Пресс-конференции

Пресс-конференция Евгения Фрезоргера 18.01.2010

Стенограмма пресс-конференции заместителя Мэра города Омска, директора департамента городской экономической политики Администрации города Омска Е.А. Фрезоргера

Т.И. Андрюшина

Уважаемые коллеги, начинаем работу. Ваш собеседник сегодня – Евгений Анатольевич Фрезоргер, заместитель Мэра города Омска, директора департамента городской экономической политики. Вы уже ознакомились с пресс-релизом, тема сегодняшней пресс-конференции – тарифы и цены в 2010 году. Думаю, Евгений Анатольевич, у Вас будет какое-то вступительное слово.

Е.А. Фрезоргер

А потом перейдем к вопросам?

Т.И. Андрюшина

А потом перейдем к вопросам.

Нашу просьбу вы знаете, она неизменна, – отключить сотовые телефоны, а, задавая вопросы, себя называть, свое издание, средство массовой информации, которое вы представляете. Пожалуйста.

Е.А. Фрезоргер

Добрый день, уважаемые коллеги. Сначала разрешите поздравить вас с прошедшими длинными новогодними праздниками. Я бы хотел прокомментировать наиболее проблемную тему. Она касается цен и тарифов, которые нас ждут в 2010 году, а также обсудить с вами ряд вопросов, решением которых мы активно занимались в конце минувшего года, чтобы вы, в свою очередь, поделились ими с жителями нашего города.

Начнем с тарифов на услуги жилищно-коммунального комплекса. В конце года, вы знаете, был принят ряд постановлений как на уровне субъекта, так и на уровне муниципалитета по утверждению тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Наверное, не секрет то, что у нас разделены полномочия между Администрацией города и РЭКом. Последними устанавливаются тарифы: электрическая, тепловая энергия, газ и предельные индексы для граждан. В свою очередь, в рамках своих полномочий Администрацией города Омска устанавливаются тарифы на водоснабжение, водоотведение, горячую воду, утилизацию твердых бытовых отходов и плату за содержание для граждан-нанимателей государственного муниципального жилого фонда. В соответствие с этими предельными индексами, которые были утверждены РЭКом, предельная оплата граждан за коммунальные услуги должна в текущем 2010 году составлять не более 125,5%, а плата граждан за жилое помещение – не более 120%.

Анализируя нынешнюю ситуацию по формированию доходов граждан, мэром была поставлена задача по ограничению темпов роста тарифов при максимальном сохранении надежности и качества снабжения соответствующих услуг. Мы вышли на следующие цифры: в среднем рост тарифов за коммунальные услуги по городу Омску составляет примерно 9,6%. Еще раз подчеркну – в среднем. Он делится следующим образом: по электрической энергии – порядка 9,6%, по тепловой энергии, в зависимости от тех или иных видов теплоисточников, – от 6 до 20%. Но в общей массе он составляет 6% по нашей ТГК-11: сжиженный и природный газ, в зависимости от поставщика, составляет от 3 до 6%; на холодную воду и водоотведение приходится порядка 9%, на горячую воду – 10%.

Плата за содержание и текущий ремонт помещения для граждан-нанимателей в 2009 году тоже разделена по видам благоустройства и теперь составляет примерно от 2,5% до 9,8% по сравнению с прошлым годом. Еще раз подчеркну, что эта плата установлена только для граждан-нанимателей, потому что, как вы знаете, собственники жилых помещений многоквартирных домов обязаны согласно закону принимать решения самостоятельно.

Открытым остается вопрос для нас наболевший, который стоит на повестке, наверное, уже 2 года, – это освещение мест общего пользования. Надо сказать, что по состоянию на сегодняшний день проблема еще решения своего как такового в полном объеме не нашла. Основная проблематика здесь видится во взаимоотношениях, которые сейчас сформировались между Энергосбытом и управляющими компаниями. Необходимо отметить, что не все, к сожалению, управляющие компании выполняют требования Жилищного кодекса в части предоставления коммунальных услуг для граждан, являющихся собственниками помещений многоквартирных домов, которые они обслуживают. Вследствие недостаточного взаимопонимания между управляющими компаниями и Энергосбытом возникает ряд вопросов.

На сегодняшний день не исключена еще такая составляющая, как начисление платы за места общего пользования по так называемому прогнозному методу начисления, а не по факту, как того требует федеральное законодательство. Мы сейчас ведем довольно активные переговоры с управляющими компаниями, с Энергосбытом. Энергосбыту поставлены достаточно жесткие условия в этой части. В случае если прогнозный метод начисления в ближайшее время у нас не будет стопроцентно исключен, как этого требует закон, мы будем рекомендовать тем собственникам квартир, где начисления производятся по методу, несоответствующему федеральному законодательству, не оплачивать данную услугу. Поэтому сейчас тут ведется выработка решений, и у нас в ближайшее время на очередном комитете Омского городского Совета стоит задача – рассмотреть вопрос о выполнении тех рекомендаций, которые в прошлом году совместно с депутатским корпусом мы принимали для Энергосбыта и для управляющих компаний. Поэтому, я думаю, в первом квартале нынешнего года мы поставим достаточно жесткие требования в этой части, чтобы жители нашего города платили за фактическое потребление, а не за приблизительный прогноз потребления услуги, которую, на самом деле, они не потребляют.

Здесь необходимо также отметить и еще один вопрос, он уже подлежал обсуждению. Этот вопрос напрямую связан с недавно принятым законом по энергосбережению. Речь идет об изменении наших нормативов потребления за услуги электроэнергии.

В течение прошлого года к нам в Администрацию города Омска был направлен ряд обращений от жителей города Омска по корректировке нормативов потребления. Связано это, в первую очередь, опять же с начислением платы за места общего пользования. Если вы помните, там начисление платы за освещение мест общего пользования производится пропорционально объему потребления. Если начисления собственнику производятся по нормативу, то, к сожалению, расчет этой платы за освещение мест общего пользования становится минимальным, а вся нагрузка ложится на тех добросовестных, порядочных плательщиков, которые платят на основании приборов учета. Поэтому в этой части были выработаны предложения по корректировке нормативов потребления для того, чтобы как-то стимулировать установку счетчиков, и направлены в Правительство Омской области.

