Пресс-конференции

Пресс-конференция Владимира Шалака 12.03.2018

Стенограмма пресс-конференции директора департамента культуры Администрации города Омска В.В. Шалака

В.В. Шалак

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Пользуясь тем, что здесь в основном женская половина журналистского сообщества, я хотел бы вас всех искренне и от всей души поздравить с прошедшими праздниками, пожелать творческого долголетия и крепкого здоровья.

14 марта в 12:00 мы открываем здание на улице 2-я Производственная, 37. Об этом я говорил несколько лет подряд. Это будет городское концертно-творческое объединение. Туда будут выведены все муниципальные профессиональные творческие коллективы.

Мы завершили ремонт. Причем, ремонт собственными силами департамента культуры, хозяйственно-эксплуатационного центра «Творчество». В течение года мы делали внутренний ремонт — с марта прошлого года по март нынешнего. Если вы когда-нибудь бывали в том здании, то сейчас его не узнаете. Мы даже подготовили специальную выставку: как было, как стало. Там будет большое количество фотографий прямо в вестибюле. Затем мы проведем всех по зданию, покажем наши помещения.

Г.Г. Назарова

Мы можем сюжет показать, Владимир Васильевич. Коллеги, пожалуйста.

В.В. Шалак

Каждый коллектив у нас горит желанием сделать детские студии в профессиональных коллективах. Таким образом, мы частично сможем решить проблему: куда водить детей в конкретном микрорайоне. Создание такого объединения позволит частично решить проблему занятости ребятишек, вовлечь их в творческие процессы.

16 марта в 16:00 мы открываем новое здание и выставочное пространство музея «Искусство Омска». Вы знаете, что музей долгие годы находился на улице Куйбышева, 48. В конце 2012 года его перенесли на улицу Декабристов, 121. Учитывая, что денег в бюджете всегда не хватает, было принято решение переформатировать здание казармы 1823 года постройки под нужды музея. Здание имеет площадь 1 960 квадратных метров, в нем восемь залов. Выставочное пространство будет полностью оформлено. Все это мы назвали «На старт, внимание, арт!».

Сейчас готовится выставка художников и фотохудожников. Основной акцент сделан на четырех художниках: Валентин Кукуйцев, Георгий Кичигин, Дамир Муратов и Владимир Калистратов. Это художники. Фотохудожники: Михаил Фрумгарц, Эдуард Савин, Владимир Шевырногов и Борис Чигишев.

Музей, на наш взгляд, получился очень красивым, теплым и необыкновенным. В городе такого здания больше нет. Особенно красивы залы на втором этаже.

Оба эти объекта, несомненно, займут особое место в культурной жизни нашего города. Позже я отвечу на любые ваши вопросы, касающиеся их деятельности.

Далее. Дом кино продолжает прием заявок на участие в фестивале короткометражного кино «Окно», который пройдет с 11 по 14 марта. Свыше 70 конкурсных работ из России, Казахстана, Беларуси и стран Балтии в программе фестиваля. И работы еще поступают. В программе фестиваля также будут: конкурс экранных работ, практические мастерские, мастер-классы, обмен творческим опытом, обсуждение конкурсных работ. Свое участие в кинофестивале подтвердили кинорежиссер Владимир Олейников и популярная актриса Светлана Камынина. В фестивале будут участвовать все, кто пожелает. Новые российские мультфильмы с 13 по 17 марта также будут представлены в Доме кино.

Фестиваль анимационного кино пройдет в городском Дворце искусств имени Красной Гвардии, во Дворце культуры Кировского округа, во Дворце культуры «Железнодорожник», в культурно-досуговом центре «Иртыш», в школе № 135, в гимназии № 25 и в школе с углубленным изучением отдельных предметов № 73. Там будут демонстрироваться анимационные фильмы. Омск второй раз принимает участие в открытом фестивале анимационного кино. Думаю, это будет очень интересно.

Хочу сказать, что Дом кино сейчас набирает обороты. Мы видим, конечно, какие-то недочеты, подсказываем. Там профессиональные люди работают, специалисты. Думаю, что все будет хорошо.

