Правовые консультации

Как действовать, если обсчитали в магазине

Покупал в магазине продукты, выяснилось, что меня обсчитали. Что делать в такой ситуации?

Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни побывал в ситуации, когда был обсчитан в магазине на кассе. Наиболее распространенные ситуации:

  • Если вы заметили недочет в полученной сдаче и при этом еще не отошли от кассы, объясните ситуацию непосредственно кассиру. Может выясниться, что кассир вовсе не хотел обмануть вас и допустил ошибку совершенно случайно. В таком случае конфликт можно решить на месте.
  • Если вы успели отойти от кассы, или кассир не признает свою ошибку, вызывайте менеджера или администратора магазина и просите показать вам записи с камер: на них могут быть видны купюры, которые вы отдали кассиру, или манипуляции, которые кассир совершал с товаром. Так кассир может не только не додать вам денег, но и пробить товар два раза или при ручном вводе штрих-кода продукта намеренно ввести код более дорогого товара.
  • Если в магазине нет камер видеонаблюдения или они не зафиксировали нарушение, можно настоять на пересчете. Кассир в присутствии администратора или менеджера магазина и вас пересчитывает наличность в кассе и сопоставляет ее с отчетами кассовой машины. Таким образом, можно определить, была ли вами передана для расчета кассиру купюра большего достоинства — по излишку или его отсутствию в кассе.
  • Бывают ситуации, когда ценник на товаре и конечная стоимость продукта на кассе могут существенно отличаться. Тут закон полностью на стороне покупателя — в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон РФ) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.В этой же статье Закона РФ указано, что цена товара должна в обязательном порядке указываться в рублях. Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» предусмотрено, что продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. Допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло (пункт 19 Правил продажи отдельных видов товаров). Также в соответствии со статьей 500 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, то есть, продавец обязан продать вам товар именно по цене, указанной на этом ценнике. Поэтому в случае несоответствия стоимости товара в чеке вы можете твердо требовать произвести расчет именно по цене, указанной на ценнике.
  • При расчете с помощью электронных весов кассир может заведомо ввести завышенную цену продукта, или не довесить товар. В таком случае вам необходимо взвесить товар на контрольных весах, которые должны быть в каждом магазине.
  • Если в магазине принципиально не хотят возвращать вам деньги, смело обращайтесь с письменной жалобой в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в организации защиты прав потребителей или в Управление МВД России по городу Омску.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 января 2005 года № 34 «Об утверждении Положения о Территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области» осуществление государственного контроля и надзора на территории города Омска за исполнением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей входит в компетенцию Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее — Управление Роспотребнадзора по Омской области). Управление Роспотребнадзора по Омской области расположено по адресу: г. Омск, ул. 10 лет Октября, 98. Телефон (381-2) 32-60-26.

Статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за совершение в магазине обмеривания, обвешивания или обсчета потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иного обмана потребителей, которая влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан — в размере от 3 000 до 5 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 20 000 до 50 000 тысяч рублей.

Уполномоченным органом по составлению протоколов о вышеуказанном административном правонарушении является Министерство внутренних дел Российской Федерации (полиция).

Кроме того, вы можете направить письменное обращение в территориальные отделы полиции Управления МВД России по городу Омску, которые расположены в каждом административном округе города Омска.

Требуйте книгу отзывов и предложений и в ней подробно опишите случившееся. Согласно пункту 8 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.

Доказательствами нарушения могут стать фотографии (например, ценника товара и его стоимости в чеке) или показания свидетелей.

Отстаивать свои права необходимо в любом случае, ведь если магазин дорожит своей репутацией, внимание на вашу жалобу администрация магазина все равно обратит и предпримет определенные действия по отношению к своим сотрудникам.

В связи с этим запомните некоторые рекомендации:

  • сдачу считайте сразу, не отходя от кассы;
  • проверяйте чек об оплате на соответствие оплаченного и реального товара, находящегося в вашей продуктовой корзине;
  • данные, указанные в ценнике должны соответствовать данным, описанным на упаковке товара;
  • сыпучие и весовые товары, расфасованные сотрудниками магазина, взвешивайте на контрольных весах.

Главный специалист организационно-правового отдела управления тарифной политики и организационно-правового обеспечения департамента городской экономической политики Администрации города Омска Елена Еременко.