Так, можно привести пример, у нас ежегодно по городу Омску устанавливаются порядка 10 тысяч счетчиков, из них 3 тысячи счетчиков, к сожалению, пропадают, ломаются. Зачастую, когда приходят специалисты энергетических организаций, счетчики бывают просто разбиты. И, как правило, нельзя исключить такой факт, что иногда это делается самими собственниками для того, чтобы просто перейти по факту на норматив. Поэтому мы обратились с предложением к Правительству Омской области по корректировке показателя этого норматива в сторону увеличения, для того чтобы все-таки те добросовестные, добропорядочные плательщики, которые платят, были на равных условиях с теми, кто платит по нормативу.

В частности, федеральный закон определил, что в течение ближайших лет в обязательном порядке должны быть везде установлены соответствующие приборы учета. Это регламентировано тем федеральным законом об энергосбережении, который был в прошлом году. В этой части мы создали у себя под руководством Виктора Филипповича соответствующую рабочую группу. Ее задачей мы поставили и определили до 1 августа разработать единую муниципальную программу по энергосбережению, в которой прописать практически все направления по энергосбережению, начиная с освещения улиц, оборудования приборами учета жилого фонда, муниципальных учреждений и МУПов, то есть все, что касается наших полномочий.

В качестве новшества можно отметить то, что уже принято соответствующее решение мэра о том, что с 1 февраля 2010 года всем муниципальным учреждениям, структурам Администрации города Омска прекратить приобретение электрических ламп накаливания и переходить на поэтапное приобретение энергосберегающих ламп. Такое решение уже будет действовать с 1 февраля. На наш взгляд, оно позволит не только выполнять требования закона, но и провести ряд функций, которые дадут возможность сократить расходы бюджета на оплату энергетических ресурсов. Также имеется соответствующее постановление мэра о том, что по всем бюджетным организациям необходимо проводить сокращение расходов бюджета на оплату тех энергетических ресурсов, которые они потребляют. Составлять оно будет не менее 3% ежегодно в течение 5 лет. То есть в течение 5 лет сокращение потребления энергоресурсов составит не менее 15%. Возможно, эта цифра увеличится.

Кроме того, в этом году планируется в полном объеме закончить установку всех приборов учета во всех муниципальных учреждениях и организациях. И в этом году мы также планируем принять решение об определении энергосервисной организации, как того требует опять же федеральное законодательство. Проведение всех энергетических обследований на объектах всей муниципальной собственности мы планируем сделать в течение ближайших двух лет. Вот такой достаточно обширный перечень мероприятий по энергосбережению нам предстоит в течение этого года реализовать. Это является, кстати, одним из требований для получения средств за счет федерального бюджета на поддержку реформирования жилищно-коммунального комплекса, в первую очередь, это капитальный ремонт жилого фонда, расселение ветхого аварийного жилья. Поэтому в любом случае эту работу мы в этом году будем проводить.

Хотелось бы немного остановиться на вопросах, связанных с нашими муниципальными услугами. У нас в этом году была создана решением мэра города Омска, рабочая группа по проведению административной реформы. Задача, которая была поставлена Виктором Филипповичем, такова – обеспечить повышение качества и доступности всех муниципальных услуг для всех потенциальных потребителей. В рамках этого мы уже сейчас сформировали и определили единый перечень всех муниципальных услуг. Федеральным законом был определен федеральный перечень муниципальных услуг. Сейчас мы приводим их в полное соответствие по своей структуре и по своему наименованию.

В настоящее время в рамках рабочей группы, которую мы определили, начинается рассмотрение регламентов по каждой услуге, которую разрабатывает соответствующее структурное подразделение. Срок окончательной разработки данных регламентов определен – до 1 апреля 2010 года. Обязательным условием при разработке этих регламентов было то, что в состав нашей рабочей группы мы включили представителей общественных организаций: предпринимательского сообщества, комитетов территориального общественного самоуправления, для того чтобы максимально обеспечить наибольшую публичность и обсуждение при принятии этих регламентов для того, чтобы они были максимально эффективны. В настоящее время мы вместе с Правительством Омской области прорабатываем вопрос о создании единой операционной системы, которая будет вывешиваться в Интернете, и в которой будет формироваться весь перечень, реестр муниципальных услуг, которые можно будет получить.

Продолжая вопрос о ценах, мне хотелось бы остановиться на вопросе, который мы на прошлой неделе на прошедшем у нас мероприятия уже обсуждали. Если вы помните, у нас в прошлый четверг состоялось несколько расширенное заседание нашей рабочей группы по реализации 271 закона, который мы немножко трансформировали с принятием закона о государственном регулировании торговой деятельности. Туда были включены представители торговых сетей, оптовики, представители наших местных производителей. Мы договорились о неком формате взаимодействия в рамках постоянно действующей рабочей группы, о создании и разработке уже в текущем году программы развития торговли в городе Омске, выработке совместных с бизнес-сообществом предложений по схеме размещения временных объектов торговли. Им предлагалось предоставить, в первую очередь, в Правительство Омской области предложения по нормативам обеспеченности торговыми площадями в городе Омске, как того требует федеральное законодательство.

Также в рамках рабочей группы мы проводим постоянный мониторинг по составляющей цены на основные значимые продукты питания. Напомню, что у нас на прошлой неделе с Союзом организации торговли, сетями «Астор» и «Холидей» был подписан меморандум сдерживания цен и минимизации торговой надбавки на ряд продуктов питания. По итогам нашего совещания в ближайшее время планируется подписание аналогичного меморандума, то есть к этому меморандуму присоединятся еще несколько сетей – «АллаДин», «Килограмм» и гипермаркет «Ашан». Это что касается вопроса нашей ценовой позиции.

Продолжая тему по потребительскому рынку, также хотелось бы отметить, что в конце 2009 года был принят ряд нормативных документов, регулирующих продажи алкоголя на территории города Омска. Они были приняты в соответствии с теми изменениями, которые прошли в региональном законодательстве в ноябре 2009 года. Было внесено соответствующее изменение в закон Омской области о государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории нашего региона. В соответствии с ним муниципалитету был передан ряд полномочий по упорядочению торговли алкогольной продукции.

Постановлением от 25 декабря была определена прилегающая территория к объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15%. Прилегающие территории определяются в настоящее время путем установления расстояния 50 метров по кратчайшей пешеходности и доступности до входа в объект, предназначенный для приема посетителей. Ранее, напомню, тут проходила привязка к границам земельного участка. И, к сожалению, ввиду не очень точной корректности федерального законодательства, возникал ряд проблем, когда уже действующие гипермаркеты и супермаркеты, имеющие ранее соответствующую лицензию на торговлю алкогольной продукцией, эту лицензию впоследствии не могли получить, вследствие того, что рядом с ними в этом же здании открывался, к примеру, стоматологический кабинет. Де-факто, для того, чтобы раньше закрыть или ограничить любой супермаркет в продаже алкогольной продукции можно было в этом же здании открыть, например, стоматологический кабинет или курсы повышения квалификации. Формально это являлось поводом для лишения лицензии соответствующего супермаркета.

