Новости

Проект бюджета города Омска на 2023 и плановые 2024–2025 годы проходит публичные слушания

Проект бюджета города Омска на 2023 и плановые 2024–2025 годы проходит публичные слушания в Омском городском Совете. Доходная часть городской казны достигла беспрецедентной, на стадии проекта, отметки в 29,5 млрд рублей. Для сравнения, первоначальные параметры бюджета на прошлый, 2022 год, были значительно меньше – доход составил 22,8 млрд рублей.

Отмечается положительная динамика в формировании доходной части. Межбюджетные трансферты уже заложены в размере 7 млрд рублей. За последние 10 лет такой значительный объем финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов впервые включен в проект бюджета еще на стадии его принятия. Эти средства – гарантия исполнения полномочий муниципалитета. Для сравнения, в 2022 году при формировании эта сумма составляла 1,9 млрд рублей. При этом работа по привлечению средств продолжится.

Ожидается, что по итогам 2023 года сумма финансовой поддержки из федерального и областного бюджетов увеличится до 11 млрд рублей. Наблюдается значительный рост в части собственных доходов. Его можно заметить уже в 2022 году даже с учетом текущей экономической ситуации. Если на начало года объем собственных доходов отмечался на уровне в 12,3 млрд рублей, то на конец года эта сумма уже увеличилась до 13,7 млрд рублей. Заложен прогноз соответствующей динамики и в проекте бюджета города Омска на будущий год. Тенденция к росту стала возможна благодаря увеличению налоговых поступлений, что связано, в том числе, за счет передачи нормативов по упрощенной системе налогообложения и части транспортного налога.

Расходная часть сформирована с учетом принципов проектного управления 11 программ – комплекса взаимосвязанных мероприятий с национальными и региональными проектами, направленных на решение задач в области образования, культуры, спорта, развития дорожной и жилищно-коммунальной деятельности, транспортного обслуживания и социальной поддержки граждан.

Бюджет, уже традиционно, можно считать социально направленным. Доля расходов на образование, культуру, физическую культуру и спорт, а также социальную политику составляет 55%.

На балансе у города находятся 440 социальных учреждений. Только на их содержание будет направлено порядка 2 млрд рублей. При этом бюджетом предусмотрено исполнение всех обязательств по социальной защите населения с соблюдением майских Указов Президента РФ.

Положительная динамика финансирования наблюдается и в сфере образования. Увеличен объем денежных средств, предусмотренный на бесплатное питание учеников начальных классов и предоставление льготного питания для отдельных категорий детей.

Проект бюджета готовился в тесном взаимодействии с депутатами Омского городского Совета 6 созыва, а также кандидатами в 7 созыв, в соответствии с наказами, которые были собраны с граждан, и с учетом с обращений всех муниципальных учреждений. Удалось сохранить преемственность определенных задач, которые дали свой положительный результат – это выделение средств на повышение эффективности теплоснабжения и на решение судебных предписаний МЧС, проведение капитального ремонта.

Только на капитальный ремонт 25 городских образовательных учреждений, школ искусств и создание четвертой модельной библиотеки за три года планируется привлечь 1,1 млрд рублей из внешнего бюджета.

Средства будут направлены и на развитие спортивной инфраструктуры. В частности, продолжится ремонт дворовых хоккейных площадок. Согласно данным, только за три последних года было отремонтировано 62 коробки, что позволило привлечь к занятиям 486 детей, которые создали 22 дворовые команды.

Львиная доля средств будет направлена на масштабные объекты городской инфраструктуры. В ближайшее время ожидается поступление дополнительных средств на ликвидацию Ленинской и Кировской свалок. Благодаря поддержки из федерального бюджета до 2024 года ликвидированы должны быть все 4 городские свалки (ЦАО, САО, ЛАО, КАО). Общий ожидаемый объем финансирования на ликвидацию свалок – 8,2 млрд рублей. Финансирование в сфере муниципального дорожного фонда города Омска в 2023 году составит 4,1 млрд рублей. Стоит отдельно отметить, что особое внимание уделяется формированию комфортной и безопасной среды на прилегающих к образовательным учреждениям автомобильных дорогах и маршрутах движения детей.

Также на 2023-2025 годы запланировано 219 миллионов рублей на исполнение судебных решений по строительству 69 линий наружного освещения. Всего за этот период планируется построить 76 линий наружного освещения, общей стоимостью 233 млн рублей.

На организацию транспортной доступности Левобережья в новых строящихся микрорайонах «Кварталы Дрверта» и «Зеленая река» в рамках инфраструктурного проекта на 2023-2025 годы направят 3,3 млрд рублей. На капитальный ремонт многоквартирных домов во исполнение судебных решений, на 2023 год выделено 172 млн рублей, что на 109 млн рублей больше, чем в текущем году.

Большой объем средств выделяется на программу переселения из аварийного жилищного фонда - свыше 1 млрд рублей. Планируется расселить более 800 жилых помещений. Таким образом, жилищные условия улучшат больше 1750 человек.

Также на 2023 год запланировано продолжение обновление подвижного состава общественного транспорта. Эта работа запущена еще с 2020 года, и за прошедший период приобретено 24 современных трамвайных вагона, 84 троллейбуса, 93 автобуса.

Стоит отдельно отметить, что даже в условиях ограниченности бюджета города Омска предусмотрена и дальнейшая компенсация межтарифной разницы стоимости проезда в общественном транспорте, что позволит удержать его на прежнем уровне.

Более 1 млрд рублей предусмотрено на благоустройство территорий. Также продолжится грантовая поддержка на создание общественно полезных проектов в размере 20 млн рублей. Акцент будет сделан именно на благоустройстве территорий. Предусмотрено дополнительное финансирование в размере 50 млн рублей в рамках инициативного бюджетирования. В текущем году на программу направили 30 млн рублей.

На реализацию адресной инвестиционной программы на 2023 год предусмотрено 3,7 млрд рублей, что больше почти в 3 раза по сравнению с первоначально утвержденной программой АИП на 2022 год. Продолжается участие в 7 национальных проекторах, что позволяет привлечь из вышестоящих бюджетов более 3 млрд рублей на их реализацию. Всего на их исполнение предусмотрено 4,4 млрд рублей.

Расходы превышают доходы бюджета на 2023 год на 1,4 млрд рублей – это дефицит, на который заложены заемные средства, что будут направлены исключительно на капитальные вложения.

В дальнейшем будет продолжена работа по наращиванию и укреплению доходной базы бюджета, минимизации, оптимизации расходов на обслуживание муниципального долга.