Пресс-конференции

Пресс-конференция Владимира Губера 08.02.2010

Стенограмма пресс-конференции директора департамента транспорта Администрации города Омска В.Г. Губера

Т.И. Андрюшина

Добрый день, коллеги. Мы начинаем пресс-конференцию Владимира Григорьевича Губера, директора департамента транспорта Администрации города Омска. Просьба у нас, вы знаете, постоянно одна и та же – задавая вопросы, называть свое издание, свою редакцию и включать микрофон.

Пожалуйста, Владимир Григорьевич.

В.Г. Губер

Тема сегодняшней встречи посвящена работе пассажирского транспорта, но вопросы могут быть любые, так сказать, сверх темы.

Итак, сегодня мы с вами обсудим перспективы работы пассажирского транспорта в 2010 году. По итогам работы 2009 года мы с вами уже встречались, обговаривали, я отвечал на ваши вопросы. Если у вас остались какие-то вопросы, я готов ответить.

Один вопрос тогда остался открытым – по количеству льготников, которые пользуются электронными картами. Я просил – давайте дождемся результатов, тогда я смогу ответить на ваш вопрос. Сегодня можно сказать, что в 2009 году, опираясь на данные электронного учета проезда льготников, имеющих право на бесплатный проезд, перевезено на 35,8% больше, чем в 2008 году, что повлияло, соответственно, и на финансирование. Это тот вопрос, который вы мне задавали, на который я вам на той пресс-конференции не ответил, потому что тогда еще не было итогов.

Если готовить о результатах прошлого года, то мы с вами вроде бы всё обговаривали. Ну, а если остались вопросы, я готов на них ответить.

Что касается этого года… Раскрывая вопрос пополнения подвижного состава муниципального пассажирского транспорта, могу сказать следующее. Вы слышали выступление и президента Дмитрия Анатольевича Медведева, и премьер-министра Владимира Владимировича Путина, что в этом году будет продолжена программа по поддержке автопрома, не по поддержке эксплуатационников, а именно по поддержке автопрома. В результате этой поддержки, вы знаете, в прошлом году мы получили 10 троллейбусов, 41 автобус. Надо сказать, что мы получили троллейбусы уже более нового поколения. Мало того, что они полунизкопольные, приспособленные для перевозки людей с ограниченными возможностями, там еще и вся внутренняя начинка изменена, то есть от электрической схемы сделан переход на электронную систему управления. Применяется электроника: компьютеры и так далее. Конечно, учитывая, что это первые троллейбусы в России, которые работают на электронике, есть поломки, есть недостатки. Но из 10 троллейбусов ежедневно на линию выходит 9. То есть они работают, вроде бы что-то выявляется, грубо говоря, это идет притирка новой конструкции. Но конструкция в целом очень хорошая.

В этом году вроде бы, к сожалению, пока Минрегион России ни одного приказа не издал на сегодня, но есть черновик приказа по коммунальной технике. Значит, если на Омскую область выделяется 133 млн. рублей, значит, это 9 млрд. по всей России поделили. Там есть формула утвержденная премьер-министром Путиным Владимиром Владимировичем, по которой считается кому сколько денег причитается. Это зависит от численности населения и от других факторов. Вот по этой формуле на коммунальную технику на Омскую область, подчеркиваю, – не на город Омск – из федерального бюджета выделяется 133 млн., соответственно это 70%, и 30% должны добавить.

По автомобильной технике приказ пока не появился. Черновиков мы ни в Интернете, ни в Минрегионе пока найти не можем. Однако в выходные показывали выступление Путина Владимира Владимировича, и он подтвердил, что всего будет 30 млрд. на эти две цели, то есть 20 млрд. еще будет по всей России выделено на пассажирский транспорт, в том числе, на транспорт для милиции, как прозвучало в его выступлении, на транспорт для «Скорой помощи». Как это будет делиться, какие суммы, что пойдет на область, что на транспорт – будет видно позже, но важен сам факт – сама система будет работать. То есть в этом году пополнение подвижным составом тоже будет. Какое количество? Я думаю, что в следующей пресс-конференции, она месяца через два состоится, уже будет полная ясность. В принципе, и до пресс-конференции, если кого-то интересует эта информация, мы ее дадим.

По организации маршрутной сети. СибАДИ заканчивает маршрутную сеть. Но мы черновики, будем так говорить, даже не черновики, а… Как бы поточнее выразиться? Еще перед составлением черновика мы делали в 2008–2009 годах обследование. Увидели, что пассажиропоток изменился. В этом году он изменился особенно в связи с ограничением льгот и количества льготных поездок для льготников. Поскольку изменились цифры, мы их попросили в связи с сегодняшней ситуацией кое-что подкорректировать и плюс запланировать переходный этап, потому что ту маршрутную сеть, которую они рекомендуют, принять за основу, согласиться с ней, перейти к ней одномоментно невозможно. Невозможно в одну секунду изменить структуру подвижного состава, невозможно в одну секунду, чтобы вся маршрутная сеть и все перевозчики заработали. Муниципальные если еще как-то можно, то по частным предпринимателям надо будет в этом году, вы знаете, проводить конкурс по этой маршрутной сети. Нам нужно будет сделать 3–4 маршрутные сети переходные, чтобы на населении это меньше отразилось и не было каких-то спадов, например, в случае, если один из перевозчиков, который выиграл конкурс, не готов приступить к работе, чтобы такой маршрут или участок города не остался вообще без перевозок, чтобы таких накладок не было. Вот этим сейчас СибАДИ занимается. Я думаю, что мы в марте уже получим и эти предложения. Как я вам обещал, к весне мы начнем обсуждение маршрутной сети, смотреть ее будем и, соответственно, будем вносить изменения в законодательные нормативные акты городского Совета и проводить конкурсы. В этом году мы их проведем. В зависимости от того, насколько сложный или длительный переход от одной маршрутной сети будет до другой, будет зависеть и срок ее ввода в действие. Сколько мы примем поэтапных сетей – одну маршрутную сеть промежуточную, две или в течение пяти лет, трех лет, я пока не могу сказать. Будем к идеальной маршрутной сети переходить, вот в зависимости от этой стратегии и будет построена работа.

То, что касается текущих перевозок. Я вам говорил, мы постоянно вот обследуем от семи до двенадцати остановочных пунктов за неделю, смотрим, как перевозятся люди. Не считая оперативной информации, еще комиссионно обследуем и принимаем соответствующие меры. В частности, мы по просьбе людей провели обследование, сами убедились в том, что необходимо изменение движения двух маршрутов, которые шли от 17-й диспетчерской напрямую на Ленинградский мост, и изменили их. Сейчас они пойдут по ул. 12 Декабря эти два маршрута, где медицинские учреждения расположены, и мимо аэропорта местных линий, будут проходить мимо здания старого Аэропорта, выходить на дорогу, как ее называют «взлетку» или, если правильно, «Победы», и выходить на Ленинградский мост. Сейчас мы это изменили так.