В настоящее время данным постановлением мы отрегулировали эту ситуацию и считаем, что с принятием данного постановления у нас несколько разрешится данная проблематика, и позволит в ближайшее время Министерству экономики Омской области, которое является государственным органом, выдающим лицензию на продажу алкогольной продукции, уже в полной мере реализовывать свои полномочия, исключив данную проблему.

Следующим постановлением, которое мне хотелось бы тоже отметить, является постановление мэра города, подписанное в конце прошлого года, в котором были определены места общественного питания. Оперевшись на полномочия, данные нам федеральным законом, согласно которому определены места, где не разрешается розничная продажа пива и напитков, изготовляемых на его основе, озвучу их перечень. В первую очередь в эту группу попали все здания непосредственно занимаемые и используемые детскими образовательными и медицинскими организациями вне зависимости от их формы собственности, а также все физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, в том числе все футбольные поля, теннисные корты, бассейны, спортзалы и так далее, и территории в границах земельных участков, на которых расположены вышеназванные объекты.

И третье постановление, на котором мне хотелось бы также остановиться. Это постановление, принятое в целях защиты общественной нравственности и охраны здоровья. У нас в течение последних лет достаточно много обращений поступало в Администрацию города Омска по ограничению продажи, в первую очередь, в ларьках и временных торговых сооружениях пива, напитков, изготовляемых на его основе, а также табачных изделий вблизи всех образовательных учреждений. Поэтому соответствующим постановлением мэра города тоже в конце декабря у нас было принято, точнее рекомендовано всем хозяйствующим и торговым субъектам не реализовывать пиво и табачные изделия на расстоянии менее 200 метров до главного входа в образовательные учреждения всех типов вне зависимости от формы собственности. Это детские сады, школы, заведения среднего профессионального образования, вузы, которые располагаются на территории города.

И в заключение хотелось бы сказать несколько слов о такой обсуждаемой и насыщенной теме как муниципальный заказ. Мы в полной мере вошли в требования 94-ФЗ, что повлекло за собой достаточно положительные, как нам кажется, результаты, хотя при этом ряд проблем, конечно, остался. В первую очередь, мы достигли наибольшего, на наш взгляд, показателя открытости проведения муниципальных торгов. В целом за 2009 год у нас состоялось размещение муниципального заказа стоимостью более 4 миллиардов; из них примерно более половины было проведено путем открытых аукционов и конкурсов, аукционов в электронной форме. В последнее время мы стали уходить от процедуры проведения запросов котировок, так как, на наш взгляд, это наименее результативная форма, доля от торгов которой дает наименьшую экономию бюджетных средств. По предварительной оценке, за 2009 год экономия составила порядка 174 миллионов рублей. Если сравнивать с проведением муниципального заказа в 2008 году, то она составляла порядка 155 миллионов рублей. Мы планируем в дальнейшем все-таки делать упор именно на уход от всех форм размещения типа «запрос котировок». Начиная с этого года мы делаем упор на единственного исполнителя и максимальную долю открытых аукционов и аукционов в электронной форме, что позволяет, на наш взгляд, принять в данном процессе участие большему количеству участников.

С вашего позволения я комментарии свои закончу и готов ответить на ваши вопросы. Спасибо.

Т.И. Андрюшина

Пожалуйста, кто начнет, коллеги? Думаю, тема весьма интересная и будет масса вопросов. Пожалуйста, «Комсомольская правда».

«Комсомольская правда», Роман Лендел

Евгений Анатольевич, вопрос по ЖКХ, по вывозу и захоронению мусора. Насколько я знаю, в этом году там предстоят изменения по тарифу.

Е.А. Фрезоргер

Тут складывается отдельная ситуация. Как таковых изменений не произошло. У нас, начиная с 2010 года, были утверждены, как требует федеральное законодательство, тарифы на утилизацию твердых бытовых отходов. Но, необходимо отметить, что данный тариф отдельно жителями не уплачивается, а входит в состав тарифа на содержание и текущий ремонт жилья. Причем, объем этого тарифа полным рублем заложен в тариф для содержания текущего жилья и жилья для нанимателей. Ряд управляющих компаний в начале 2010 года пытались в совершенно несоответствующем федеральному законодательству порядке выставить этот тариф отдельно. Мы провели совещание с ними, предъявили к ним достаточно жесткие требования. Поэтому на сегодняшний день эта проблема в полном объеме снята. И еще раз подчеркну, отдельно этот тариф нашим жителям не выставляется и в отдельном виде, отдельной строчкой ими не уплачивается.

Т.И. Андрюшина

Пожалуйста, следующий вопрос, ГТРК «Иртыш».

ГТРК «Иртыш», Галина Журова

У меня вопрос по торговым надбавкам, точнее по их порогу. Чтобы было абсолютно понятно омичам, поясните, в каких магазинах уже сегодня эти предельные надбавки будут действовать. К таким магазина, как я поняла, относятся магазины сети «Астор», какие еще?

Е.А. Фрезоргер

К таким магазинам уже сейчас можно отнести «Холидей», «Наш магазин», как вы правильно сказали, достигнута договоренность с «Астором». С ближайшего времени, если будет подписан соответствующий меморандум, как уже заявили в устном порядке и планируют буквально на этой неделе подписание соответствующего присоединения к меморандуму, это будут магазины «Аладдин», «Килограмм» и «Ашан». Торговая надбавка в этих сетевых магазинах не будет превышать тот уровень, который назначен. Кроме того, мы рассматриваем предложения, которые поступили сейчас от торговых сетей, у нас совместно с ними прорабатываются вопросы о расширении перечня продукции, которая входит в меморандум. Не только хлеб и молочные продукты, но также и другие продукты первой необходимости: картофель, какие-то овощные продукты, ряд других продуктов. В ближайшее время мы тоже это озвучим.

«Вечерний Омск», Евгения Карасева

Евгений Анатольевич, мой вопрос прозвучит в дополнение к вопросу коллеги по перечню социально значимых продуктов. Поясните, пожалуйста, такой момент. Речь идет, к примеру, об ограничении торговой надбавки молока жирностью 2,5%. То есть в сети на все молоко жирностью 2,5% будет определенная торговая надбавка не больше 10%, да? Или идет речь о продукте конкретной марки и конкретного производителя? О чем именно идет речь?

