений, одна треть — законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации региональных общественных объединений и других некоммерческих организаций, затем утвержденные две трети членов общественной палаты субъекта Российской Федерации определяют состав остальной одной трети ее членов из числа кандидатур, представленных местными общественными объединениями.

Федеральный закон от 23.06.2016 № 193-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Указанным Федеральным законом установлено право арендаторов выкупить земельные участки, которые им переданы в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства» для строительства объектов, предназначенных для производства строительных материалов, изделий, конструкций для целей жилищного строительства, создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, объектов инфраструктуры, иного строительства, а также для их комплексного освоения, по определенным в договорах аренды ценам при условии, что арендаторы не имеют задолженности по арендной плате и (или) неустойкам (пеням) по договорам аренды и ими выполнены все предусмотренные договорами аренды условия для реализации такого права.

Кроме того, в Федеральном законе предусмотрены условия возобновления договоров аренды земельных участков для их комплексного освоения в случае, если арендатор земельного участка продолжает пользоваться им по истечении срока договора аренды при отсутствии возражений со стороны арендодателя, а также если арендатором земельного участка получено разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, строительство которого осуществлялось в соответствии с условиями указанного договора.

Федеральный закон от 23.06.2016 № 197-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Изменениями, внесенными указанным Федеральным законом в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено осуществление полномочий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

Изменениями, внесенными указанным Федеральным законом в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», права органы местного самоуправления дополнены правом на осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

Федеральный закон от 23.06.2016 № 198-ФЗ «О внесении изменения в статью 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации»

Изменениями, внесенными указанным Федеральным законом в статью 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уточнены основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, установленные частью 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. При этом частью 4 этой статьи предусмотрено, что в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет, Правительством Российской Федерации могут устанавливаться, помимо предусмотренных частью 3 указанной статьи, иные документы, необходимые для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В связи с этим Федеральным законом установлено, что основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является отсутствие документов, предусмотренных не только частью 3, но и частью 4 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Федеральный закон от 23.06.2016 № 205-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Указанным Федеральным законом в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, уточняющие порядок применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде задержания транспортного средства.

Установлено, что задержание транспортного средства может применяться только в целях пресечения отдельных нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления им. При этом возврат задержанного транспортного средства его владельцу, представителю владельца или иному лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством, осуществляется незамедлительно после устранения причины задержания.

Также определено, что оплата стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства осуществляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

Федеральный закон от 23.06.2016 № 206-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования использования лесов и земель для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства»

Изменениями, внесенными указанным Федеральным законом, Лесной кодекс дополнен положениями, устанавливающими порядок использования лесов при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства будет осуществляться на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков. При этом определено, что использование лесов без предоставления лесных участков допускается, если оно не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или создание объектов охотничьей инфраструктуры.

Правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесных участков будут установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Федеральный закон от 23.06.2016 № 218-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений»

Изменениями, внесенными указанным Федеральным законом, Лесной кодекс Российской Федерации дополнен положениями, регулирующими:

  • отношения в области охраны лесов от загрязнения и иного негативного воздействия;
  • порядок возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них объектам;
  • создание реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений, а также правовые последствия включения в него сведений о таких арендаторах и покупателях.

Кроме того, установлено, что юридические лица и граждане, осуществляющие заготовку древесины и лесовосстановление, обязаны прилагать к своим отчетам об использовании и воспроизводстве лесов материалы дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), фото- и видеофиксации.

Также уточнены положения Лесного кодекса Российской Федерации, касающиеся заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и договора купли-продажи лесных насаждений; содержания лесоустройства; проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Изменениями, внесенными в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена административная ответственность за:

  • нарушение порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры;
  • ненаправление, несвоевременное направление, направление недостоверной информации в орган власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
  • включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.

Федеральный закон от 23.06.2016 № 202-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Указанным Федеральным законом установлены ограничения производства и оборота алкогольной продукции в полимерной потребительской таре.

В Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.01.2017 не допускаются производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров, а с 01.07.2017 — розничная продажа такой продукции.

Также Федеральным законом внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым для должностных лиц и юридических лиц устанавливается ответственность за нарушение требований о запрете производства и оборота алкогольной продукции в полимерной потребительской таре объемом более 1500 миллилитров.