Немножко изменили 18-й маршрут, пустили его по кольцу, на Герцена вывели для того, чтобы снизить аварийность. У нас очень большая аварийность была, когда 18-й ходил до Маяковского, левый разворот – трудный участок дороги. Предписание ГАИ было и плюс еще негатив был, когда конечная 18-го маршрута была у Маяковского, где нет диспетчерского пункта: водитель не мог ни покушать, ни, извините, в мужское заведение сходить. То есть водители были лишены элементарных удобств. Мы сделали остановку у Партизанской, но, к сожалению, выпал такой остановочный пункт как «Госпиталь», которым пользовался очень сильно маршрут... Тогда мы изменили маршрут от площади Ленина, пустили его на Партизанскую. Сейчас он ходит опять мимо госпиталя, потом по ул. Гусарова, Булатова, на Герцена и потом только идет на Партизанскую. Сделали круг ради того, чтобы сохранить этот остановочный пункт – «Госпиталь», по которому было много вопросов, когда он выпал, а ведь участники войны пользуются им, этим маршрутом. Поэтому мы его восстановили. Ну, и другие изменения.

17–18 февраля мы планируем запустить новый маршрут – № 40, который пойдет со Стрельникова по ул. Химиков, Красный Путь, через так называемый студенческий городок, через новый метромост, и дальше на Левый берег. Буквально через пару дней мы определимся, будет ли конечной остановкой ул. Дмитриева или ул. Дергачева, или это будет какой-то другой на Левом берегу пункт, мы изучаем, где более удобно будет. Кроме студенчества, которое ездит утром и вечером, у нас основные институты находятся на Красном Пути между Кристаллом и Телецентром. Нужно охватить этот участок, забирать людей оттуда и вывозить их не через мост у Телецентра или 60 лет ВЛКСМ, а по метромосту, потому что часть студентов, проживающих в районе метромоста и в части ул. Конева, очень большая. Это показывает предварительное обследование СибАДИ. Поэтому мы такой маршрут планируем 17–18 февраля запустить. Дальше посмотрим как он приживется. Но мы надеемся, что мы не ошиблись, и что он будет востребован.

Вот это ближайшая перспектива, что касается более отдаленной перспективы – мы будем смотреть, особенно на весеннее расписание в связи с садоводами, но это будет ближе к весне. Будем смотреть, как сложится пассажиропоток, как сложится ситуация с льготными пассажирами, ведь, что греха таить, большое количество льготных пассажиров пользуется транспортом при перевозках на садовых маршрутах.

С точки зрения контроля за движением, вы знаете, у нас 132 автобус работает под спутниковой навигацией. Те автобусы, что мы будем приобретать в этом году, все они будут оборудованы датчиками системы «ГЛОНАСС». Мы сервер еще один докупили, у нас теперь есть два сервера, то есть, практически, без запаса, надо третий сервер в запас приобретать, но без запаса весь пассажирский транспорт нужно перевести на спутниковую навигацию, нам осталось только закупить датчики. В планах у нас было, есть и остается, надеюсь, что мы их выполним до конца года, в крайнем случае, в 2011 году закончим эту работу, – всю технику перевести на спутниковую навигацию.

В 2011–2012 году нам нужно перейти на систему, будем так говорить, созданную для удобств для пассажира, речь идет о табло на остановочных пунктах. С помощью смс-сообщений можно будет также узнать о прибытии любой единицы и любого маршрута автобуса, троллейбуса на какой-то конкретный остановочный пункт. Если что-то в этом году произойдет более значительное улучшение экономики, может быть мы к этой работе уже в этом году приступим. Вы понимаете, все это зависит от денег и немалых денег. Поэтому говорить сейчас, какие-то прогнозы давать и потом за них не отвечать, наверное, опрометчиво.

Реально по сегодняшней ситуации, по тем темпам роста экономики, которые только-только начинаются, мы планируем в 2010 году максимально поработать, а 2011 году – закончить оборудование транспорта. Но это, подчеркиваю, при «потеплении» экономики. А при иной, более сложной экономической ситуации, планируем в 2011 году начать, а в 2012 году закончить работу по оборудованию остановочных пунктов: установке табло и внедрению системы.

Если вопросы проработки на коммерческой основе организовать – бизнес в конце того года вроде бы на проработку этого вопроса пошел, пока идет обсуждение вопроса – то дело, может быть, и раньше пойдет. Но это только в том случае, если бизнес возьмется за решение этой проблемы, не бюджет. Бизнес вроде бы собирается, сейчас желание пока есть, но вопрос еще не решен окончательно. Чисто у муниципалитета, еще раз повторюсь, на 2010–2011 годы запланирована установка датчиков, а в 2011–2012 годах – табло и смс-сообщения.

Нормативно-творческой базы я коснулся лишь частично – это изменение решения городского Совета в части проведения конкурса по новой маршрутной сети, которые в этом году мы в любом случае проведем, потому что нас старый конкурс действует до января-февраля 2011 года. Конкурсы проводились сроком на 5 лет. В 2006 году начался срок, через пять лет, в 2011 году, он заканчивается. Вот основные направления, по которым мы строим работу. Если что-то упустил, пожалуйста, я готов ответить на любые вопросы.

Т.И. Андрюшина

Пожалуйста. Кто начнет?

«Коммерческие вести», Сергей Чернаков

Владимир Григорьевич, вот Вы про маршрутную сеть говорили, про конкурс. Вот пару вопросов, так сказать, на эту тему. Мы знаем, что постановление УФАС, вышедшее в прошлом году, обязало Вас в течение трех месяцев провести конкурс. И, в принципе, у меня информация, что Вы потом его обжаловали. Расскажите подробнее об этой информации. Вы сказали, что в текущем году все-таки планируете провести конкурс. Можно ли говорить конкретно о каком-то месяце? И какие будут новые условия конкурса? Все ли маршрутки, которые мы видим, а их очень много, все ли они будут иметь право в дальнейшем работать по маршрутам? И еще один вопрос по маршруткам – это вот про систему «ГЛОНАСС». Будут ли предприниматели обязаны также ставить это оборудование в своих маршрутках? Спасибо.

В.Г. Губер

Получилось три вопроса, если я правильно запомнил, чтобы ответить на все. Значит, с последнего, самого запоминающегося, как Штирлиц учил. Будут ли маршрутки оборудованы системой «ГЛОНАСС»? Вы как сами считаете – надо оборудовать или нет? Надо, чтобы они ходили по расписанию или ездили, когда считают нужным? Мы считаем, что надо, и мы предполагаем заложить это в правила, которые будет принимать городской Совет. Как поймут нас депутаты – это второй вопрос. Но с точки зрения организации перевозок. На эту тему есть постановление Совета министров, Вы, наверное, читали его, если Вы так пристально следите за этой проблемой, которое обязывает весь пассажирский транспорт перейти на спутниковую систему навигаций для того, чтобы обеспечить строгое выполнение расписаний, чтобы человек знал, во сколько и на какой остановке какая единица должна быть. Ездить, кататься, грубо говоря, по принципу – сегодня к теще поеду, отвезу кого-то, а потом на линию выйду или, наоборот, «ой, что-то холодно стало, уеду с линии», совершенно недопустимо! Пассажиру при такой организации перевозок ориентироваться очень сложно будет, когда и на чем он может уехать. Поэтому это необходимо как с точки зрения технологии, плюс этого требует постановление Совета министров.