Е.А. Фрезоргер

В первую очередь, мы ставили упор на продукцию, которая выпускается нашими омскими производителями. Вот пример: допустим, растительное масло или молоко обычно из Европы к нам не возят. Взять, скажем, растительное масло. Его можно получать из омского и каких-то ближайших к нам регионов, либо можно возить, к примеру, из Германии или еще откуда-то, где оно, в более дорогой и красивой упаковке, уже рассчитано на более высокоориентированного потребителя. Конечно, о таком дорогом масле мы речь не ведем, и не будем ограничивать надбавку в размере 10%. В первую очередь, мы ориентированы на продукцию, рассчитанную на среднего потребителя. Это продукция, которая производится нашими омскими предприятиями, допустим, та же самая продукция фирмы «Манрос», которая выставляется нами. Мы в этом плане проработали вопросы совместно с Министерством сельского хозяйства, совместно с «Манросом» по поводу формирования той отпускной цены, которая уходит от производителя, в первую очередь, к оптовику и уже в дальнейшем к сетям. Здесь, на наш взгляд, Правительству Омской области удалось найти некий дисбаланс, начиная от приобретения молока у наших сельских производителей, которое составляет сейчас в районе примерно 11–12 рублей за литр. И с выходом на конечную цену к потребителю, которая по всем стадиям распределяется и содержит минимальный уровень, который необходим для развития производства, для того, чтобы предприятие более-менее крепко и стабильно стояло на ногах.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

Евгений Анатольевич, такой вопрос. Понятно, что в убыток работать никто не хочет, а не получится так, что за это удовольствие – социально значимые продукты, которые приобретают, в принципе, граждане не с самым высоким достатком, будут расплачиваться покупатели с более толстым кошельком? Поясню, что я имею в виду. Условно говоря, на молоко сетевики цены придержат, а на какие-нибудь йогурты – поднимут, чтобы вот эту самую разницу отыграть. Скажем, с тем же хлебопеком я общался не для печати. Хлеб массовых сортов тоже имеет определенное ограничение. Но он мне говорит: «Я на булочках отыграюсь за то, что там недополучил».

Е.А. Фрезоргер

Давайте немножко подробнее остановлюсь на этой ситуации. Первое, муниципалитет не имеет прав в приказном порядке ограничить какой-то рост надбавки. Мы четко должны с вами это понимать. И это достаточно жестко определено федеральным законодательством. Мы можем пойти только по пути выработки каких-то совместных предложений с нашим бизнес-сообществом для того, чтобы отрегулировать данную позицию, решить, в чем мы договорились с нашими сетями, увидеть, в чем видят плюс они, а в чем видим плюс мы.

Наверное, ни для кого нет секрета в том, что в связи с теми негативными явлениями, которые проходили недавно в кризисной экономике, оборот по ряду торговых сетей значительно снизился, по отдельным частям – от 15 до 40%. Поэтому в настоящее время многие сети борются за каждого покупателя, который потенциально им интересен. И мы, в принципе, договорились о том, что если сеть будет держать минимальные цены или минимальные торговые надбавки на тот, скажем, основной минимально необходимый перечень продуктов питания, то мы готовы через свои средства информации доносить до жителей нашего города, что в этих сетях, в этих магазинах есть минимальная цена и по этой минимальной цене они могут приобрести эту продукцию. То есть, по сути своей, для сетей это выгодно тем, что мы помогаем им привлекать дополнительно каких-то покупателей. И говорить о том, что сетям это будет в убыток, я бы, наверное, не стал. Сейчас достаточно жесткая конкуренция, и торговые надбавки сейчас по многим продуктам минимизируются. Поднимет одна какая-то сеть цены на йогурты, кефир, еще на какие-то вещи – потеряет, соответственно, свою долю покупателей. Поэтому, я думаю, что это обоюдно интересное решение как для торговых сетей, так и для наших жителей, которые смогут приобретать несколько дешевле продукты питания.

РИА «Омск-информ», Николай Шпак

Евгений Анатольевич, а какой статус у этого меморандума? Насколько он обязателен для исполнения торговыми сетями? И второй момент. Насколько перспективен перечень продуктов, которые будут в него входить? Какие еще продукты смогут в него войти в будущем?

Е.А. Фрезоргер

Я уже отметил, что мы не можем в приказном порядке кому-то сказать – «будет такая-то цена и все», потому что все-таки есть федеральное законодательство, есть рынок. Это, что касается обязательности. Еще раз подчеркну, что мы готовы говорить о тех сетях, которые согласились держать минимальную торговую надбавку. Соответственно, если в сеть идут более высокие надбавки, а такие сети у нас в городе Омске есть, то … Я не говорю о том, что мы будем рекомендовать населению не покупать у них, мы просто вообще о них не будем говорить. Только о тех сетях, которые держат минимальную цену, да и жителям, наверное, будет, в первую очередь, интересно узнать, где можно купить продукцию по минимальной цене, а не наоборот.

По расширению перечня мы договорились с торговыми сетями, сейчас есть ряд наших совместных предложений по введению еще ряда дополнительных наборов продуктов. В настоящее время мы просто ищем компромисс в части формирования этого перечня и формирования той торговой надбавки, которая есть, обсуждаем с мощными сетями, потому что, надо сказать, что во всех сетях цены на разные группы товаров колеблются. Это и макаронные изделия каких-то основных массовых сортов, плодоовощная продукция, которая реализуется. Поэтому мы сейчас обсуждаем именно этот перечень, именно те категории, уровень и торговую надбавку, которые предполагаются. Я думаю, что до конца января это решение у нас будет – совместное решение с торговыми сетями. А когда оно будет найдено, пройдет наше обоюдное совместное согласование, тогда мы сможем объявить и вам, и жителям нашего города об изменении этого перечня в части расширения.

РИА «Омск-информ», Николай Шпак

Позвольте, я еще добавлю. Скажите, а вот если, условно говоря, какая-то сеть в рамках меморандума нарушает принятую торговую надбавку, какие-то санкции предусмотрены или нет?

Е.А. Фрезоргер

Санкций никаких не предусмотрено. Мы просто встанем и скажем, что данная сеть не выдержала ту торговую надбавку, которую мы определили и которая действует сегодня. Потом мы порекомендуем тем людям, которые заинтересованы в минимальной цене, приобретать продукцию в тех сетях, которые выдерживают эту торговую надбавку. А уже решение о том, где покупать лучше, остается за каждым потребителем, это индивидуально.