Постоянно встречи идут с актерами омских театров. Если кто-то из вас бывал на этих встречах, мог отметить, что это актеры и Музыкального театра, и драмы. Проходят встречи с интересными людьми. Дом кино постоянно наполнен жизнью. Думаю, что дальше будет только нарабатывать и нарабатывать.

В музее театрального искусства открывается сегодня выставка «Притяжение театра». Это история любви в трех поколениях. Инженер Андрей Зубарев показывает свою любовь к театру, которую получил по наследству от родных. На выставке представлены программки с автографами режиссеров и известных актеров, в том числе и омских: Вацлава Дворжецкого, Юрия Ольховского, Артура Хайкина, Якова Киржнера, Геннадия Тростянецкого, Николая Чиндяйкина. Там есть редкие фотографии Михаила Ульянова, Инны Макаровой, Михаила Державина, Олега Басилашвили, Николая Гриценко и всех тех, кто бывал, гастролировал в Омске. Выставка будет очень интересной.

Мы сейчас, кстати, решаем вопрос с переводом и этого музея в Крепость. Им нужны дополнительные помещения, расширять надо пространство.

С 23 по 25 марта во Дворце культуры «Сибиряк» пройдет фестиваль авторской песни «Камертон». И здесь у нас Андрей Казанцев главный. Мы вместе с Министерством культуры области в составе учредителей этого фестиваля. Приглашен известный автор-исполнитель Алексей Иващенко. Он уже дал согласие. Будут Гульзада Бейсембаева из Астаны, Борис Бергер и Виктор Муравьев из Барнаула. Думаю, это будет очень интересно.

27 марта состоится бенефис Ларисы Дубининой. Он приурочен ко Всемирному дню театра. Будет очень интересный вечер. В первом отделении она сама читать будет, во втором отделении будут сценки. Я думаю, зритель останется доволен. Вообще Лариса Ивановна человек для театра Ермолаевой знаковый. Вся ее творческая деятельность с этим театром связана.

28 марта в библиотеке имени Гайдара на улице 22-я Линия, 77 пройдет презентация обновленной детской библиотеки. Силами нашего хозяйственно-эксплуатационного центра «Творчество» и с помощью депутата Игоря Васильевича Погребняка был сделан ремонт. Будет и новая мебель, и пространство будет оформлено по авторскому проекту. Этот проект создает гайдаровскую атмосферу.

За последние два года четыре библиотеки претерпели кардинальные обновления, но самое мощное — детская библиотека имени Пушкина в Нефтяниках. Нефтезавод вложил семь миллионов рублей в ремонт и более миллиона в обновление мебели.

Библиотека кардинально преобразилась. И я думаю, когда мы все сделаем, там будет здорово. Девять тысяч двести читателей в этой библиотеке. Спасибо Нефтезаводу за поддержку. Мы им безмерно благодарны.

Молодежная библиотека на улице Добровольского, 5/1 тоже очень интересно оформлена и пользуется спросом. Детская библиотека Веры Чаплиной на Новокирпичной, 5 также востребована. Теперь вот библиотека Гайдара.

Завтра на комитете городского Совета я отчитаюсь по деятельности муниципальных библиотек. С содокладом выступит и Чернявская Наталья Леонидовна.

30 марта в театре куклы и актера маски «Арлекин» состоится празднование 50-летия детской школы искусств № 7, которая находится в Амуре. За эти годы свыше двух тысяч выпускников вышли из этой школы, многие из них в других странах работают. В школе замечательный педагогический коллектив. Школа знаковая. Если бы помещений было больше, мы могли бы человек триста или четыреста принять.

Вот таким насыщенным получается конец марта.

Г.Г. Назарова

Коллеги, традиционный формат: включая микрофон, представляйтесь.

Канал «Антенна-7», Ксения Тоичкина

Владимир Васильевич, какова вместимость этих помещений? Сколько коллективов они смогут принять? И почему появилась такая потребность, коллективы ведь до этого где-то размещались?