Отвечаю на другой Ваш вопрос, про УФАС. Да, было такое предписание. Но мы считаем, что мы закон не нарушили. Этот вопрос уже рассматривался юристами на Горсовете. Мы им объяснили и доказали, что закон не нарушен. Сейчас будем доказывать в суде, что УФАС неправ, посчитав, что если конкурс человек выиграл на пять лет, а мы заключаем договор на два года, потом на три продлеваем и так далее, то эти что-то нарушаем. Это наши уже договорные отношения, а человек получил право, конкурс выиграл на пять лет. Вы, например, выиграете конкурс на какую-то позицию на пять лет, заключат с Вами договор на год, а потом скажут – «до свидания». Какой же тогда Вы конкурс на пять лет выиграли? Но это пусть суд определяет. Это я Вам излагаю суть противоречий. УФАС пытается доказать, что мы раз уж заключили с кем-то договор на два года, с кем-то на три, то мы не могли дальше его продлять. Но, думаю, суд определится. Мы считаем, что мы правы, действуем в рамках закона и, надеюсь, будем и дальше действовать в правовых рамках.

Второй вопрос напомните, пожалуйста.

«Коммерческие вести», Сергей Чернаков

Вопрос по текущему конкурсу. Когда планируется его проведение?

В.Г. Губер

Все это будет зависеть от маршрутной сети, которую СибАДИ в конечном итоге предложит. Я вам еще раз говорю, ту сеть, которую он предложит, мы сразу с вами внедрить не сможем, как бы этого не хотели. Будут промежуточные маршрутные сети. Сколько там их будет заложено и на что пойдет частный предприниматель? Я знаю, что СибАДИ делает маршрутную сеть, в которой участвует микроавтобусы, автобусы, будем так говорить, малого класса – это ГАЗели, которые участвуют в перевозках; их количество зависит от пассажиропотока.

СибАДИ подходит к вопросу с точки зрения науки. Малый класс – это не микроавтобусы уже, а автобусы типа Фортранзит, типа Фольксваген, у которых от 16 до 21 посадочного места. Среднего класса автобусы рассчитаны где на 20–22 посадочных места, это автобусы типа ПАЗов. И автобусы большого класса. Но особо большого класса они не рассматривают. Ну, в общем-то, наверное, они правы, эти автобусы неперспективны. Но на переходный вариант мы их будем оставлять, сочлененные. А в перспективе они их не рассматривают. Вот четыре вида автобусов.

Сразу, еще раз говорю, ни частный предприниматель, никто структуру парка резко не изменит, этих ПАЗов, Фордов или Фольксвагенов сразу не наберет, нужно будет делать промежуточный, переходящий вариант. И сколько и каких типов машин останется не известно пока. Все будет ясно после того, как маршрутная сеть будет утверждена. Мы же будем конкурс объявлять ни оттого, что мы так хотим. А какая маршрутная сеть будет утверждена и какие единицы подвижные нужны будут, и на какой маршрут, мы те и выставим. И насколько пойдут частные предприниматели закупать автобусы среднего класса, Форды, и малого класса автобусы – об этом придется муниципалитету думать. Это все от ситуации будет зависеть.

Конкретный срок, я говорил, это осень 2010 года. Дату конкретную сегодня я Вам не назову. Если мы получаем в марте маршрутную сеть, все равно, хотим мы или не хотим, месяц уйдет на принятие какого-то решения, обсуждения с депутатским корпусом. Потом нужно будет саму процедуру конкурса пройти – месяца три-четыре минимум уйдет. Для этого надо через Горсовет изменения всех положений внести, откорректировать, будем так говорить. Поэтому мы планируем осенью, может быть, на сентябрь или на октябрь, удастся раньше, дай Бог, чтобы раньше, назначить дату конкурса. Следовательно, дата введения новой маршрутной сети она будет еще дальше. Она точно будет приходиться 2011 год. Сразу мы не сможем – это не так просто – провели конкурс и завтра у предпринимателя ПАЗики появились и он вышел на маршрут. То есть мы должны дать какой-то срок победителям конкурса, как сделали многие города, будем так говорить, заявительный принцип. Через два месяца они подтверждают, что то, что заявлено на конкурсе, они действительно выполнят, подтвердят документами лизинга, договорами покупки. Будут, конечно, аферы где-то, не без этого, документы представят, а потом провалят вопрос. Может и это будет, не знаю. Но, тем не менее, какое-то время на то, чтобы выполнить заявленные обязательства в конкурсе, людям давать надо. Нельзя сегодня сказать – «ты приходи сразу с автобусом». Кто же рискнет вложить деньги, купить автобус и прийти на конкурс, не известно, выиграет он его или нет? А если проиграл, потом куда их девать? Поэтому тут хочешь, не хочешь, а придется давать возможность заявительный принцип применять. Это все в документации мы и хотим изменить. И потом вводить в действие с 1 мая, допустим, с 2011 года. Пока такая ситуация.

Т.И. Андрюшина

Пожалуйста, следующий вопрос, «Вечерний Омск».

«Вечерний Омск», Евгения Карасева

Владимир Григорьевич, насколько я правильно поняла, Вы сказали о том, что бизнес выразил интерес к проекту табло с расписаниями, смс-уведомления в расписаниях. Можно об этом поподробнее? Какой бизнес заинтересовался этим вопросом и что именно заинтересовало?

В.Г. Губер

Нет, пока я подробно вам не смогу сказать, потому что была одна единственная встреча. Люди говорят, что мы готовы за это взяться. Спросили, что мы хотим иметь? Мы сказали, у нас есть система учета движения транспорта. Под эту систему учета есть программа такая-то, разработана она при Минтрансе, там есть структура. Вот ее надо покупать, чтобы она вязалась с нашей программой или аналогичную у другого разработчика, чтобы она вязалась с нашей программой. И получать с нашей программы, где находится транспорт, все эти данные. Делать свою программу, делать где-то серверный центр, куда это все стекаться будет.

Необходимо проработать вопрос по стоимости табло, раз мы хотим это внедрить. Цены, конечно, меняются. Но мы им дали информацию о всех ценах по России. Какого вида хотим табло, где хотим их иметь. Пока мы взяли участок. Взяли 106 табло, они двухстрочные. Почему-то два двухстрочных дешевле, чем один однострочный. Поэтому мы решили брать двухстрочные и друг на друга ставить. Это, в принципе, четырехстрочный без перегородки, а так – два двухстрочных, но с перегородкой.