РИА «Омск-информ», Николай Шпак

То есть, если закольцовывать, то это некое джентльменское соглашение?

Е.А. Фрезоргер

Некое джентльменское соглашение в первую очередь.

Т.И. Андрюшина

Пожалуйста, еще вопросы. По другим темам.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

Хотел уточнить вопрос, касающийся запрета на продажу пива. Тут написано о том, что он распространяется на организации независимо от их организационно-правовой формы. Если я правильно понимаю, то, к примеру, если здание находится в областной собственности, оно под действие этого закона все равно подпадает? Вот, например, ТЮЗ, который находится в областной собственности. В том году к нам обращались читатели, которые сообщали, что там находилось кафе, где продавали пиво. И решить вопрос о запрете его продажи, к сожалению, не удалось. Я уже не говорю про «Арену-Омск», которая, по-моему, вообще ни под какие законы у нас не попадает. Хотя по федеральному закону в спортивных учреждениях, насколько я знаю, пиво нельзя продавать.

Е.А. Фрезоргер

В декабре у нас это решение было принято. Мы сейчас проводим работу, отстыковываем все, выявляем дислокацию этих мест общественного питания, где идет нарушение данного требования, проводим с ними работу либо по закрытию этих мест, либо по исключению из их ассортимента пива и напитков, изготовляемых на его основе. В случае, если организации не будут делать это в добровольном порядке, то есть судебные органы, в которые мы готовы пойти и пойдем для того, чтобы отстоять требования закона. Тут необходимо отметить следующее. Конечно, бесспорным и гладким решение всех вот этих трех постановлений, о которых мы говорили, не назовешь. Разумеется, там в той или иной мере они затрагивают чьи-то интересы. И, в первую очередь, мы достаточно плотно с ними обсуждали все эти три постановления с нашими общественными организациями и с торговыми сетями. Мы приняли совместное решение, в котором попытались найти некий дисбаланс, который позволял бы и не ограничивать достаточно жестко бизнес в части его развития, но и соблюсти минимально необходимые требования законодательства в части, где речь идет о защите граждан и об охране общественной нравственности. Поэтому вопросы, конечно, и обсуждения этого постановления будут, это бесспорно. Но, на наш взгляд, это будет неким компромиссом, который позволит нам найти золотую середину, если можно так сказать.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

Вы сказали, что уже формируется какой-то список. Много таких учреждений Вы выявили?

Е.А. Фрезоргер

Ну, я бы, наверное, не стал пока публично озвучивать, в каких учреждениях точки будут закрываться, потому что сейчас идет процесс переговоров с каждым из них. Надо сказать, такие учреждения есть в городе Омске, мы сейчас ведем с ними достаточно плодотворную работу. Уже отрабатываются некоторые мероприятия по исключению учреждениями из своего ассортимента пива и напитков; это, как правило, будет везде, потому что мало, кто захочет пойти на полное закрытие. У некоторых, возможно, еще существуют какие-то мысли, внутренние надежды, что им удастся спустить это с рук. Но, я думаю, что в течение первого квартала 2010 года этот вопрос будет закрыт и на нем будет поставлена точка.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

И в продолжение темы, на счет 200 метров от торговой точки, где продается спиртное до образовательного учреждения. Понятно, что такая норма рекомендована. Я вспомнил даже университет, в котором учился… Но 200 метров – это достаточно продолжительная территория, и если магазинчики, киоски и ларьки откажутся от продажи табака и алкоголя, то они, по-моему, просто умрут. Хотя понятно, что поборникам морали хотелось бы, чтобы они не торговали рядом с учебными заведениями, но если об экономике говорить, по-моему, это просто не совсем реально, в частности, возле вузов, по крайней мере.

Е.А. Фрезоргер

Мы должны принципиально определиться, что нам надо. Ну, давайте тогда разрешим продавать пиво, водку в зданиях школ и училищ, чтобы, как говориться, еще больше бизнес развивать, чтобы бизнесмены еще больше денег зарабатывали. Тут должна быть, на наш взгляд, здравая логика. Есть вещи, в пределах которых можно говорить, а есть вещи, в пределах которых нельзя говорить. И потому мы выразили данным рекомендательным документом свое мнение по этому вопросу. И пытаемся с нашим омским бизнесом идти на этот компромисс и найти его.

Нельзя сказать о том, что все организации, которые находятся в радиусе меньше 200 метров, все они категорически примут этот документ, как руководство к действию. Есть те, которые уже услышали нас и идут навстречу данному решению. Есть те, у которых сомнения, что тоже бесспорно. Не все хотят расставаться со своей долею прибыли, в первую очередь, это временные павильоны, ларьки, которые, в основном, расположены на пути движения учащихся и студентов из школ и училищ. Такие вот вещи. Где-то есть места, в которых, вероятно, не исключена продажа пива на розлив. Но это надо, на наш взгляд, в корне пресекать, такие точки не должны находиться рядом с образовательным учреждением. Поэтому, я думаю, что это решение все-таки найдет свое воплощение на территории города.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

Кстати, есть прецедент, судебное решение по супермаркету «Петроль», где, по-моему, суд запретил продажу табачной продукции, потому что он находится напротив корпуса СибАДИ.

Е.А. Фрезоргер

Прецеденты есть, поэтому, если где-то не будет выполняться наше решение, мы не исключаем его применение с помощью судебных органов.

«Вечерний Омск», Евгения Карасева

Евгений Анатольевич, у меня вопрос косвенно относится к нашей теме. На прошлой неделе стало известно о том, что компания «Омскэнергосбыт» сменила владельца. Могли бы Вы прокомментировать эту ситуацию, в частности, как это отразится на Ваш взгляд на потребителях услуг компании и на тарифах для Омского региона?

Е.А. Фрезоргер

Ну, я бы, наверное, не стал говорить о том, что в связи со сменой владельца коренным образом меняются какие-то тарифы Энергосбыта. Энергосбыт является гарантирующим поставщиком, и все тарифы регулируются Региональной энергетической комиссией, которая вне зависимости от собственника основываются только на тех экономически необходимых требованиях, которые определены федеральным законодательством и вне зависимости, подчеркну, от того, кто является или будет являться впредь собственником данной компании.