В.В. Шалак

Я все объясню. Начну с первого вопроса. Здание бывшей школы достаточно вместительное, большое, светлое, красивое и теплое. Мы его в 2013 году по предложению Екатерины Витальевны Спеховой посмотрели и попросили мэра отдать его нам. Здание было очень непрезентабельное: старое, ветхое, хоть и кирпичное. В каком оно состоянии было, вы видели на фотографиях. Мы его взяли.

Отвечая на вопрос: «Они же где-то были размещены?», скажу, что «где-то» — это на птичьих правах. Коллективы входили то в один дворец культуры, то в другой. Во Дворце культуры «Красная Гвардия» располагался, например, ансамбль танца «Иртыш». Дворец культуры этот 50 лет работает, у него много своих самодеятельных коллективов.

Мы же ни один коллектив, простите, не развалили. Наоборот, мы дали задание, чтобы больше взрослых и детей нашли себе место по душе.

Сейчас мы создали, вы сами увидите, прекрасную базу. Сделали три зала для хореографии с учетом специфики танцев. Каждому коллективу дали помещение: под раздевалки, под костюмерные, под инструменталки.

Большой зал, где раньше был спортзал, будет залом для общих репетиций. Вы сами увидите, какой красивый, светлый, уютный и добрый зал получился. Руководители танцевальных коллективов в восторге. Они никогда не имели такой базы. Это же муниципальные профессиональные коллективы, у них должна быть своя база!

У нас нет возможности условия каждому коллективу в отдельности создать, и мы их объединили.

Канал «Антенна-7», Ксения Тоичкина

По поводу финансирования: за счет чего были сделаны ремонтные работы?

В.В. Шалак

Я много раз говорил слова благодарности в адрес руководства завода имени Попова: Татьяне Викторовне Ушаковой, Ивану Викторовичу Полякову. Громаднейшее спасибо им от всей омской культуры. Они нам помогли сделать внешний ремонт.

Внутренний ремонт мы делали собственными силами за счет бюджетных средств. Да, мы целый год его делали. А до этого три года выпрашивали деньги. Внутренний ремонт обошелся, примерно, в 10 миллионов рублей. Внешний тоже.

Газета «Вечерний Омск», Татьяна Попова

Вы говорили о единении коллективов — это замечательно. Но тут встает вопрос: как это будет регулироваться, когда одних только танцевальных коллективов три? У каждого коллектива отдельное помещение, а общие только залы?

В.В. Шалак

У них есть свои репетиционные залы. Я вам говорил: три разных зала — для «Иртыша», «Руси» и «Мира танца». Для общих разводок — большой зал.

Допустим, ансамбль «Иртыш» — это 30 с лишним человек. Им нужно сделать большой номер. Они войдут в свой зал и будут там репетировать.

Конечно, будет директор. Мы же не пустим это на самотек. Директор будет все это регулировать. Пока такового нет. Нам нужен такой директор, чтобы у него в глазах искорки были, чтобы он был влюблен в омскую культуру, чтобы ему нравилось дело, чтобы до сердца каждого мог достучаться.

Вы попробуйте к каждому найти свой подход. Это дорогого стоит. Это штучный товар. Наш директор и швец, и жнец, и на дуде игрец должен быть. Не обязательно он должен быть непревзойденным мастером хореографии или музыкального творчества. Он должен быть хорошим администратором.

«Первый городской телеканал», Карина Сафарова

Владимир Васильевич, я хотела уточнить: сколько все-таки денег ушло? Потому что точную сумму не назвали.

В.В. Шалак

Можно вопросом на вопрос? Это столь важно?

Я уже ответил. И ответил очень честно: в пределах 10 миллионов ушло на внутренний ремонт и столько же на внешний.

«Первый городской телеканал», Карина Сафарова

По библиотекам. Вы сказали, что завтра будет отчет в горсовете. Горсовет уже предъявлял претензии по расходованию средств департаментом культуры…

В.В. Шалак

Например?

«Первый городской телеканал», Карина Сафарова

Парков, на закупку…

В.В. Шалак

Вы знаете, что парки — это хозрасчетные предприятия? Чтобы вы все знали, журналисты: ни рубля бюджетных средств за эти годы на парки не потрачено. Это для вашего общего сведения.

