Новости

Ольга Илютикова: доходы бюджета на 2024 год сопоставимы с итоговым бюджетом 2022 года

Главный финансист города в течение брифинга неоднократно подчеркивала, что стремится рассказать о параметрах, основных источниках и основных направлениях расходования средств в доступной, понятной форме — переводя код бюджетной классификации на простой язык, понятный всем.

Ольга Илютикова рассказала, что ожидаемое исполнение бюджета 2023 года по доходам с учетом планируемых поступлений межбюджетных трансфертов до конца года составит 41,2 млрд рублей. В основном такой рост доходов обусловлен предоставлением финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов и ростом собственных доходов. Так, из вышестоящих бюджетов Омск в этом году получил на четверть больше, чем в прошлом — 24,5 млрд руб., а собственные доходы бюджета выросли на 1,5 млрд руб., или на 10 % по сравнению с первоначально утвержденным значением.

«При подведении итогов 2023 года это главное, о чем нужно говорить — планируем перевыполнение планов по налоговым и неналоговым доходам. У нас будет примерно миллиард перевыполнение по налоговым и еще полмиллиарда по неналоговым доходам», — подчеркнула Ольга Илютикова.

Она также отметила, что рост неналоговых доходов произошел в основном благодаря работе структурных подразделений мэрии, в том числе эффективности использования муниципального имущества и земельных участков, а также проведению мероприятий муниципального контроля.

Что касается межбюджетных трансфертов, рост финансирования обусловлен максимальным участием мэрии в отборах на получение средств из вышестоящих бюджетов — областного и федерального. Это дало возможность начать проекты, на которые требуется значительное количество финансовых средств, и рефинансировать кредиты — на обслуживании муниципального долга сэкономлено более 350 млн рублей.

В совокупности полученная дополнительная сумма порядка 2 млрд рублей в течение года направлялась на содержание дорог, сохранение провозной платы в транспорте на текущем уровне (на разницу между экономически обоснованным тарифом, установленным РЭК Омской области, и провозной платой для омичей), на ремонт учреждений образования, культуры, спорта, на ремонт и озеленение дворов, ремонт тротуаров, переселение граждан из аварийного жилья и другие важные для города цели.

Что касается бюджета следующего года, Ольга Илютикова отметила, что впервые прогнозные доходы бюджета 2024 года на момент внесения проекта в Омский городской Совет превышают 30 млрд руб.

Кроме того, сумма доходов 2024 года практически равна сумме фактического исполнения доходов 2022 года. Кстати, финансист уточнила, что при направлении проекта бюджета 2024 года в Горсовет сумма доходов значилась на уровне 34,1 млрд руб., однако после внесения изменений в региональное законодательство благодаря поддержке губернатора Омской области Виталия Хоценко и депутатов Законодательного Собрания был на 10 % увеличен норматив отчислений в бюджет города от налога по упрощенной системе налогообложения (с 25 % до 35 %), а также на уровень города передано 50 % административных штрафов, наложенных мировыми судьями и комиссиями по делам несовершеннолетних. Это позволило городу запланировать порядка 780 млн руб. дополнительных доходов.

Также доходы скорректировались с учетом поступивших уведомлений о выделении средств вышестоящих бюджетов.

Таким образом, общая сумма доходов бюджета на текущем этапе увеличилась до 35,2 млрд рублей. Как подчеркнула Ольга Илютикова, городу для исполнения всех обязательств этих средств недостаточно, поэтому бюджет остается дефицитным, и в число ключевых задач входит рациональное, эффективное использование бюджетных средств, достижение максимального результата с наименьшими затратами.

Проект бюджета прошел экспертизу Контрольно-счетной палаты на соблюдение бюджетного, налогового законодательства. Также документ завершает рассмотрение во всех комитетах Горсовета, а завтра пройдет процедура публичных слушаний главного финансового документа. До 13 декабря профильные комитеты Горсовета будут рассматривать параметры бюджета по отраслевому принципу, 13 декабря документ планируется принять во втором чтении, чтобы с 1 января могло начаться его исполнение.