У нас самый напряженный пересадочный пункт – это остановка «Дом туриста», где больше всего единиц маршрутов проходит. Вот мы посчитали, там на одном остановочном пункте в одном направлении надо минимум 6 строк, чтобы за 30 секунд пробежала информация по всем маршрутам. А информация должна бежать ни секунду – пробежала и исчезла, а чтобы человек разглядеть мог. Мы считали, 15 секунд про один маршрут информация идет, потом по этой строчке – про другой маршрут. Там маршрутов больше 20, поэтому 6 табло с одной стороны, 6 – с другой. Вот так мы посмотрели, посчитали и вышли на 106 табло.

Первый этап – это центр города. К этому вопросу ведь тянется еще и вопрос вандализма, поэтому надо ставить видеокамеры. Совместно с УВД мы это прорабатывали, и в программе «Безопасный город» это есть. Если уж сломали что-то, чтобы мы знали, кто и зачем это делал. Вот это мы встретились, все посмотрели. Самое интересное и хорошее вижу в этом, что это они на нас вышли. Не мы бегали, а они сами предложили, говорят, «у вас есть такая идея, мы в Интернете посмотрели, мы хотим с ней разобраться и, наверное, за нее возьмемся». Поэтому неэтично говорить сейчас, какая фирма возьмется за работу. Самое главное, что интерес есть, дай Бог, чтобы он сработал. И притом интерес этот появился в ноябре, в условиях кризиса. То есть говорить о том, что кризис наступил и они передумали, вроде не будет оснований. Не знаю, посмотрим.

«Вечерний Омск», Евгения Карасева

А можно еще уточнить? Какой объем инвестиций примерно требуется для реализации этого проекта?

В.Г. Губер

Всего для реализации, как мы сосчитали, требуется 42 млн., учтены расходы на 106 табло, все программы, чтобы по смс-сообщениям информацию получать. Это по ценам на 2008 год. Что сейчас будет? По некоторым данным цены упали, а вот по датчикам, допустим, почему-то не падают. Спрос появился, вся Россия переводит на спутниковую навигацию транспорт, в законодательном порядке это обязывают делать, особенно сейчас это касается большегрузных машин, вы видите, что творится с безопасностью движения. Эти большегрузные грузовики бьют и городские автобусы, и автобусы междугородние, что попало вытворяют. Много, в общем, пострадавших в результате подобных ДТП. В Европе это давно вчерашний день. Поэтому у нас сейчас этому придается и законодательное значение. Спрос пошел, цены не падают. Всего 42,5 млн. было. Из них для транспорта отпущено 25. Вот можно посчитать 17 миллионов – это вот та составляющая, которая будет работать более качественно для населения – это информация пассажиров через табло и смс-уведомления.

Т.И. Андрюшина

Пожалуйста.

ГТРК «Иртыш», Никита Смирнов

Владимир Григорьевич, мне стало известно, что в ближайшем будущем собираются ввести 27 дополнительных автобусов на маршруты в вечернее время, с какой целью это будут делать?

В.Г. Губер

27 не автобусов, а единиц подвижного состава: это 20 автобусов, 5 троллейбусов, 2 трамвая. Если конкретно говорить, это мы добавляем в расписание. Сейчас мы его меняем и с завтрашнего дня оно запустится. Часть маршрутов сегодня уже запустится, а завтра на 100% эти 27 единиц добавятся во временной интервал с 21 часа до 23 часов. Мы провели еще раз обследование, будем так говорить: перевозим всех, но там, где пассажиропоток хоть и незначительный, в среднем с 21 до 23 часов ездит 15 человек в автобусе, если брать в среднем, выявились следующие нюансы. Выявилось, что в Старом Кировске, нашей молодежи, наверное, как-то более цивилизованно отдыхать, а потом возвращаться. Последний автобус уходит в 23:02 от Жемчужины на Входную. Со Входной были просьбы, касающиеся расписания 123, 125 маршрутов. Мы посмотрели, что на некоторых маршрутах в вечернее время, когда уже довольно поздно, собирается порядка 35–40 человек. Это уже для вечернего времени много, поэтому мы посмотрели эти участки и на 8 маршрутах добавляем дополнительные единицы автобусов, дополнительные графики, чтобы интервалы были меньше. 35 человек автобус, конечно, за раз увезет. Но, нужно учитывать, что 35 человек за одну секунду не собрались, поэтому мы сделаем, чтобы автобусы ходили чаще.

Это все дополнительные убытки, сами понимаете. Но будем так говорить, для предприятий доходы останутся те же – 35 человек, но увезет их не один автобус, а два. Чтобы 2 автобуса ездило, затрат будет больше, но раз такая ситуация появляется, что на некоторых маршрутах до 35 человек в салон садятся, мы будем поставлять дополнительно автобусы. Буквально на днях закончим внедрение. Я упустил этот момент, спасибо за напоминание. Такой шаг мы тоже сделали. Мы на 6 автобусов добавили два вечерних графика. Просто там пассажиров очень мало, но интервал уже зашкаливал за час. Час человек ждать не будет. Просим, выходите к расписанию, но не всегда, наверное, человек может действовать так, а потом час будет сидеть лишний. На 2 минуты опоздал, потом надо час сидеть. Поэтому там 2 графика добавили.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

У меня даже не вопрос, а просьба. Вот по последней информации, которую назвали, можно предоставить нам какие-то маршруты, графики, в какое время они будут, чтобы мы объявили их читателям.

В.Г. Губер

Да, без вопросов. Ирина Николаевна, мы сайт разве не отдали?

И.Н. Герлиц

Отдавали, конечно.

В.Г. Губер

Роман, сайт надо смотреть, но мы персонально Вам дадим.

Т.И. Андрюшина

Пожалуйста.

«Биржа труда», Александра Самсонова

У меня про кадры вопрос. Скажите, вот этими системами «ГЛОНАСС» что за специалисты у Вас занимаются, и в связи с их внедрением не будете ли Вы расширять штат? И второй вопрос про кондукторов. Вы планируете в какое-то время отказаться от их услуг?

В.Г. Губер

На второй бы вопрос я бы хотел, чтобы вы ответили, но я на оба отвечу. Значит, первый вопрос по кадрам. Занимаются им наши омичи. Мы просто на конкурсе выставили программы, какие нам надо, и купили московские программы. Плохо ли, хорошо ли это, но зарождается это в основном в Москве почему-то. Потом наша «Промавтоматика» пришла, говорит: «Да мы тоже готовы, да мы тоже давайте». Мы их спрашиваем: «Почему вы в конкурсе не участвовали?» Ну, вот, вот…

Мы купили программу в разработке, при Минтрансе там было управление информационно-электронных технологий. Потом оно выделилось, давно уже, лет 8–10, в коммерческую структуру. Это все бывшие работники Минтранса, которые знают работу транспорта, а не просто, будем так говорить, работу компьютера и электронных систем. Значит, в частности, в этой системе работает бывший наш начальник кустового вычислительного центра, который в 70-х годах внедрял ту систему, которая у нас сегодня функционирует. Это петли в асфальте, например. В автобусах стоит приемник, а сегодня же как мы контроль ведем? в асфальте зарыты петли, которые сигнал подают, автобус подошел и – чик-чик. Слышали, раньше был такой крякающий звук: кряк-кряк, это значит, он отметился в систему. Через эти петли, через телефонные пары идет информация в кустовой вычислительный центр, там машина стоит, сервер, которая все фиксирует: какой автобус, в какой точке и когда был. А сейчас, на маршруте у нас, как правило, в среднем где-то 16–18 остановочных пунктов, а петель этих было на маршруте – на конечных обязательно и одна-две промежуточные, для контроля. Естественно, через 3–4 остановки терялся автобус. И сегодня в этой старой системе он теряется. Вот прошел одну отметку, на следующей должен быть во столько-то, а его нет. И начинаются вопросы – где автобус? Сломался он, в пробке стоит или, извините, уехал по своим делам, мало ли что. Вот такие провальчики есть.