Я хочу, чтобы все поняли и не думали, что департамент тратит деньги. Только в 90-е годы мэрия принимала решение о материально-техническом обеспечении парков. Мы тогда покупали в парки аттракционы. Не было муниципального унитарного предприятия, каждый парк отдельно был. Но мы укрепляли базу. Сейчас нет ни рубля денег. Парк, что заработает, то и вкладывает в свое развитие.

Поэтому тему эту давайте закроем раз и навсегда. Чтобы всем было понятно, чтобы никто не писал: «…расходование бюджетных средств». Это от незнания пишут. Хозрасчетное полностью предприятие.

«Первый городской телеканал», Карина Сафарова

Вы так задумчиво затронули тему кадровых перестановок, намечается уже что-нибудь?

В.В. Шалак

Вы в мой адрес говорите?

«Первый городской телеканал», Карина Сафарова

Не обязательно…

В.В. Шалак

Придет время — придет смена. Я реалист по жизни, все это знаю. Вы задавайте всегда прямо вопрос.

«Первый городской телеканал», Карина Сафарова

Спасибо большое.

Г.Г. Назарова

Дальше? Ксюша, пожалуйста.

Канал «Антенна-7», Ксения Тоичкина

Вы назвали три коллектива. Планируется еще какие-то туда?

В.В. Шалак

У нас пять творческих коллективов.

Канал «Антенна-7», Ксения Тоичкина

Пять. Какие-то еще планируются?

В.В. Шалак

Там будут размещены четыре коллектива: «Мюзет», «Мир танца», «Русь» и «Иртыш». Ансамбль русских народных инструментов «Лад» мы не переводим, потому что он базируется в ДШИ № 5.

Есть и привлеченные коллективы. Было бы глупостью сорвать их всех с мест и перевести туда. Но репетировать там они будут. Будут приезжать, готовиться к мероприятиям.

Более того, в этом году Центральный округ выдал уже задание. Мы готовим для Центрального округа мероприятие, как в 2014 году. Сотни людей тогда выступали, тысячи присутствовали. Это то, что необходимо людям. Мы создаем культурное пространство.

Там хороший двор. Мы все сделаем, не беспокойтесь, пожалуйста. Мы сами переживаем за все это. Мы ни разу не сорвали запланированное. Ни разу!

Канал «Антенна-7», Ксения Тоичкина

Хотела просто уточнить: там будут только эти 4 коллектива? Еще планируется кого-то заселить?

В.В. Шалак

Я уже говорил: там будут создаваться детские коллективы. При каждом нашем профессиональном коллективе будут коллективы-спутники. Мы будем приглашать ребятишек, которые живут рядом. Будем прослушивания устраивать, ребятишек набирать. Это они все уже знают.

В этот дом надо, прежде всего, вдохнуть жизнь. Пройдет несколько лет, и вы сами увидите, как там все будет хорошо.

«Омск-информ», Сергей Энквист

Владимир Васильевич, День города не за горами, уже думали, кого пригласить?

В.В. Шалак

Нет, нет.

«Омск-информ», Сергей Энквист

В прошлом году Бабкину приглашали…

В.В. Шалак

Если я вам скажу, что мы пригласим, допустим, Ивана Ивановича Иванова, вы тут же напишете: «Шалак опять кого-то в кокошниках пригласил»! Кого бы мы ни пригласили, я всегда буду виноват.

Денег сегодня нет. Мы не закладывали в бюджет на приглашенных звезд. Будем собственными силами делать так, чтобы всем было интересно.

Когда меня критиковали за Бабкину, она улыбалась: «Владимир Васильевич, да я все знаю». Я ее встречал в аэропорту, переживал. А через неделю Бабкина выступала в Кремлевском Дворце со своим коллективом. В коллективе старше 24 лет никого нет. Все с консерваторским образованием. И пять тысяч человек приветствовали их стоя! Как меня тут размазывали и охаивали этот коллектив! А в Кремле их приветствовали. Почему? Потому что выше по уровню патриотизма нет коллектива.

