Правовые консультации

Реклама на квитанциях

С какого времени запретят размещать рекламу на квитанциях?

Федеральным законом от 3 апреля 2018 года № 61-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 38 Федерального закона «О рекламе» (далее – Федеральный закон № 61-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон № 38-ФЗ).

Федеральный закон № 61-ФЗ официально опубликован 3 апреля 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и вступает в законную силу по истечении 60 дней после дня официального опубликования, то есть 3 июня 2018 года. Новыми поправками устанавливается запрет размещения рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Федерального закона № 38-ФЗ).

Необходимо отметить, что запрет не коснулся размещения на платежных документах социальной рекламы и справочно-информационных сведений.

Социальной рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства (ст. 3 Федерального закона № 38-ФЗ).

Частью 1 статьи 10 Федерального закона № 38-ФЗ устанавливается, что рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления.

Частью 2 статьи 2 Федерального закона № 38-ФЗ установлено, что данный Федеральный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Соответственно, допустимо размещение на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги справочно-информационных сведений, не предлагающих, не продвигающих тот или иной товар или услугу, а информирующих или носящих резюмирующий характер. Важно также определиться с понятиями «рекламодатель», «рекламопроизводитель» и «рекламораспространитель». В статье 3 Федерального закона № 38-ФЗ даны следующие определения:

  • рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
  • рекламопроизводитель — лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
  • рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В нашем случае рекламодатель — это лицо, которое определяет объект рекламы, планирует затраты, создает и передает исходные материалы, планирует затраты на рекламу. Рекламопроизводитель осуществляет непосредственное производство рекламного продукта исходя из пожеланий заказчика.

Рекламораспространитель осуществляет непосредственно распространение рекламы, включая предоставление своих квитанций для размещения на них рекламы, передачу таких квитанций собственникам и нанимателям жилых помещений. В связи с тем, что управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные или жилищно-строительные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы в основном являются рекламораспространителями, они несут ответственность за нарушение действующего в этой сфере законодательства.

Размещение рекламы в нарушение требований Федерального закона № 38-ФЗ влечет за собой следующие последствия:

1) в соответствии с частями 1, 2 статьи 38 Федерального закона № 38-ФЗ нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством. То есть лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе);

2) согласно части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Возбуждают и рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы.

Стоит отметить, что в случае, если уже заключены договоры на распространение рекламы, и их действие распространяется на период после вступления в законную силу новой редакции Федерального закона № 38-ФЗ, то такие договоры должны быть расторгнуты, поскольку возникает противоречие действующему законодательству.

Главный специалист отдела правовой и кадровой работы администрации Ленинского административного округа города Омска Дмитрий Щербаков