То есть система для тех времен была суперсовременной. Сейчас она отсталая и морально, и физически самое главное устарела. Нам все равно ее нужно менять. Поэтому мы решили взять сейчас самую современную спутниковую навигацию, когда автобус виден каждую секунду. Можно посмотреть каждую секунду, где любая единица находится. Там есть в программе, конечно, определенные вехи, остановочные пункты, которые обязательно идут на отметку. Если отметка не прошла, можно посмотреть, где он стоит в пробке. Идет прямая речевая связь. Связался с водителем, спросил: «Ты где? Что ты делаешь? Почему ты сейчас на ул. Химиков, а должен на ул. Бархатовой быть, к примеру. Можно разбираться при этой системе в любой ситуации.

Поэтому мы взяли курс на 2 цели: спутниковая навигация, которую мы внедряем, но у нас все-таки и еще нагрузка есть: программа по электронным транспортным картам, терминалы, которыми они тоже занимаются, это тот же электронный учет перевозок пассажиров. Поэтому мы наших омичей-программистов взяли, они трудятся. К сожалению, зарплата не очень большая, великих специалистов не взять нельзя, но тем не менее, пока вроде бы справляются и, надеюсь, буду справляться.

И вторая часть вопроса?

«Биржа труда», Александра Самсонова

Кондукторы.

В.Г. Губер

Отказаться от кондукторов? Да, в Европе кондукторов нет. Давайте представим, сегодня заходим в транспорт – нет кондуктора. Что будет? Кто мне скажет честно?

Реплика из зала

Льготный проезд.

В.Г. Губер

Совершенно верно. Будет стопроцентно льготный проезд. Ну, может быть, на 95% – льготный, на 5% – кто-то заплатит. Совесть пассажира – лучший контролер, лозунг вашего детства, моей юности, он не будет сегодня действовать. Поэтому хотим мы, не хотим, мы сегодня без кондуктора обойтись не можем. Когда у нас общество созреет, и каждый будет знать, что главное в жизни – заплатить за то, что получил или чем пользуешься, тогда, конечно, они не нужны будут. Это единственная причина, почему сегодня есть кондукторы.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

Владимир Григорьевич, но в Москве нет кондукторов.

В.Г. Губер

В Москве есть турникеты. И надо сказать, что турникеты создали массу проблем в свое время. Есть две системы: турникеты в автобусах, турникеты на остановочных пунктах. Отгораживают клетку, ставят турникет. Кто заплатил, зашел в клетку, потом садится оттуда на любой автобус без всякой отметки. Потом перешли на турникеты. В свое время доказывали, что это повышает эффективность, повышает экономическую отдачу для перевозчиков. В свое время это было правильно, когда, допустим, перевозили льготных пассажиров гораздо больше, а получали денег, сколько договоришься. Не за перевезенных пассажиров, а очень мало. И тогда, конечно, эти турникеты выявляли всех пассажиров, и тогда был учет, как у нас сегодня по электронной карте: сколько перевезли, кто предъявлял деньги. Да, тогда эффективность повышалась. Сегодня мы считаем нецелесообразным вводить турникеты в автобус, они создают для пассажиров дополнительные неудобства. Может быть экономически, наверное, это более выгодно, но неудобств мы получим для пассажиров больше, чем экономической выгоды. В перспективе самый главный критерий, что не нужны кондуктора – это когда пассажир будет платить сам. Я был в Европе много раз, я бы не сказал, что там все зиждется только на сознании. Я думаю, что там немалую роль играет неотвратимость наказания. Когда заходит контролер, улыбаясь, он деньги не просит, нет. Там удостоверение личности нужно носить с собой, он запишет данные вашего удостоверения, запишет, что вы бесплатно ездили, и с вас сдерут в тысячу раз больше, чем стоит проезд.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

Сто евро в Риме.

В.Г. Губер

Соответственно, мало не покажется. Вы потом сами вперед паровоза будете брать билет, – вдруг контролер зайдет, за год вперед будете платить за проезд. Поэтому это вопрос непростой, пока у нас нет намерений расставаться с кондукторами.

«Биржа труда», Александра Самсонова

Скажите, а контролеры сейчас работают или…

В.Г. Губер

Да, работают. Просто в соответствии с нормативными актами они не имеют право сегодня брать штрафные деньги, они только составляют протоколы. Работают они совместно с УВД. Работают и выявляют довольно много не столько зайцев, сколько желающих по поддельным документам покататься. Их очень много еще остается. Но выявляют.

Т.И. Андрюшина

Пожалуйста, еще вопросы.

РИА «Омск-информ», Станислав Мухин

Раз уж мы заговорили о льготах, у меня вопрос такой, если что-то я скажу неправильно, поправите меня. Всерьез обсуждается вопрос региональным правительством о том, чтобы заменить льготный проезд деньгами. Насколько я понимаю, тогда деньги, которые получали транспортные организации и перевозчики, заложенные на льготный проезд, теперь будут получать непосредственно сами льготники. То есть получается, что транспортные организации эти деньги теряют. В связи с этим, если такая мера будет принята, не считаете ли Вы, что транспортные организации будут что-то предпринимать, чтобы изменить? И вообще хотелось бы узнать Ваше отношение к этой мере.

В.Г. Губер

Хорошо. Я бы не сказал, что там какая-то активность по обсуждению этого вопроса. Есть такое предложение, потому что сегодня, введя ограничение на 30 поездок в месяц, появилась масса недовольных, которые говорят, что это очень мало. Льготники обращаются в правительство, говоря о том, что мало. Естественно, это прерогатива решения Правительства Омской области, субъекта Федерации по федеральному закону. Администрация города может только высказать свое мнение, но не более того. Принимает решение субъект Федерации, потому как он предоставляет льготы от имени государства, он их оплачивает.

Если говорить о второй части вопроса. Деньги будут не транспортникам платить, а людям. В данном случае, эта постановка вопроса не совсем правильная с точки зрения с того, что транспортники не получают деньги из областного бюджета за льготников, они получают за поездку одного льготника. А вот получив деньги, человек поедет это количество раз или оставит на колбасу, вот тут вопрос есть, он звучит.

Сегодня транспортники не получают деньги, сколько посчитают нужным. Есть электронная система, фиксирующая поездки. Если вы проехали 10 раз, за вас заплатят 90 рублей, а не больше и не меньше. В данном случае, получив эти 90 рублей, поедите или пешком пойдете и на колбасу истратите, это для примера, это вопрос, да.