Но вы пойдете на другие концерты. Я же знаю, на какие вы пойдете. Реклама уже висит. Я-то не пойду туда.

«Омск-информ», Сергей Энквист

Почему не пойдете?

В.В. Шалак

А зачем это мне? У меня свои предпочтения. Я за свою жизнь на тысячах концертах был в разных городах. Видел разных исполнителей. Есть что и с чем сравнивать.

«Супер-Омск», Елена Яровая

Владимир Васильевич, вопрос по наполнению Любинского проспекта. Может быть, он уже немного избитый, но все-таки. Вторую часть улицы Ленина вот-вот отремонтируют, и встает вопрос: может быть какое-то культурное, торговое направление? Потому что эта часть города не задействованной остается.

В.В. Шалак

Что касается культуры, то мы всегда готовы. И мы принимаем участие. Сквер Дзержинского, кстати, тогда наполнили. Городские творческие коллективы были, у нас была своя программа. Потом подключились другие, начали наполнять улицу Ленина. Давайте наполнять.

Я сторонник спокойного, рассудительного подхода к наполнению любых пространств. Можно наполнять одни пространства и создавать тут же трудности другим. А можно просто красиво делать, вовлекая людей, но никому не создавая трудностей.

У нас сквер Дзержинского есть? Есть. Сквер Победы есть? Есть. Воскресенский сквер есть? Есть. Омская крепость с огромным пространством есть? Есть. Почему же не наполнять? Не надо перекрывать улицу, не надо создавать трудности. Улицы надо перекрывать тогда, когда есть дублеры, по которым можно пустить десятки тысяч машин. Это на мой взгляд. Я высказываю только свою точку зрения. Но надо, чтобы всем комфортно было.

Улицу Ленина надо наполнять. Пустые скверы стоят там. Сквер у концертного зала, например. Хотя, надо отдать должное памятнику Петру и Февронье — там всегда очень много людей. Очень удобно: во-первых, там тенистая аллея, хороший памятник, скамеечки. Сидят, общаются. Во-вторых, какая-то благостная атмосфера там. Конечно, надо бы поставить здесь камерные коллективы, чтобы красивая музыка звучала.

Торговлей я не стал бы перенасыщать это место. Вы знаете, достаточно развита сейчас там сеть кафе. И выносить столы, делать из этого торговлю не стал бы.

Испания? У них есть сиеста. Там в августе жара 45 градусов, они весь день отдыхают, а ночью… Там сотни кафе, ресторанов, а то и тысячи в крупных городах. Вот они и выставляют столики, привлекают. И все приходят с детьми, даже с грудными. Всю ночь до утра сидят. Ночью нет жары такой. И они все отдыхают. Я дважды был в Испании и видел это собственными глазами. И поражался, думал, как же люди так отдыхают? Тысячи людей спокойно сидят, что-то обсуждают, смотрят футбол. Там другая культура, другое отношение. Хотелось бы, чтобы и у нас так было.

Мы сейчас стараемся Омскую крепость наполнить. В Омской крепости сегодня не хватает пункта питания — ресторана, который сделал наш бизнесмен, но он еще не запущен. Ну, не хватает его! Понимаете? Не хватает! Вот вы пришли с гостями, родственниками, вам захотелось где-то посидеть, чашку кофе выпить, а сделать это негде сейчас. Во всем цивилизованном мире так делается, и так должно быть. И это не должно быть раскритиковано, мол, мы взяли и тут рестораны сделали. Так весь мир устроен. Но не все деньги определяют.

Г.Г. Назарова

Что, коллеги, всем все понятно?

В.В. Шалак

На все вопросы я ответил?

Голос из зала

Владимир Васильевич, еще вопрос о культурном наполнении: продолжится система концертов под открытым небом?

В.В. Шалак

Конечно. Мы сейчас вместе с министром культуры будем все это продумывать.