Федеральный закон от 30.06.2016 № 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»

Указанным Федеральным законом внесены взаимосвязанные изменения в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В квалификационные требования для замещения должностей гражданской и муниципальной службы включены требования к специальности, направлению подготовки, а также требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к образованию государственных гражданских служащих приведены в соответствие с положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которым установлены различные уровни высшего профессионального образования — бакалавриат, специалитет и магистратура.

Также предусмотрено, что квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Требование о регулировании указанного вопроса нормативным актом государственного органа исключено. Кроме того, установлено, что при наличии соответствующего решения представителя нанимателя в квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы могут быть включены требования к специальности, направлению подготовки.

Аналогичные изменения приняты в отношении муниципальных служащих. При этом установлено, что квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются должностной инструкцией муниципального служащего, требование о регулировании указанного вопроса муниципальным правовым актом исключено.

Кроме того, Федеральным законом установлено требование о предоставлении представителю нанимателя сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет», на которых гражданин, претендующий на замещение должности гражданской или муниципальной службы, гражданский или муниципальный служащий размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать:

  • гражданином, претендующим на замещение должности гражданской или муниципальной службы, — при поступлении на службу за три календарных года, предшествующих году поступления на службу;
  • гражданскими и муниципальными служащими — ежегодно за календарный год, предшествующий году представления указанной информации, за исключением случаев размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей гражданского служащего.

Указанные сведения представляются гражданами, претендующими на замещение должности гражданской или муниципальной службы, при поступлении на гражданскую или муниципальную службу соответственно, а гражданскими и муниципальными служащими — не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, по установленной Правительством Российской Федерации форме.

При этом установлено, что в случае непредоставления указанных сведений гражданин не может быть принят на гражданскую или муниципальную службу, а гражданский или муниципальный служащий не может находиться на гражданской или муниципальной службе соответственно.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 574 «Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации»

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации у тверждены общие требования к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Установлено, что главный администратор доходов разрабатывает методику прогнозирования поступлений доходов по всем закрепленным за ним кодам классификации доходов.

Методика прогнозирования должна содержать описание всех показателей, используемых для расчета с указанием источника данных для соответствующего показателя, характеристику метода расчета прогнозного объема поступлений, а также описание фактического алгоритма расчета.

Приведены возможные методы расчета (прямой расчет, усреднение, индексация, экстраполяция, иной способ, который описывается в методике прогнозирования).

Также определены методы для расчета прогнозируемого объема налоговых доходов, таможенных платежей и страховых взносов объема прочих доходов для исчисления безвозмездных поступлений от других бюджетов.

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации органам местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, рекомендовано разработать и утвердить методики прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в 2-месячный срок.

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2016 № 576 «Об утверждении максимальных размеров платы за предоставление копий технических паспортов, оценочной и иной документации органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений»

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии со статьей 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлены максимальные размеры платы за предоставление копий технических паспортов и иных документов органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.

Установлены максимальные цены на копии технического паспорта помещения или объекта капитального строительства, поэтажного/ситуационного плана, экспликации поэтажного плана, экспликации объекта капитального строительства, помещения, учетно-технической документации, содержащей сведения об инвентаризационной, восстановительной, балансовой или иной стоимости объекта капитального строительства, помещения, справки об инвентаризационной стоимости помещения, справки о характеристиках объекта государственного технического учета.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации установлено, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, применяются муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в муниципальной собственности, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов.

Реализацию мероприятий указанных планов необходимо завершить не позднее 01.01.2020.

При этом установлено, что органы и организации, осуществляющие функции и полномочия учредителей указанных организаций, а также осуществляющие контроль и координацию деятельности таких организаций, обеспечивают:

  • внесение изменений в установленном порядке в соответствующие нормативные правовые акты и документы, требующие учета положений профессиональных стандартов, подлежащих применению;
  • осуществление контроля за реализацией мероприятий планов.

Также органам местного самоуправления, организациям рекомендовано направлять предложения по актуализации профессиональных стандартов (при наличии) в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в целях организации их рассмотрения в установленном порядке в Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.