У нас есть ряд требований к ней, в которых были и остались неизменными, я их озвучивал, требования относительно освещения мест общего пользования. Если новый собственник примет и будет исполнять в полном объеме федеральное законодательство, значит, мы будем с ними дружить, у нас всегда будут с ними теплые дружеские отношения. Если компания вне зависимости от собственника не будет исполнять требования федерального законодательства, я думаю, что у нас будут складываться очень сложные отношения, а мы найдем все силы, чтобы заставить эту компанию исполнять те требования, которые положено исполнять по закону. Потому, на наш взгляд, принимать решение о том, что каким-то коренным образом изменится политика компании рано. Функционал, руководство компании остались те же самые, в Омске, по крайней мере. Поэтому, наверное, коренных изменений в ближайшее время мы пока не предвидим.

Т.И. Андрюшина

Еще, пожалуйста, вопросы.

«Город 55»

Можно уточнить, в каком году будет создана группа по административной реформе и какой эффект Вы ожидаете?

Е.А. Фрезоргер

Я вам уже говорил, что в этом, наступившем, году. У нас мэром было подписано соответствующее решение о создании, так называемой, комиссии по административной реформе, в задачи которой мы заложили максимально обеспечить повышение качества и доступности всех муниципальных услуг, которые оказываются всеми структурными подразделениями муниципалитета для всех кругов, любого жителя и любого гражданин нашего города. В настоящее время мы заканчиваем уточнение единого перечня муниципальных услуг. Чтобы было проще понять, поясню.

У нас в каждом муниципалитете до недавнего времени был свой перечень муниципальных услуг и в настоящее время в соответствии с федеральным законом, который был принят на уровне Федерации, он определен единым для всех муниципалитетов. Мы сейчас упорядочиваем данный перечень, некоторые услуги объединяем, некоторые наоборот разделяем, определяем формат их предоставления с выработкой четкого и понятного регламента, который был бы размещен в доступном месте, чтобы вы или любой другой, как потенциальный потребитель данной услуги, мог обратиться к нему и прочитать. Будь то, не знаю, предоставление земельных участков, получение какой-то справки, получение какой-то информации. Должно быть четко и ясно прописано, куда вам обращаться, в какое место, в течение какого времени вам будет предоставлена услуга. Потому что, на наш взгляд, хоть сейчас это тоже регламентировано теми или иными федеральными, региональными, муниципальными документами, проблема на сегодняшний день, в так называемом, бюрократизме, она еще, к сожалению, вынужден констатировать как факт, существует.

Для максимального искоренения этого явления, для максимального придания открытости, прозрачности мы планируем, что до 1 апреля текущего года мы закончим формирование всех регламентов предоставления муниципальных услуг, которые пройдут общественную экспертизу, с привлечением общественных организаций, будут опубликованы в средствах массовой информации для проведения общественной экспертизы. Это и печатные СМИ, это и наш, безусловно, официальный сайт Администрации города Омска. И уже после проведения общественной экспертизы они будут приняты и утверждены для дальнейшего использования. И, кроме того, как я уже сказал, мы планируем с Правительством Омской области определить единую операционную систему, как того требует опять же федеральное законодательство, в которой будет висеть весь реестр муниципальных услуг и ряд муниципальных услуг можно будет получить именно через электронные средства массовой информации, то есть через Интернет.

Т.И. Андрюшина

Пожалуйста, еще вопросы.

ГТРК «Иртыш», Юлия Лизунова

Евгений Анатольевич, скажите, пожалуйста, у меня вопрос по тарифам. Как выглядит в этом отношении Омск на фоне своих соседей – Новосибирска, Барнаула и так других городов? В Омске 9,6%, а в других городах как?

Е.А. Фрезоргер

Мы провели аналитику по всем другим ближайшим субъектам. Но прежде необходимо отметить, что тарифы устанавливаются не в зависимости от того, какими они являются в других городах, а в зависимости от той экономически обоснованной необходимости, которая есть. В среднем мы находимся на уровне ниже среднего, если брать все тарифы по Сибирскому Федеральному округу, средний размер тарифов по Омской области чуть-чуть ниже среднего. А по размеру тарифов на содержание и текущий ремонт, у нас, практически, самые минимальные тарифы.

Есть у нас, к сожалению, проблематика по тарифу на водоснабжение. Напомню, в чем она заключается. Если вы помните, наверное, года три назад началось обсуждение тарифа. Начиная с 2005 года, если я не ошибаюсь, у нас был утвержден некий график выхода из перекрестного субсидирования по воде. Напомню, перекрестное субсидирование – это когда за счет тарифов предприятий тарифы для населения значительно субсидируются. Согласно федеральному законодательству, до 1 января 2011 года мы обязаны уйти от перекрестного субсидирования. К сожалению, здесь у нас проблема пока остается и у нас тарифы для прочих организаций выше, чем тарифы для населения. У нас есть еще год для исполнения закона. То есть с 1 января 2011 года такое решение по действующему законодательству должно быть принято. Мы сейчас вышли с инициативой на уровень Федерации по продлению данного срока, так как считаем, что если с 1 января 2011 года уровнять тарифы для населения и для организаций в полном объеме, то произойдет значительный рост тарифов для населения – порядка 30–38%. С 1 января 2011 года это будет очень большая цифра. Поэтому мы инициируем вопрос на уровне Федерации о продлении данного срока, чтобы мы могли в течение 2–3 лет поэтапно, пошагово пройти эту планку.

«Бизнес-курс», Наталья Коробова

Евгений Анатольевич, вопрос по другой теме. Вы располагаете информацией, сколько предпринимателей в 2009 году воспользовались правом льготной приватизации по 159-му Федеральному закону?

Е.А. Фрезоргер

Да, у нас есть такая информация. Мы достаточно активно работаем в этом плане с департаментом имущественных отношений. Вначале, после принятия этого закона, был ряд достаточно серьезных проблемных моментов, связанных, в первую очередь, с противоречиями федерального законодательства – когда был принят 159-й Закон, одновременно действовали другие законы, которые запрещали без конкурса проводить приватизацию.

Мы неоднократно обращались и на уровне федеральных органов власти, и мэр в своем выступлении по антикризисным мерам на Госсовете в Астрахани предлагал такие изменения для Владимира Владимировича Путина. Ряд изменений были услышаны и приняты уже на уровне Федерации. У нас было порядка 70 обращений, 80% из них были удовлетворены в полном объеме.

