Обзоры законодательства

Обзор с 01.12.2017 по 31.12.2017

Федеральный закон от 31.12.2017 № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 11.01.2018, за исключением отдельных положений)

Изменениями, внесенными указанным Федеральным законом в Градостроительный кодекс Российской Федерации, определен порядок подготовки и утверждения документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации.

Также данным Федеральным законом внесены изменения в положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, касающиеся документов территориального планирования муниципальных образований.

Так, установлено, что:

1) документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или документам территориального планирования субъекта Российской Федерации, со дня утверждения;

2) при подготовке и утверждении документов территориального планирования муниципальных образований и при внесении в указанные документы территориального планирования изменений не допускается включать в указанные документы положения о территориальном планировании, реализация которых приведет к невозможности обеспечения эксплуатации существующих или планируемых для размещения объектов федерального значения и объектов регионального значения;

3) обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов, входящих в состав городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов. Формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, будут установлены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченный на ведение ЕГРН;

4) обязательным приложением к правилам землепользования и застройки являются сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ территориальных зон. Формы графического и текстового описания местоположения границ территориальных зон, требования к точности определения координат характерных точек границ территориальных зон, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, будут установлены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченный на ведение ЕГРН;

5) не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии в ЕГРН сведений о границах территориальных зон, в которых расположены земельные участки, на которых планируются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района и объектов капитального строительства на земельных участках, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются).

Указанная норма вступит в силу с 01.01.2021. При этом изменениями, внесенными указанным Федеральным законом в Федеральный закон «О землеустройстве», из числа объектов землеустройства исключены территории населенных пунктов, территориальные зоны, а также части таких территорий и зон.

Согласно переходным положениям органами местного самоуправления, осуществившими подготовку и утверждение документов территориального планирования и правил землепользования и застройки до дня вступления в силу данного Федерального закона, должны быть подготовлены сведения о границах населенных пунктов, о границах территориальных зон в соответствии установленными требованиями до 01.06.2020.

Органы местного самоуправления, утвердившие документы территориального планирования, которыми устанавливаются или изменяются границы населенных пунктов, правила землепользования и застройки, обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение ЕГРН, документы, необходимые для внесения сведений соответственно о границах населенных пунктов, территориальных зон в ЕГРН, в целях обеспечения внесения таких сведений в ЕГРН в срок не позднее 01.01.2021.

Федеральный закон от 31.12.2017 № 506-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 11.01.2018)

Изменениями, внесенными указанным Федеральным законом в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» уточнены полномочия Единого института развития в жилищной сфере. Кроме того, Федеральным законом внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», Федеральный закон «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части замены понятия «жилье экономического класса» понятием «стандартное жилье».

Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступает в силу с 01.07.2018, за исключением отдельных положений)

Указанным Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», которыми:

  • уточнено определение понятия «конкурентная закупка», предусмотрено определение понятия «неконкурентная закупка»;
  • установлены способы осуществления конкурентных закупок (конкурс, аукцион, запрос предложений и запрос котировок);
  • - установлено, что конкурентные закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме; - регламентирована процедура функционирования электронной площадки для целей проведения конкурентной закупки;
  • установлены требования к конкурентной закупке, осуществляемой закрытым способом;
  • расширен перечень правоотношений, которые не регулируются Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  • предусмотрена возможность определения бюджетных учреждений, автономных учреждений, государственных унитарных предприятий, для которых применение типового положения о закупке является обязательным при утверждении ими положения о закупке или внесении в него изменений;
  • расширен перечень сведений, которые не подлежат размещению в единой информационной системе в сфере закупок (сведения о закупке, связанной с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения или пользования в отношении недвижимого имущества);
  • установлено, что в случае, если информация о конкурентной закупке, размещенная в корпоративных информационных системах в сфере закупок, региональных и муниципальных информационных системах в сфере закупок, не соответствует информации об этой закупке, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок, приоритет имеет информация, размещенная в единой информационной системе в сфере закупок;
  • предусмотрено осуществление ведомственного контроля закупочной деятельности.

Кроме того, изменениями, внесенными в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», предусмотрено, что проведение продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме осуществляется на электронной площадке ее оператором.

