Обзоры законодательства

Обзор с 26.11.2015 по 04.12.2015

Федеральный закон от 28.11.2015 № 339-ФЗ «О внесении изменений в статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации»

Федеральным законом установлено, что с 01.01.2016 в состав проектной документации объектов капитального строительства (за исключением проектной документации линейных объектов) должен быть включен перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда.

Также установлено, что указанный перечень мероприятий должен прилагаться к заявлению о выдаче разрешения на строительство данных объектов при условии, что экспертиза проектной документации этих объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Предлагается поручить департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска изучить положения указанного правового акта и использовать его при осуществлении установленных полномочий.

Федеральный закон от 28.11.2015 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Изменениями, внесенными указанным Федеральным законом в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель при исполнении судебных актов наделен полномочием по вынесению постановления о временном ограничении на пользование должником специальным правом, а при исполнении актов иных органов или должностных лиц – полномочием по обращению в суд с заявлением об установлении для должника такого ограничения.

Временное ограничение на пользование должником специальным правом применяется при неисполнении должником требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей, а также требований о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом.

Указанное временное ограничение применяется до исполнения требований исполнительного документа в полном объеме либо до возникновения оснований для отмены такого ограничения. Федеральным законом в целях обеспечения дополнительных гарантий прав должника также установлены случаи, когда временное ограничение на пользование должником специальным правом не может применяться. Кроме того, Федеральным законом внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом и определяющие подведомственность соответствующих органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции в транспортной сфере. Федеральный закон вступает в силу с 15 января 2016 года.

Федеральный закон от 28.11.2015 № 344-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом»

Указанным Федеральным законом установлена административная ответственность за нарушения требований к порядку совершения сделок с государственным или муниципальным имуществом. Так, предусмотрена административная ответственность:

  • за нарушение государственным (муниципальным) унитарным предприятием или государственным (муниципальным) учреждением порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным и муниципальным имуществом;
  • за непредставление или ненадлежащее представление сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области приватизации и управления государственным имуществом, если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный закон от 28.11.2015 № 357-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Указанным Федеральным законом в Земельный кодекс Российской Федерации, федеральные законы «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О газоснабжении в Российской Федерации», «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О теплоснабжении», «О водоснабжении и водоотведении» и другие законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, направленные на приведение положений, регулирующих полномочия органов местного самоуправления, в соответствие с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Федеральным законом уточнены полномочия органов местного самоуправления в соответствующих сферах, а также установлено, что ряд полномочий органов местного самоуправления сельских поселений будет исполняться органами местного самоуправления муниципальных районов, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. Кроме того, Федеральным законом определены полномочия органов местного самоуправления городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов в соответствующих сферах. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 № 1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489»

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок. В соответствии с установленными правилами юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которые полагают, что проверка в отношении них включена в ежегодный план в нарушение положений статьи 26.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», подают в орган муниципального контроля заявление об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана. Указанными правилами определены: - порядок подачи такого заявления; - порядок рассмотрения указанного заявления; - порядок исключения проверки из ежегодного плана.

Также указанным постановлением Правительства Российской Федерации внесены соответствующие изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Внесенными изменениями перечень случаев, при которых допускается внесение изменений в ежегодный план, дополнен случаем, когда органом муниципального контроля принято решение об исключении соответствующей проверки из ежегодного плана в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Кроме того, сокращены:

  • срок для направления в соответствующий орган прокуратуры сведений о внесенных в ежегодный план изменениях с 10 дней до 3 рабочих дней со дня внесения таких изменений;
  • срок размещения сведений о внесенных в ежегодный план на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с 10 дней до 5 рабочих дней со дня внесения таких изменений.

Также в новой редакции изложена типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Предлагается поручить департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, департаменту городского хозяйства Администрации города Омска, администрациям административных округов города Омска, управлению административной практики и муниципального контроля Администрации города Омска изучить положения указанного правового акта, использовать его положения при осуществлении установленных полномочий, а также рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в муниципальные правовые акты города Омска.

Указ Губернатора Омской области от 02.12.2015 № 202 «О реализации Закона Омской области «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов»

Данным Указом Губернатора Омской области утвержден порядок определения органами исполнительной власти Омской области соответствия объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов критериям, установленным Законом Омской области «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов».

При этом органам местного самоуправления рекомендовано обеспечивать предоставление сведений, предусмотренных указанным порядком, не позднее пяти рабочих дней со дня обращения органов исполнительной власти Омской области.

К таким сведениям относится информация, необходимая для определения соответствия объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения документам территориального планирования муниципального образования город Омск, а также целям и задачам, определенным в муниципальных программах города Омска.

Предлагается поручить департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, департаменту городской экономической политики Администрации города Омска изучить положения указанного правового акта, организовать работу по его исполнению, а также рассмотреть вопрос о необходимости внесения соответствующих изменений в муниципальные правовые акты города Омска.