На сегодняшний день те предприниматели, которые обратились и которые соответствовали требованиям федерального законодательства, свои помещения уже выкупили. Кроме того, для того, чтобы облегчить для предпринимателей эту процедуру, сделать ее несколько проще, мы договорились с рядом банков. В прошлом году в конце ноября или в начале декабря мы подписали очередное соглашение со Сбербанком. Мы проработали несколько вариантов. Аналогичные соглашения по кредитованию организаций малого и среднего бизнеса, по выкупу муниципального имущества, находящегося у них в аренде более трех лет, которое попадает под требования данного федерального закона, мы подписываем еще с двумя банками, пока не буду называть их, в ближайшее время они тоже будут озвучены. Поэтому в ближайшее время мы расширим перечень банков, что позволит, на наш взгляд, еще более стимулировать предприятия малого и среднего бизнеса, выкуп помещений.

Т.И. Андрюшина

Пожалуйста, еще вопросы.

Вопрос из зала

Позвольте вернуться к теме электросбережения. Вы назвали цифру – сокращение расходов составило 15% за 5 лет. Вы могли бы привести в ценах текущего года, сколько даст сокращение расходов и какие финансовые средства будут закладываться в эту программу? К примеру, те же счетчики необходимо покупать, менять лампы накаливания.

Е.А. Фрезоргер

В качестве примера приведу Вам несколько цифр, которые предполагается получить в результате энергосберегающих мероприятий. Мы провели установку приборов учета по учреждениям здравоохранения и образования. Ежегодная экономия от полученных средств в результате установки приборов учета составила более 200 миллионов рублей. То есть за последние два года экономия составила более 400 миллионов рублей.

Теперь по источникам финансирования. Источников финансирования предполагается ввести несколько, начиная с софинансирования за счет бюджетов всех уровней: федерального, регионального, муниципального, средств привлечения частных инвесторов. Как это выглядит и как это будет реализовываться?

В настоящее время вопрос прорабатывается. Приведу пример, возможно, потенциальный, который мы сейчас обсуждаем. Есть некие объекты потребления электроэнергии, которые в настоящее время потребляют, скажем, некий объем киловатт-часов, зафиксированный, скажем, в цифре икс. Если на него заходит частник и говорит, что он проводит ряд мероприятий по энергосбережению, которые повлекут за собой уменьшение объема потребления киловатт-часов, то мы можем заключить с ним тарифное соглашение о том, что он за счет собственных средств проводит соответствующие мероприятия по энергосбережению. Но мы гарантируем, что в течение года, двух, трех мы оплачиваем по утвержденному на каждый год тарифу на электроэнергию объем киловатт-часов, определенный в нынешнее время, но через три года все эти обновления или капитальные вложения в данный объект переходят в собственность муниципалитета. Это позволит частнику быть заинтересованным в реализации данных мероприятий и позволит нам с минимальным вложением средств за счет бюджета, в первую очередь, городского, реализовывать данные мероприятия. Но еще раз подчеркну, привлекать придется всех участников, все стороны к участию, это и федеральные, и региональные, и частные, и, в том числе, если говорим о жилом фонде, средства собственников.

Через два года у нас будет происходить осуществление всех услуг, в первую очередь, коммунальных, только по приборам учета. И законом также определено, что финансирование данных программ будет осуществляется за счет средств собственников помещений. Поэтому, безусловно, бюджетное софинансирование будет, но это неполный объем.

Вопрос из зала

Позвольте уточнить. Механизм я понял, но, тем не менее, хотелось бы услышать цифры. К примеру, условно вкладываем 100 миллионов, получаем 500 миллионов отдачи. Какие параметры, чтобы сопоставить?

Е.А. Фрезоргер

Об этом пока еще рано говорить. Мы до 1 августа определились бы. Сейчас у нас создана рабочая группа, до 1 августа мэром поставлена задача по разработке программы, по каждой отрасли отдельно с расчетом всех показателей эффективности и всех экономических показателей. В настоящее время мы ведем проработку с нашими потенциальными поставщиками по вопросу энергосберегающего оборудования. У нас в Омске есть сильные организации, как, например, НПО «Мир», которое является лидером на российском и мировом рынках по производству энергосберегающего оборудования, и ряд других организаций. Поэтому мы сейчас изучаем все предложения, которые к нам в настоящее время поступают. И уже по результатам энергетического обследования, которое будет сделано, можно будет говорить о какой-то конкретной цифре экономии, которую мы получим вследствие всех проведенных мероприятий. Пока, на наш взгляд, еще рановато говорить об этой цифре.

«Вечерний Омск», Евгения Карасева

Евгений Анатольевич, может, вопрос не совсем к Вам, но раз уж тема зашла про энергосбережение. Как Вы считаете, насколько Омск готов к переходу на энергосберегающие лампочки, потому что утилизацией ртутьсодержащих приборов у нас занимаются, по-моему, две компании всего? Как эта проблема будет решаться?

Е.А. Фрезоргер

Скажу сразу – закон, касающийся данного вопроса, неоднозначен. В нем, как в федеральном законодательстве в целом, к сожалению, существует достаточно большое количество вопросов, на которые нет ответа. Но вообще нельзя говорить о полном переходе на энергосбережение, потому что есть места, где лампы накаливания заменить на энергосберегающие лампочки нельзя. Это первый нюанс.

Или, например, если говорить про уличное освещение. Есть уже действующие энергосберегающие технологии, которые используются в уличном освещении. Есть какие-то новые технологии, которые в настоящее время находятся в проработках, как светодиодные технологии, которые, к сожалению, на сегодняшнем этапе развития являются несколько дороговатыми и не всегда отвечают требованиям нашей суровой сибирской зимы. Не факт, что при –40˚ C , –36˚ C , как сегодня ночью было, эти светодиодные лампочки будут работать. Поэтому тут на уровне государства, на уровне Федерации требуется аккумуляции нескольких направлений для того, чтобы все-таки ускорить развитие новых энергосберегающих технологий, в том числе и энергоэффективных лампочек для того, чтобы мы могли при переходе на полную энергосберегающую технологию уже как-то почувствовать их на живом примере.

Для того, чтобы для нас это оказалось наиболее безболезненным мы не ставим вопрос, что с 1 февраля мы везде перейдем на энергосберегающие лампочки и что все лампочки с 1 февраля поменяем. Мы говорим о поэтапном переходе: сгорела лампочка и есть возможность поменять ее на энергосберегающую – меняем не на простую лампу накаливания, а на энергосберегающую. И такой поэтапный переход нам позволит без резких вливаний каких-то серьезных бюджетных инвестиций решить те требования, которые ставит перед нами федеральный закон.

«Вечерний Омск», Евгения Карасева

Тем не менее, объем израсходованных энергосберегающих ламп будет расти. Предприятия справятся?

Е.А. Фрезоргер

У нас вариантов немного, будем решать.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

Я правильно понял, только отечественные лампы будут приобретаться, а о каких-то китайских речь не идет?