При этом оператор, электронная площадка, порядок ее функционирования должны соответствовать единым требованиям, установленным Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и дополнительным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вступает в силу с 01.07.2018, за исключением отдельных положений)

Изменениями, внесенными указанным Федеральным законом в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которыми:

  • предусмотрены определения понятий «электронная площадка», «оператор электронной площадки», «специализированная электронная площадка», «оператор специализированной электронной площадки»;
  • предусмотрено создание государственной информационной системы, которая должна обеспечивать в том числе фиксацию, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке;
  • уточнен порядок организации электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок;
  • уточнены конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), определены особенности их проведения в электронной форме (электронные процедуры, закрытые электронные процедуры);
  • регламентирован порядок проведения открытого конкурса в электронной форме, определены последствия признания его несостоявшимся;
  • предусмотрены особенности проведения конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса в электронной форме, порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме, проведения запроса предложений в электронной форме, заключения контракта по результатам электронной процедуры, особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме;
  • установлены порядок регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок, их аккредитации на электронных площадках, порядок ведения единого реестра участников закупок, утверждаемого Правительством Российской Федерации;
  • предусмотрено, что Правительством Российской Федерации могут быть установлены порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта и требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг;
  • уточнен порядок обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах.

Также установлено, что заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд:

  • с 01.07.2018 вправе определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, запроса предложений в электронной форме, запроса котировок в электронной форме;
  • с 01.01.2019 определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных процедур. При этом заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения не вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме.

Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 01.01.2018, за исключением отдельных положений)

Указанным Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», которыми:

  • уточнены определения понятий «сбор отходов», «накопление отходов», «отходы от использования товаров»;
  • Российская Федерация наделена новыми полномочиями в сфере обращения с отходами (установление порядка разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами и утверждение правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правил ведения их реестра);
  • уточнены требования к содержанию территориальной схемы обращения с отходами;
  • установлены требования к местам (площадкам) накопления отходов;
  • уточнен порядок расчета и уплаты экологического сбора;
  • уточнены полномочия региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • уточнены правила установления тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходам и установления льгот при их уплате.

Органы местного самоуправления с 01.01.2019 наделены полномочиями по:

  • созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
  • определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Определение схемы и порядка ведения реестра будет осуществляться в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации;
  • организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В настоящее время к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится только участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

Также Федеральным законом внесены корреспондирующие изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в другие законодательные акты Российской Федерации.

Федеральный закон от 31.12.2017 № 488-ФЗ «О внесении изменения в статью 103 Жилищного кодекса Российской Федерации» (вступил в силу 11.01.2018)

Изменениями, внесенными указанным Федеральным законом в Жилищный кодекс Российской Федерации, установлено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления других жилых помещений семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов и инвалидов с детства.

Федеральный закон от 31.12.2017 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 11.01.2018 за исключением отдельных положений)

Указанным Федеральным законом внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, касающиеся:

1) управления жилищным фондом, в том числе: - уточнены определение понятия «государственный жилищный надзор», основания проведения внеплановых проверок, полномочия главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации; - уточнены порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, права и обязанности управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, в том числе в случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме соответствующего способа управления, его изменения и прекращения, а также порядок деятельности совета многоквартирного дома; - определен порядок управления многоквартирным домом в случае неизбрания или нереализации собственниками помещений многоквартирного дома способа управления им. Так, Федеральным законом установлено, что с 12.01.2019 управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, но не более одного года;

2) предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, а также расчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Так, Федеральным законом предусмотрена ответственность (штраф в размере 50% величины превышения начисленной платы) управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов при нарушении порядка расчета указанной платы, определен алгоритм действий управляющей организации в случае, если ее фактические расходы оказались меньше запланированных с учетом положений договора управления многоквартирным домом;

3) лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.

Федеральный закон от 31.12.2017 № 483-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (вступил в силу 01.01.2018)

Изменениями, внесенными указанным Федеральным законом в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», установлены особенности функционирования Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на период до его ликвидации (срок деятельности Фонда – до 01.01.2019), в том числе:

  • продлен срок подачи субъектами Российской Федерации заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда (не позднее шести месяцев до завершения срока деятельности Фонда);
  • продлен срок действия региональных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда – до завершения срока деятельности Фонда, а также установлено, что за этот период должен быть расселен остаток аварийного жилищного фонда (общая площадь аварийного жилищного фонда), не включенного в этапы прошлых лет региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
  • предусмотрены нормы об изменении размера предоставленного субъекту Российской Федерации лимита финансовой поддержки за счет средств Фонда в случае подтверждения уточненных сведений об общей площади аварийного жилищного фонда.