Давайте посмотрим, предположим… Если Вы мое мнение просто как человека спрашиваете, я бы считал, что на данном этапе было бы рациональнее 30 поездок объединить в течение года и ввести лимит не месячный, а на год 360 поездок. И дать человеку право выбирать: оставить поездки на летний сезон, на дачу, потому что основная масса всех жалоб и недовольств людей идет от садоводов. Это сегодня они жалуются, что им не хватает поездок. Сегодня в автобусах ездят 30% льготников, у которых закончился лимит, и это, как правило, работающие льготники, которые зарабатывают деньги. Вот они, как правило, больше всего ездили. Эти 30% не хотят оплачивать, а остальные оплачивают. Я считаю, должно быть так – то, что мне государство бесплатно дало или субъект дал, я проехал, теперь, если хочу ездить, буду платить, как все. А 30% не оплачивают, бунтуют, говорят, что не будут оплачивать и так далее. Я думаю, что это, будем так говорить, черта переходного периода. А вот садоводы, которые еще не ездили, но которые предполагают, что в месяц 15 поездок им будет мало, это другой аспект. Вы же понимаете, что сделать от каждого дома к каждому на участок один маршрут, это физически невозможно. Это в несколько десятков раз надо увеличить количество автобусов, вместо такси их подавать. Поэтому будут пересадки. Поэтому из 30 поездок не 15 будет, хотя в постановлении Правительства, я прошу обратить ваше внимание, написано, что пригородные маршруты не входят в лимит. Садовые маршруты относятся к пригородным маршрутам, и поездка на них не будет входить в лимит. Будет входить только поездка по городу. Сел в пригородный маршрут, отметку сделал, но у тебя из 30 ничего не списывается.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

Немало дач и в черте города…

В.Г. Губер

Это городские перевозки. Все маршруты, которые входят в черту города, не являются пригородными. Поэтому Правительство рассуждает, рассматривает. Никакой там истерики нет, никакой, будем так говорить, сверхпроблемы нет, но Правительство рассматривает, рассуждает как удобнее и лучше сделать. Возможно, примут решение дать всем компенсацию, может быть, оставят ту же, может вообще, все останется. Я думаю, этот вопрос будет более корректно задать представителю Правительства, а не мне. Мы будем выполнять все решения, которые примет Правительство. Примут решение, что с завтрашнего дня, с какой-то даты не будет существовать льготного проезда, всем дадут деньги и все в автобусе будут платить, значит, будем собирать со всех деньги. Терминалы сложим до будущих времен или вообще они не пригодятся больше, или пригодятся когда-нибудь, а мы будем только деньги собирать.

РИА «Омск-информ», Станислав Мухин

На этот раз у меня два вопроса. Вот Вы сказали, что 30% бунтует, и что в этой ситуации происходит?

В.Г. Губер

Ничего. Мы пока их не высаживаем, убеждаем.

РИА «Омск-информ», Станислав Мухин

То есть, большая нагрузка на психологию кондуктора ложится?

В.Г. Губер

Да.

РИА «Омск-информ», Станислав Мухин

И второй вопрос. Не могли бы Вы озвучить в денежном выражении, какие суммы получили предприятия до введения электронных карточек в 2008 году и какие в прошлом году получили?

В.Г. Губер

Я вам в самом начале сказал – на 35%.

РИА «Омск-информ», Станислав Мухин

Я имею в виду в денежном выражении.

В.Г. Губер

В денежном.

РИА «Омск-информ», Станислав Мухин

В рублях?

В.Г. Губер

А процентов Вам мало? Что Вам рубли дадут? Более 100 млн. Устроит Вас такой ответ?

РИА «Омск-информ», Станислав Мухин

Это в прошлом году получили?

В.Г. Губер

В 2009 году больше, чем в 2008. Больше, чем на 100 млн. фактическая оплата поездок получилась, чем расчетная.

РИА «Омск-информ», Станислав Мухин

А вот в прошлом году по количество поездок есть информация? Сколько человек по льготным карточкам проехало, какие-то конкретные цифры можете назвать?

В.Г. Губер

В год порядка 64 млн., Вы хотите оттуда цифру высчитать? Разделите, высчитаете или умножите на девять. Сколько же это денег? Пожалуйста, считайте.

Т.И. Андрюшина

Пожалуйста, Вечерний Омск

Корреспондент газеты «Вечерний Омск»

Владимир Григорьевич, вот Вы сказали о введении маршрута № 40 17– 18 февраля. Вот хотелось бы узнать как вообще Вы проводили какое-то исследование, чтобы узнать необходимость в этом маршруте, или люди обращались?

В.Г. Губер

Да, проводили обследование. Обследование, которое в СибАДИ сделали, и люди обращались, это однозначно. После обращения людей, у нас правило такое – мы всегда проводим обследование. Если это единицы, ну, еще раз повторюсь, может, это немножко грубовато, но ради одного, пяти человек мы не можем организовывать маршрут. А когда там масса людей едет, студенчество, это другой вопрос. Вот мы посмотрели: получается, масса людей в Нефтяники едет с той части Левого берега, который расположен до моста 60 лет ВЛКСМ, едет в Нефтяники именно в институты, и потом масса людей едет в сторону вновь открытых торговых центров в Нефтяники после девяти, десяти вечера. Поэтому мы посчитали, и обследование СибАДИ показало, что маршрут должен быть востребованным. Я еще раз говорю, мы его запустим, посмотрим, может где-нибудь придется подкорректировать, посмотрим, сориентируемся. Но необходимость его введения показало и обследование СибАДИ. А вопрос этот давно ставился.

Корреспондент газеты «Вечерний Омск»

И следующий вопрос. То есть, если человек считает, что необходим такой-то маршрут, в таком-то направлении, ему куда обращаться?

В.Г. Губер

В департамент транспорта.

Корреспондент газеты «Вечерний Омск»

То есть, просто звонить в приемную департамента и говорить вот у меня есть…

В.Г. Губер

Нет, почему, у нас есть справочная служба, у нас есть адрес. Письменно обращаются люди, предлагают варианты. У нас сейчас основная масса обращений, в связи с введением льгот, их количество увеличилось. В день приходит порядка 140–148–150 звонков на справочную службу. Из них жалобы приходят в сутки в среднем 4–5, а остальные 145 или информационного характера, там, во сколько и как идет маршрут, или предложения. Ну, вопрос, я вам скажу сразу, сложный, щепетильный. Люди мы все простые, думаем так – «если у меня сестра переехала, сделайте новый маршрут, раньше ездила к ней, а теперь мне надо пересаживаться». Мне понравилось больше всего, не надо об этом писать, я фамилию не буду говорить, с района железнодорожного вокзала одна бабушка написала довольно откровенно. «Вот раньше у меня дочь жила в Чкаловском, я к ней могла ездить, а сейчас она на Левом берегу квартиру купила, у меня нет прямого маршрута. Сделайте туда маршрут. А внучка ходит вот в ту музыкальную школу. Вот оттуда сделайте маршрут до музыкальной школы». Вот такое довольно откровенное и хорошее письмо было. Я сказал, чтобы его сохранили. Оно пришло где-то месяцев семь назад. Думаю, что наши хранят. Были письма и другие. Еще вопросы.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

По 40-му маршруту можно уточнить? Он идет из Нефтяников до центра, там поворачивает на мост…

В.Г. Губер

Мы пока определились – со Стрельникова по Химиков до Кристалла, по проспекту Мира, по Красному Пути до метромоста, и уходит направо. И здесь у нас есть два варианта, с которыми мы буквально на днях определимся. Или на Дергачева отправить его, или на Крупскую, или еще куда. Мы там смотрим еще, надо кое-что уточнить.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

И обратно также идет?