Е.А. Фрезоргер

Лампы должны быть качественные. Это самое главное. Если наши производители будут делать качественную продукцию, но очень дорогую, а какие-то другие аналоги будут выставляться по более дешевым ценам, тогда, конечно, вступит в действие 94-й закон, согласно которому мы будем обязаны покупать качественную продукцию только там, где она дешевле, без вариантов. Это сделано для того, чтобы те производители, которые производят энергосберегающие технологии в нынешнее время, когда Федеральным Правительством поставлено требование по переходу на энергосбережение, не оказались в режиме монополистов и задрали необоснованные цены на те технологии, которые они производят.

ГТРК «Иртыш», Галина Журова

Будут оказываться приоритеты омским предприятиям, в том числе тем, которые производят светодиодные лампочки?

Е.А. Фрезоргер

Безусловно, мы это обсуждаем. Это будут, в первую очередь, наши омские поставщики, их я уже назвал. Но их продукция должна быть конкурентна и по качеству, и по цене. Это обязательное наше требование ко всем. Но если продукция окажется ниже или хуже по качеству, тогда наше сотрудничество будет под большим вопросом.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

Будут ли в этом году пересмотрены тарифы на помывку в муниципальных банях как для льготников, так и для остальных граждан?

Е.А. Фрезоргер

Утвержденные тарифы есть. Пока мы не видим основных требований для пересмотра. Мы сформировали перечень тех льгот, которыми пользуются потенциальные льготники. В прошлом году его не сильно расширили. В прошлом году, если вы помните, этот вопрос уже обсуждался и первоначально предлагалось привлечь бизнес. Бизнесмены говорили, – отдайте нам бани в частные руки, мы там наведем порядок. К сожалению, вынужден констатировать факт – ни один из частников не изъявил желание поучаствовать в наведении порядка в этих банях, несмотря на наши неоднократные обращения и предложения ко многим участникам частного бизнеса. Думаю, это больше являлось их политическими заявлениями, чем экономическими. К сожалению, вынуждены признать, что муниципальные бани на сегодняшний день являются просто социальными проектами Администрации города, являются, к сожалению, заведомо убыточными для того, чтобы могли сдержать минимальную планку для оказания тех социальных услуг, которые требуются частью жителей нашего города.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

Еще вопрос по поводу запретов. Алкоголь мы обсудили. А в том году тоже интересный был запрет, касающийся эротической продукции. Насколько я понимаю, решение было принято в какой-то степени формальное. Была жалоба в прокуратуру, прокуратура обратилась в Администрацию, Администрация приняла какое-то решение. По факту видим, что эти журналы с полуголыми женщинами продаются в Роспечати, причем, Роспечать заявляет, что они эротическими не являются тоже по каким-то федеральным нормам. Здесь Ваша позиция какая?

Е.А. Фрезоргер

Здесь позиция достаточно простая. Требования закона будут исполняться, если за ним есть наказание. Потому мы вышли с инициативой по внесению изменений, соответствующих поправок в Административный кодекс о правонарушениях в части ужесточения и применения каких-то новых санкций за неисполнение данных решений. Если этот штраф составляет 10 рублей, при этом в первых 10 разах накладывается предупреждение, то говорить об исполнении требований законодательства нет смысла. И, в первую очередь, бизнес будет ставить на первое место свою прибыль. Если бизнес будет понимать, что он нарушил закон и за это он понесет ответственность, в том числе и материальную, то ситуация, как показывает практика, меняется коренным образом. И в постановлении по продаже алкоголя это не исключено. Если мы сумеем найти способы и привлечь к ответственности тех, кто не исполняет данное решение, значит решение будет реализовываться по городу. Если на это смотреть сквозь пальцы и не требовать с тех лиц, которые нарушают данное решение, его исполнения, то оно останется только на бумаге.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

А можно тогда уточнить, о каких штрафах идет речь и касаемо алкоголя, и моего последнего вопроса?

Е.А. Фрезоргер

В настоящее время это относится, к сожалению, не к полномочиям муниципалитета, а проявляется частично федеральными органами, частично субъектовыми. В настоящее время мы совместно с правовыми службами регионального Правительства ведем обсуждение данных процессов, выбираем некое решение, которое позволило бы нам решить данную проблему. Я думаю, что в течение ближайшего времени какое-то решение мы найдем и уже сможем озвучить вам, потому что сейчас несколько рано об этом говорить.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

Конечное решение за областным Правительством и Законодательным Собранием?

Е.А. Фрезоргер

Безусловно.

Т.И. Андрюшина

Коллеги, мы уже час работаем. У кого еще вопросы? Пожалуйста.

«Бизнес-курс», Наталья Коробова

Вы являетесь доктором экономических наук, верно?

Е.А. Фрезоргер

Верно.

«Бизнес-курс», Наталья Коробова

Помните тему своей докторской диссертации?

Е.А. Фрезоргер

Глобализация в условиях рынка.

«Бизнес-курс», Наталья Коробова

Спасибо.

Т.И. Андрюшина

Евгений Анатольевич, последний вопрос. Параметры тарифов, которые Вы сегодня назвали, они фиксированы на протяжении всего года?

Е.А. Фрезоргер

Да, они не подлежат изменению. У нас, согласно действующему законодательству, решение об изменении тарифов применяется на один календарный год, они уже приняты и существенным изменениям не подлежат.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

Насколько я понимаю, кроме платы за содержание жилья?

Е.А. Фрезоргер

Для нанимателей решение принято. Собственники могут по своему усмотрению самостоятельно собираться хоть раз в месяц и принимать соответствующее решение для себя. Но это решение собственников, а не постановление мэра для нанимателей, как часто этим пользуются управляющие компании. В последние два года мы усиленно боремся с теми управляющими компаниями, которые, ссылаясь на постановление мэра для нанимателей, пытаются эту плату применять для всех жителей по городу, зачастую, еще со своими искаженными цифрами, искаженными размерами. Такая практика, к сожалению, существует. И потому мы всегда на всех встречах с жителями, с собственниками жилого фонда предлагаем не пользоваться слухами, которые, возможно, могут распускаться, а пользоваться теми официальными источниками информации, которые есть, и владеть теми цифрами, которые приняты в нормативных документах Мэра города Омска.

Т.И. Андрюшина

Спасибо, Евгений Анатольевич. Спасибо, коллеги, за работу. Мы ждем вас через неделю на пресс-конференцию Ильи Дубина, директора департамента образования. Тема – начавшийся Год учителя.