Федеральный закон от 29.12.2017 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 30.12.2017, за исключением отдельных положений)

Указанным Федеральным законом в Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения, которыми:

  • предусмотрено определение понятия «характеристики транспортного средства, влияющие на качество перевозок», исключено понятие «участок маршрута регулярных перевозок»;
  • предусмотрено, что порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, устанавливаемый муниципальным правовым актом, должен содержать порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов;
  • обязанность органов местного самоуправления по установлению маршрутов для перевозок по нерегулируемым тарифам заменена правом устанавливать такие маршруты;
  • расширен перечень оснований для прекращения и приостановления действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок;
  • уточнен порядок установления, изменения и отмены муниципального, маршрута регулярных перевозок;
  • уточнен порядок выдачи свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок (в части случаев выдачи свидетельств об осуществлении перевозок по результатам открытого конкурса либо без проведения открытого конкурса);
  • уточнены сведения, которые включаются в реестры маршрутов регулярных перевозок;
  • уточнены требования, предъявляемые к заявкам перевозчиков на участие в открытом конкурсе, их оценке и сопоставлению;
  • установлена обязанность перевозчиков по использованию для перевозок транспортных средств, находящихся у них на праве собственности или ином законном основании, допущению к управлению транспортным средством водителей, заключивших трудовой договор с перевозчиком, индивидуальных предпринимателей и участников договора простого товарищества, сведения о которых включены в реестр маршрутов регулярных перевозок.

Также указанным Федеральным законом предусмотрено, что в случае отказа юридического лица или индивидуального предпринимателя от осуществления регулярных перевозок по муниципальному маршруту орган местного самоуправления вправе:

  • отменить соответствующий маршрут или провести открытый конкурс, предметом которого является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту;
  • на период, необходимый для проведения открытого конкурса, предметом которого является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, но не более чем один раз на срок, который не может превышать 180 дней, выдать иному юридическому лицу или иному индивидуальному предпринимателю без проведения такого открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту и карты соответствующего маршрута.

Федеральный закон от 29.12.2017 № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления» (вступает в силу 30.03.2018)

Указанным Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которыми:

1) установлена возможность предоставления заявителю двух и более государственных и (или) муниципальных услуг в многофункциональных центрах при его однократном обращении с комплексным запросом о предоставлении нескольких услуг. На основании комплексного запроса многофункциональный центр будет организовывать предоставление двух и более государственных и (или) муниципальных услуг, действуя в интересах заявителя без доверенности и направляя в органы, предоставляющие государственные или муниципальные услуги, заявления, сведения, документы и (или) информацию, необходимые для предоставления указанных в комплексном запросе государственных и (или) муниципальных услуг. Перечни муниципальных услуг, предоставляемых посредством комплексного запроса должны быть утверждены муниципальными правовыми актами;

2) уточнен порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) многофункционального центра;

3) предусмотрена необходимость установления исчерпывающих перечней оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в ее предоставлении. Исчерпывающие перечни оснований для приостановления предоставления муниципальной услуги или отказа в ее предоставлении должны быть установлены муниципальными правовыми актами.

Федеральный закон от 29.12.2017 № 471-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков» (вступил в силу 09.01.2018)

Изменениями, внесенными указанным Федеральным законом в Лесной кодекс Российской Федерации, установлен новый порядок подготовки, организации и проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, в том числе:

  • установлена возможность проведения указанных торгов не только в форме открытых аукционов, но также в форме открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины, необходимой для производства продукции глубокой переработки;
  • установлена возможность проведения аукционов в электронной форме с использованием электронных площадок;
  • определены иные особенности подготовки, организации и проведения соответствующих торгов (применение оценки лесов для определения начальной цены конкурса и другие).

Кроме того, Лесной кодекс Российской Федерации дополнен требованиями о размещении информации о лесах на официальных сайтах соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также о включении в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений сведений о лицах, которые уклонились от заключения договоров аренды лесных участков и купли-продажи лесных насаждений.