Больше должно быть, на мой взгляд, камерных форм общения. Не надо громадные коллективы выставлять. Нужно так: здесь кто-то один выступает, там — уже кто-то с гитарой, тут — бард, там — саксофон. Не надо обязательно огромное количество людей привлекать. Пришло 10 или 20 человек, смотрят — это уже здорово.

В Прибалтике хоровая культура потрясающая. Я служил в Риге, слушал тридцатитысячный хор. Тридцать тысяч человек! Я первый раз видел такое количество людей, огромное количество дирижеров — один главный, остальные по блокам. И как они поют! Все в костюмах. Не в одинаковых, а в разных. Но красиво так это звучало. И там же выступает симфонический оркестр. Вы можете посидеть, послушать. Вы, допустим, человек, не приученный к симфонической музыке, вам надоело, вы встали и ушли, никто не осудит. Таким образом, тысячи и тысячи людей приобщаются к культуре. Потом они все больше и больше начинают ходить на эти концерты.

И нам надо так приучать. Сразу ничего не бывает. По мановению волшебной палочки ничего не будет. И с крепостью мы шишек набьем, но надо быть честными. Думаете, она заработает сразу, как в городах Золотого кольца? Нет. Надо пройти все испытания, чтобы крепость заработала. Вот тогда это будет хорошо. А если кто-то сегодня скажет, что там завтра будет просто супер, я никогда не поверю.

Хочу сказать, что стоял у истоков создания этих коллективов: театр Ермолаевой, Галерка, Лицейский театр, все пять профессиональных коллективов, музей «Искусство Омска». 21 февраля 1991 года мы принимали это решение. Сколько было оппонентов! Меня критиковали: зачем вы это создаете? Потом прошло время, и заговорили об Омске как о театральном городе. И вдруг к этой славе потянулись сотни костлявых ручек, к этому плугу, чтобы сказать: «И мы пахали тоже».

Вы знаете, что такое мероприятие? Сначала шумиха, потом неразбериха, поиск виновных, наказание невинных, поощрение непричастных. Вот вам и мероприятие.

Вы, журналисты, всегда задаете вопросы по финансированию. Я не знаю, почему. Почему вас мало интересует вопрос о творчестве? Да сколько бы это ни стоило, это будет в нашем городе. Сколько все это стоит, всем все известно — все в открытом доступе на сайте. Зачем каждый раз педалировать эту тему и разжигать: «Они, наверное, там еще и украли»?

Когда-то я слушал передачу, в которой Никита Михалков говорил, как снимал фильм, и как его развенчали, мол, наверное, хапнул себе. И вот Никита сказал: «Это говорит тот, кто думает: вот если бы я был на его месте, я точно хапнул бы». Мне же это не надо абсолютно. Для меня честь и достоинство превыше всего этого. Понимаете? Я всю жизнь работал так, что мне никому не стыдно в глаза смотреть. Все это останется для омичей.

Но каждый раз задают вопросы о деньгах. О чем люди думают? Да, без денег никто ничего не сделает. Но давайте мы будем говорить о делах? Готов с вами говорить на любые творческие темы. Вот если бы перед нами кто-то деньги веером рассыпал, тогда можно было задавать вопросы. А их нет вообще.

Г.Г. Назарова

Ну, смеем надеяться, что когда-нибудь они появятся.

В.В. Шалак

Я думаю, что деньги веером никогда не будут, даже в самые благословенные времена. Культура — это лавровый венок на броне танка. Вот точно: мы всегда выбиваем себе то, что надо. За культуру обидно просто.

Я всегда говорю: дорогие мои, читайте больше. Тогда вы будете познавать что-то. Вот известный миллиардер Рокфеллер говорил: «Я заставил бы каждого бизнесмена, прежде всего, окультурить себя, а потом заниматься бизнесом». Первый миллиардер в мире. 98 лет прожил. И он значение культуре придавал. И еще Элеонора Рузвельт говорила: «Сильные умы обсуждают идеи. Средние умы обсуждают события. Мелкие умы обсуждают людей». Здорово сказано, да? Три постулата.

Я вам желаю всем доброго здоровья и денег кучу.

Г.Г. Назарова

Спасибо.

В.В. Шалак

Извините, если что-то не так.