Новости

В администрации города подвели итоги работы по защите прав потребителей

Накануне на заседании Межведомственного совета по вопросам осуществления торговой деятельности и защиты прав потребителей на территории Омска были подведены итоги работы за 2015 год.

«Основная цель деятельности администрации Омска — это создание баланса между активной адресной защитой прав потребителей и обеспечением условий для свободного развития человека, способного самостоятельно и грамотно действовать на потребительском рынке товаров, работ, услуг, — отметила Ольга Ларенкова, исполняющий обязанности директора департамента городской экономической политики администрации города. — Для этого необходимо просвещать население, рассказывать об основах потребительских знаний, создавать условия для повышения квалификации специалистов, занятых в сфере потребительского рынка, выявлять и проводить профилактику негативных тенденций в этой сфере, а также поддерживать добросовестных бизнесменов. Мы такого рода работу традиционно проводим планово совместно с общественниками и контролирующими органами».

По данным ежегодных социологических опросов, свыше 80% потребителей хотя бы раз в год сталкиваются с нарушениями потребительских прав, которые причиняют ущерб здоровью (22%), материальные убытки (62%), моральный вред (53%). Анализ ситуации показывает, что доля нарушений в сфере защиты прав потребителей в общем объеме выявленных нарушений на территории Омска достаточно высока.

Наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке, в большей степени отвечающим интересам жителей, является не защита уже нарушенных прав, а их предупреждение и профилактика, считают правозащитники от общественности. С этой целью на постоянной основе осуществляются: межведомственные рейдовые и контрольно-надзорные мероприятия; досмотр ввозимых на территорию Омска товаров, животных и сырья животного происхождения; проведение независимых потребительских экспертиз.

По словам Ольги Ларенковой, уполномоченными структурными подразделениями администрации города в 2015 году в целях защиты прав потребителей проведено более 600 межведомственных рейдовых мероприятий, к административной ответственности привлечены 483 человека, наложено административных штрафов на общую сумму 1 млн 100 тыс. рублей.

В целях правового просвещения, формирования потребительской культуры молодежи, в Омске ежегодно проводится городской конкурс на лучшие знания в области защиты прав потребителей среди школьников. В прошлом году в нем приняли участие 30 команд из 27 школ города, пять из которых заняли первые места в окружном этапе конкурса, а две набрали высший балл в общегородском рейтинге. «В прошлом году по «горячей линии» поступило более 500 обращений граждан. Чаще всего омичи жаловались на качество непродовольственных товаров – это почти 40% обращений, на нарушение сроков исполнения работ и услуг (свыше 10%), на качество услуг ЖКХ (9%), на низкое качество именно продовольственных товаров (свыше 7%). А ведь, как правило, потребители с этими проблемами обращаются очень редко из-за малой суммы ущерба, — подчеркнула Ольга Ларенкова, — всем обратившимся была предоставлена оперативная консультативная помощь по всем аспектам защиты прав потребителей».

Как прозвучало на заседании, со ссылкой на Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, увеличилось число обращений граждан с жалобами по всем секторам потребительского рынка: розничная торговля, финансовые, туристические, платные медицинские, услуги связи, бытовые и жилищно-коммунальные услуги. За 2015 год проведено 715 проверок и административных расследований, наложено административных штрафов на сумму более 3 млн рублей.

Обеспокоенность специалистов вызывает рост числа жалоб на оказание финансовых услуг, в связи с активным развитием рынка микрофинансирования. Просроченные задолженности граждан перед кредитными организациями растут, число жалоб на действия коллекторских агентств тоже. Негативно отразилась на статистических данных деятельность страховых компаний, которые при заключении договора ОСАГО навязывали клиентам дополнительные платные услуги. За прошлый год поступило 113 соответствующих письменных обращений.

По мнению председателя Совета областной общественной организации «Омский союз потребителей «Щит» Евгения Рабиновича, чтобы изменить ситуацию, необходимо ввести «разоряющие штрафы», тогда нарушители прав потребителей будут более законопослушными. Также Евгений Яковлевич напомнил, что в этом году девиз Всероссийской акции, приуроченной к празднованию Дня защиты прав потребителей 15 марта, — «Исключить антибиотики из меню». Общественник заверил, что омские правозащитники намерены эту акцию активно поддержать.