Федеральный закон от 29.12.2017 № 463-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 30.12.2017, за исключением отдельных положений)

Указанным Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которыми:

1) предусмотрено определение понятия «правила благоустройства территории муниципального образования» (муниципальный правовой акт, устанавливающий требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения);

2) уточнен вопрос местного значения муниципальных образований в сфере благоустройства территории муниципального образования. Внесенными изменениями установлено, что к вопросам местного значения относится утверждение правил благоустройства территории соответствующего муниципального образования, осуществление контроля за их соблюдением, а также организации благоустройства территории в соответствии с указанными правилами. Ранее к вопросам местного значения было отнесено утверждение правил благоустройства территории, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм);

3) установлено, что утверждение правил благоустройства территории относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования;

4) определен перечень вопросов, которые могут регулироваться правилами благоустройства территории муниципального образования, в том числе: - вопросы определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации (данная норма вступает в силу с 28.06.2018); - вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий и вопросы определения порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству (данная норма вступает в силу с 28.06.2018);

5) установлено, что законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.

Изменениями, внесенными в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», благоустройство территории исключено из предмета регулирования указанного Федерального закона.

Также указанным Федеральным законом внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, которыми: - предусмотрено определение понятий «благоустройство территории», «прилегающая территория» и «элементы благоустройства»; - установлена обязанность лица, ответственного за эксплуатацию здания, строения, сооружения, принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории.

Федеральный закон от 29.12.2017 № 458-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 14.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (вступил в силу 09.01.2018)

Указанным Федеральным законом в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» внесены изменения, которыми уточнен порядок установления льготной арендной платы для находящихся в неудовлетворительном состоянии объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности.

Ранее действовавшей редакцией было установлено, что для объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящихся к муниципальной собственности, льготная арендная плата может быть установлена в соответствии с порядком, определенным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно внесенным изменениям льготная арендная плата устанавливается в соответствии с порядком, определенным нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Федеральный закон от 29.12.2017 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 30.12.2017)

Указанным Федеральным законом в Градостроительный кодекс Российской Федерации, внесены изменения, предусматривающие, что по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования проводятся общественные обсуждения или публичные слушания.

Внесенными изменениями установлены:

  • порядок проведения общественных обсуждений и публичных слушаний;
  • требования к официальному сайту (информационной системе) в сети «Интернет», на котором (в которой) размещается проект, по которому проводятся публичные слушания или общественные обсуждения;
  • обязанности организатора общественных обсуждений или публичных слушаний;
  • требования к участникам публичных слушаний или общественных обсуждений;
  • порядок оформления и учета результатов проведения публичных слушаний или общественных обсуждений;
  • требования к содержанию правового акта муниципального образования, регулирующего вопросы проведения публичных слушаний и общественных обсуждений.

Также установлено, что комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении.

Соответствующие изменения внесены в статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующую вопросы проведения публичных слушаний.

Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, необходимые для проведения указанных общественных обсуждений или публичных слушаний, подлежат принятию (изданию) не позднее 01.07.2018.

Федеральный закон от 29.12.2017 № 453-ФЗ «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 32 Федерального закона «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 30.12.2017, за исключением отдельных положений)

Указанным Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающие в силу с 28.06.2018, которыми регулируются вопросы выдачи согласия владельца автомобильной дороги на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге.

Установлено, что порядок выдачи согласия владельца автомобильной дороги и перечень документов, необходимых для его выдачи, в отношении автомобильных дорог местного значения устанавливается органами местного самоуправления

Федеральный закон от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступает в силу 30.12.2018)

Указанный Федеральный закон регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации дорожного движения, а также при организации и осуществлении парковочной деятельности.

Федеральным законом предусмотрено определение понятий «документация по организации дорожного движения», «интенсивность дорожного движения», «мониторинг дорожного движения», «эффективность организации дорожного движения», «пропускная способность дороги», «организация дорожного движения», «парковка общего пользования», «платная парковка», «технические средства организации дорожного движения» и др. Федеральным законом определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области организации дорожного движения.

К полномочиям органов местного самоуправления в области организации дорожного движения отнесены:

  • организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
  • ведение реестра парковок общего пользования на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
  • установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
  • осуществление иных полномочий, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Установлено, что органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в области организации дорожного движения непосредственно или через уполномоченные ими подведомственные организации.