В.Г. Губер

Да, конечно.

«Город 55», Виктория Веллер

У нас очень холодная зима выдалась в этом году. И утром, когда едешь на работу в течение часа в маршрутке или в автобусе очень сильно можно замерзнуть с ног до головы. Можно уточнить, вот температура в транспорте – в маршрутках и в общественном транспорте как-то контролируется? Бывает, зайдешь в маршрутку тепло, бывает холодно и также в автобусах. Это как-то контролируется или это на совести водителя, или от чего это зависит?

В.Г. Губер

Если судить о правилах перевозки пассажиров, то тот нормативный документ, согласно которому мы работаем, то температура в городском пассажирском транспорте как норматив не заложена. Заложен температурный норматив для междугородних и межмуниципальных перевозок, там, где нет остановок, где пол-автобуса сразу не открывается, там закладывается норматив. В городском – нет. Всегда считалось, и это было внутренним приказом Минтранса, что в автобусе должна быть плюсовая температура. В советское время это определялось внутренним приказом Минтранса. Но в тех автобусах, если вы помните, были две двери, а не три. Двери были уже, остановок было меньше. Вы, наверное, не помните. Откуда вы помните? Поверьте мне на слово, что раньше количество остановок было гораздо меньше. Автобус успевал от двигателя теплый воздух туда надуть и вроде он считался теплым автобусом. И пассажиров было столько, что воздуху холодному места не оставалось. И автобусы ЛАЗы считались очень теплыми.

Я, будучи студентом, с железнодорожного вокзала ездил всегда на «единичке», тогда маршрут был «единичка» – ж/д вокзал – Нефтезавод. К институту в общежитие ехал, всегда старался сзади сесть, на двигатель, там тепло было. Сейчас автобусы немножко другие. На стандартные автобусы идут две печки. Я только про салон говорю, не говорю еще про обдув стекол у водителя. Мы заказываем сейчас автобусы с четырьмя печками. Трамваи, троллейбусы – там вообще норматив для производителей очень маленький, мы ставим дополнительные печки. У меня даже есть письменные жалобы, что зачем вы так сильно нагреваете, мы живем в Сибири, вы хотите, чтобы я там раздевалась, потом опять одевалась, где у вас гардероб и так далее. Есть и такие возмущения. Поэтому мы стараемся, чтобы было тепло. Много жалоб приходят на температуру, они есть ежедневно – одна, максимум две жалобы на температуру в салоне. Как правило, это уже старые автобусы, Каросы, например, которые очень старенькие. Если не считать зелененьких ЛиАЗов, которые стандартные с двумя печками, но мы там третью поставили. На остальные автобусы жалоб пока на тепло больших нет. Ну, я думаю, мы живем в Сибири, если человек стоит на остановке и готовится к тому, чтобы стоять, а по городу двигаться в автобусе в любом случае теплее. Но мы стараемся, чтобы была плюсовая температура. Пар не идет, когда Вы едете?

«Город 55», Виктория Веллер

Бывает, что идет.

В.Г. Губер

Вот это плохо. Если пар не идет, значит плюсовая. Тогда будем с этими автобусами разбираться. Вы тогда на дежурную службу позвоните, скажите, пар идет. Мы его в линию выпускать не будем, пока не устраним. Значит там какие-то неполадки. А вообще большую температуру не создашь. Все еще зависит от маршрута. Если автобус хотя бы минут 5–7 двигается без остановки, без открывания дверей, то там какая-то температура создается. А если он через каждые 3 минуты все эти 6 створок открывает... Вот я нарушаю федеральные правила перевозок, рекомендую директорам, чтобы они дали указание водителям не открывать переднюю дверь во время мороза. Я нарушаю, потому что в правилах написано, что должны все двери открываться. Есть звонки, почему не открывают переднюю дверь, но их немного. Я думаю, что больше пользы будет не открывая переднюю дверь – хоть как-то тепло в салоне сохраним. А так все три двери открылись, сразу через весь автобус воздухом холодным всю температуру выдувало за раз – и опять нагревай.

Т.И. Андрюшина

Пожалуйста, еще вопросы. Радио «Сибирь».

Радио «Сибирь», Анна Травникова

Недавно муниципальное предприятие «Пассажир-сервис» получило возможность проводить диагностику автобусов на современном оборудовании. С каким интервалом будет проводиться диагностика? И какие результаты этих обследований уже есть? Спасибо.

В.Г. Губер

Я пытался разобраться, или вас дезинформировали, или вы, корреспонденты, что-то не поняли. В «Пассажир-сервисе» этот диагностический стенд и пост находятся уже лет семь. Мы его эксплуатируем с 2001 года. Производство фирмы «МАХА». И проводим два раза в год технический осмотр. «Разгонись, тормозни…» – помните? Техосмотр заключался в том, чтобы посмотреть как разогнался. Сотрудник ГАИ стоит, смотрит, – разогнался автобус, легковушка, по тормозам ударил, юзом пошел. Сколько юзит? Ага, левое колесо – три метра след от шины, правое – два метра. Ненормальные тормоза, должны быть одинаковые следы. Раньше так техосмотр проводился.

Сейчас вот это «МАХА», немецкое оборудование, которое в Германии уже много лет работает, но оно, конечно, у них уже усовершенствованное, мы брали его в начале 2000-х годов. Мы сейчас к нему докупили еще оборудование. Просто сейчас политика государства в целом по России такова – перейти от техосмотров, что ГАИ проводило, к техосмотрам коммерческих структур. В Европе проводят коммерческие структуры. Полиция там отношение к техосмотрам не имеет. Полиция только следит, чтобы был значок. Там на номерах, знаете, такие значки зелененькие экологические и синенькие с датой, когда водитель прошел техосмотр, до какого времени техосмотр у него действует. Вот полиция следит, чтоб на номере этом был значок. А коммерческие структуры или другие структуры проводят все эти осмотры. Есть там государственная структура, в которой проходит техосмотр спецтранспорт. Это пожарные машины, машины «Скорой помощи», автобусы. И есть коммерческая структура, которая может проводить техосмотр всему остальному транспорту. Государственная может проводить и этим остальным, а вот часть спецтехники только государственная структура, так называемая «ТЮФ». Помните такое выражение, если про Германию говорить. Есть еще там фирма «ДЕКРА», которая чисто коммерческая. «ТЮФ» – это государственная фирма. Но не полиция это проводит и не органы внутренних дел, а проводит структура.