Федеральным законом определены требования к парковкам общего пользования, предусмотрено создание реестра парковок общего пользования. Решения о создании парковок общего пользования на территориях общего пользования в границах застройки многоквартирными домами принимаются органами местного самоуправления в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, а также с учетом мнения собственников помещений в данных многоквартирных домах. Выявление и учет мнения собственников помещений в многоквартирных домах осуществляется в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами.

Также определены требования к платным парковкам. Установлена обязанность органов местного самоуправления осуществлять информирование населения о подготовке указанными органами решения о создании и использовании платных парковок посредством размещения соответствующей информации в периодических печатных изданиях, учрежденных органами местного самоуправления, а также посредством размещения не позднее чем за тридцать дней до начала пользования платными парковками на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установленного перечня информации.

Установлено требование о разработке комплексных схем организации дорожного движения на срок не менее пятнадцати лет либо на срок действия документов стратегического планирования на территории, в отношении которой осуществляется разработка этих комплексных схем. Комплексные схемы организации дорожного движения для территории городского округа либо части городского округа разрабатываются и утверждаются органом местного самоуправления.

В целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения разрабатываются проекты организации дорожного движения.

Проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения.

Также Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части дополнения вопросов местного значения вопросом об организации дорожного движения.

Федеральный закон от 29.12.2017 № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступает в силу 30.12.2018)

Указанным Федеральным законом установлены правовые условия функционирования внеуличного транспорта (метро, монорельс, канатная дорога, фуникулер) и основы организации транспортного обслуживания населения внеуличным транспортом в Российской Федерации.

Федеральный закон от 29.12.2017 № 438-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации некоторых актов гражданского состояния в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг» (вступил в силу 30.12.2017)

Согласно изменениям, внесенным указанным Федеральным законом в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния», полномочия на государственную регистрацию рождения (за исключением рождения, государственная регистрация которого производится одновременно с государственной регистрацией установления отцовства) и смерти могут быть возложены законом субъекта Российской Федерации также на многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 30.12.2017, за исключением отдельных положений)

Указанным Федеральным законом внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, согласно которым не облагаемая земельным налогом сумма в размере 10 000 руб. заменена налоговым вычетом в размере кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка. Уменьшение налоговой базы (налоговый вычет) будет производиться в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.

Также внесены изменения в полномочия органов местного самоуправления по правовому регулированию вопросов установления земельного налога. Определено, что нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков (ранее органы местного самоуправления могли устанавливать размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков).

В перечень категорий налогоплательщиков, имеющих право на указанный налоговый вычет, дополнительно включены пенсионеры и лица, получающие ежемесячное пожизненное содержание.

Также указанным Федеральным законом признаны безнадежными к взысканию и подлежащими списанию:

  • недоимка и пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и земельному налогу, образовавшиеся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015;
  • недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), пени и штрафы, образовавшиеся у индивидуальных предпринимателей на 01.01.2015;
  • недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды за периоды, истекшие до 01.01.2017, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами, занимающимися частной практикой, а также за иными лицами, занимающимися частной практикой.

Федеральный закон от 28.12.2017 № 434-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 6 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2018 году» (вступил в силу 01.01.2018)

Указанным Федеральным законом в Бюджетный кодекс Российской Федерации внесены изменения, которыми уточнен порядок распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, а также предусмотрено изменение нормативов распределения отдельных видов доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации.

Кроме того, внесены изменения в статьи 78, 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующие вопросы предоставления субсидий юридическим лицам (в том числе некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, согласно которым обязательные условия для предоставления субсидий (согласие получателей субсидий на осуществление проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий, а также запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты) должны содержаться не только в соглашениях о предоставлении субсидий, но также и (или) в муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление таких субсидий.

Федеральный закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» (вступил в силу 01.01.2018)

Указанным Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», согласно которым с 01.01.2018 минимальный размер оплаты труда составляет 9 489 рублей в месяц (ранее минимальный размер оплаты труда составлял 7 800 рублей в месяц).

При этом установлено, что начиная с 01.01.2019 и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда будет устанавливаться в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

Кроме того, определено, что действие Федерального закона «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», которым утверждены параметры потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации, ограничивается 31.12.2020 включительно.