Мы на конкурсе выиграли право проведения инструментального контроля всех автобусов в городе Омске. Не городского пассажирского, а все автобусы с этого года будут проходить, потому что сотрудники УВД признали, что наша база в «Пассажир-сервисе» лучшая, стенд лучший, приспособлен в пятом таксопарке. Их много, порядка 30–40 структур, которые сегодня пытаются проводить техосмотры. Вот чтобы получение бумажки о безопасности за деньги убрать, сейчас проводят конкурс, оставляют меньше количество структур, которые могут проводить технический осмотр. То, что мы там за последние годы докупили недостающую технику, это одно, но нормативы меняются. Изначально там были тормозные барабаны, чтобы проверять тормозную систему, изначально все это было электронное, с датчиками без проводов. Датчик подцепляется, сигнал передается на компьютер, все фиксируется, то есть, довольно современный уровень. Но кое-где там не хватало приборов, мы докупили. И впервые получили право проводить техосмотр всех, а свои автобусы – два раза в год, как положено по нормативам. Но если каждый автобус два раза в год проходит осмотр, это не значит, что больше его никто не смотрит. Его обязаны и смотрят ежедневно механики КПП, которые расписываются в путевке, что автобус исправен. А также проводится углубленная проверка два раза в год.

Я внятно разъяснил, чтобы такой ошибки не прозвучало, как я слышал где-то в прессе, что впервые в Омске открылось предприятие. Не впервые, оно функционирует давно.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

Еще не задали любимый вопрос про цену за проезд. 30 декабря РЭК принял новые тарифы, причем, даже для каждого пассажирского предприятия в отдельности. То есть, в принципе, вы можете цену поднять, но, как я понимаю, этим правом пока не воспользовались. И собираетесь или не собираетесь воспользоваться?

В.Г. Губер

Это общепринятая международная практика. Везде существует предельный тариф экономически обоснованный, вся Европа так работает. Но вы нигде не видели, чтобы проезд на одном маршруте один стоял, а на другом – другой. Проезд для пассажира – это одно понятие. А экономически обоснованный тариф, себестоимость перевозки одного пассажира – это другое понятие. Это понятие, которое к пассажиру лишь косвенно относится. Вы знаете, у нас и на 2009 год проект принимал тариф экономически обоснованный – 10 рублей 10 копеек. Сейчас предельный тариф выше. И сейчас он, действительно, по каждому предприятию свой. Почему? Потому что каждое предприятие имеет разные маршруты. Один и тот же автобус тратит в час определенное количество затрат, а пассажиров ездит разное количество. Невозможно сделать, чтобы… Ну, можно, конечно, сделать, но это уже не перевозки будут, а не знаю даже как назвать, если в ожидании пассажиров стоять автобус и ждать, когда он набьется, как ГАЗели стоят. Вот сядет 60–70% пассажиров – поеду, не сядет – не поеду. То есть тогда о расписании вообще говорить нечего. Поэтому, естественно, у всех разные себестоимости из-за того, что разные доходы. Где-то на одном маршруте больше по проездному ездят, на другом меньше. И много, много таких факторов, которые влияют на себестоимость конкретного маршрута и, соответственно, конкретного предприятия. Поэтому РЭК по своим экономическим нормативам все это посмотрела и для каждого предприятия установила предельный норматив на целый год с учетом садовых перевозок, которые более убыточные, и с учетом роста цен, которые даны российским правительством. То есть средний процесс инфляции тоже заложен: топливо вырастет, электроэнергия уже выросла и так далее; все должно сидеть в этом предельном тарифе, коэффициенты которого дало правительство.

Тариф сегодня, вы знаете, 9 рублей, и в этом году мы его повышать не планируем для населения. Я думаю, что на предельные тарифы ни одно предприятие не выйдет, потому что, кроме методики и расчетов, мы стараемся везде экономить, поэтому, я думаю, на предельный они не выйдут, но где-то близко будут. Вот эту разницу будем пытаться решать другими путями, через бюджет. У пассажирского транспорта ежемесячно есть прочие дополнительные доходы. Ну, в общем, это хорошая сумма. Это и ремонт легковых автомобилей, и стоянки и так далее. То есть, будем пользоваться своей базой, предоставлять услуги и брать деньги за другие дела. Я думаю, что эти позиции, плюс компенсация из бюджета позволит нам остаться в режиме 9 рублей для населения. Хотя, ради интереса, посмотрите: в Новосибирске муниципальный транспорт уже 12 рублей, частный – 16, и они собираются еще поднимать.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

У меня есть таблица по всей России. Тут как бы палка о двух концах. Я понимаю, сумма остается 9 рублей, но, тем не менее, это выпадающие доходы, которые бюджет компенсирует, и эта строчка расходов растет, которая могла быть потрачена на другие нужды.

В.Г. Губер

Могла бы. Но мы считаем, что для населения сегодня тариф повышать будет больно. Вы считаете, нет?

«Комсомольская правда», Роман Лендел

Ну, смотря как оценивать.

В.Г. Губер

Как подходить к этому вопросу?

Т.И. Андрюшина

Пожалуйста, еще вопрос. Один вопрос мы успеем задать.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

Я хотел уточнить. Вы вообще сами насколько часто пользуетесь городским транспортом? И если пользуетесь, то насколько часто, когда последний раз, и вообще какие впечатления?

В.Г. Губер

Я городским пассажирским транспортом пользуюсь по воскресеньям. В субботу у меня рабочий день, только в прессе не пишите, а то меня привлекут за нарушение Конституции. Шучу, конечно. А в воскресенье, когда появляются какие-то дела подальше, чем в пешеходной доступности от дома, конечно, пользуюсь транспортом городским.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

Ну и как?

В.Г. Губер

Нормально. Я просто знаю расписание. Я знаю во сколько мне надо сесть. Я вот в Новую Станицу ездил. Я знаю, во сколько с Лобкова уходит автобус, во сколько выходит с Новой Станицы. За 3 минуты, за 5 минут до подхода автобуса подъезжаю туда. По ул. Карла Маркса до Лобкова доехать – вопросов нет. Там подъезжаю под расписание, оттуда под расписание – вопросов нет, нормально.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

А кондукторы, пассажиры Вас узнают, какие-то вопросы задают?

В.Г. Губер

Пассажиры я не скажу, что узнают, а кондукторы по-разному. Было такое. Наблюдал в автобусе – кондуктор сидит, не обилечивает, потом, наверное, узнала, побежала. Но в основной массе или делают вид, что не узнают, что мне больше приятно, чем когда узнают, или просто честно работает и все. Были всякие случаи. Не без этого.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

Спасибо.

Т.И. Андрюшина

Спасибо, коллеги. Спасибо, Владимир Григорьевич.

В следующий понедельник приглашаем вас на пресс-конференцию Дениса Анатольевича Пеганского, директора департамента по делам молодежи, физической культуры и спорта.