Пресс-конференции

Пресс-конференция Сергея Фролова 14.09.2015

Стенограмма пресс-конференции директора департамента городского хозяйства Администрации города Омска С.П. Фролова

Видео пресс-конференции

Г.Г. Назарова

Коллеги, добрый день. Очень приятно всех вас видеть. Пожалуй, начнём. Просьба включать микрофоны и представляться.

С.П. Фролов

Михаил Яковлевич Бут — мой заместитель как директора департамента, отвечающего именно за ресурсоснабжающие организации, теплоэнергетику. И Дмитрий Сергеевич Котов, начальник отдела, отвечающего за многоквартирные дома, за торги, за тендеры, по определению управляющих компаний. Ну, Наталью Банникову все знаете, нашего пресс-секретаря. Если какие-то вопросы будут, прошу правильно понять: для того, чтобы вам дать качественный, хороший ответ, мы здесь может быть в таком тройном режиме будем дискутировать и отвечать на ваши вопросы.

Подготовка города к отопительному сезону города-миллионника — достаточно сложный вопрос. Где-то примерно в марте мы традиционно проводим коллегию при Мэре города Омска, где рассматриваем итоги окончания отопительного сезона предыдущего года и планы на новый отопительный сезон, в частности 15–16-х годов. И на этой коллегии принимается решение в определённые сроки по созданию комиссии в округах, которые принимают многоквартирные дома и дают паспорт полной готовности. Комиссии мы эти создали в этом году вовремя. Это окружные комиссии. Они начали работу. Ещё раз говорю, подготовка дома — это наличие паспорта полной готовности.

На сегодняшний момент Советский округ и Ленинский округ — 100%, то есть 100% всех домов получили паспорта полной готовности, они готовы к началу отопительного сезона. По Кировскому округу — 95,9, то есть 96%. По Октябрьскому округу — 95 процентов, по Центральному округу — 99,3%.

Всего в Омске 6734 дома. Не готовы у нас 108 на сегодняшний момент. Хорошо, будем утреннюю цифру говорить, у нас сегодня не готовы 119 домов. И из них 20 так называемых брошенных. Давайте расшифрую. В простонародье брошенными домами называют дома, которые не определили форму управления, то есть у которых нет управляющих компаний. По закону такие дома у нас есть, мы как департамент городского хозяйства эти дома… получаем информацию с администраций административных округов, выставляем их на тендер для того, чтобы определить управляющую компанию. Процесс этот довольно сложный, постоянный.

Давайте разобью эти дома. Их всего 640 домов по городу Омску, 374 с центральным отоплением. То есть 374 из 640 домов, которые мы выставляем на тендер постоянно для определения управляющих компаний, имеют центральное отопление. То есть вот эти дома необходимо подготовить к зиме, потому что оставшиеся дома, 300 с чем-то, они, как правило, являются домами на два хозяина, тоже считаются многоквартирными домами, но они с печным отоплением. И там, в принципе, только электроснабжение, напрямую энергетикам платят. Вывоз мусора — это, как правило, наше управление благоустройства. У кого вода есть — «Водоканал», у кого нет — водоразборная колонка. Как правило, мы их стараемся определить на непосредственное управление.

А вот эти 374 дома — их необходимо опрессовать, необходимо проверить тепловые узлы. Если эти дома, которые имеют общий тепловой узел, а таких домов много, допустим в Старом Кировске, Южная улица, где стоят трёхэтажки, и у них один тепловой узел на всех. Его тоже необходимо подготовить, но управляющих компаний нет. Как мы действуем в этом случае? Администрации административных округов согласовывает вопрос подготовки с управляющими компаниями, действующими на территории округа. Эти дома мы разбираем и готовим к отопительному сезону.

Ещё раз повторяю, смотря что там — у кого лежаки, у кого тепловые узлы, у кого необходимо заменить, у кого-то опрессовать, у кого-то банально перетрясти задвижки. И управляющая компания дома готовит. Мы их на зиму этими же управляющими компаниями прикрываем по аварийному прикрытию. Вот если что-то у них случиться, то мы гарантируем, что в течение определённого срока мы зайдём туда, по аварийному прикрытию отремонтируем, что-то вырежем, сделаем, подключим — смотря что. Так вот таких домов сегодня из 374 не готовых осталось 20. 354 дома мы подготовили. Задача стоит перед администрациями административных округов подготовить по графику до 15-го числа, то бишь до завтрашнего числа. Даже не то, чтобы не готовы, не получены паспорта полной готовности. Они готовы, просто документально мы ещё не доделали. И, если я не ошибаюсь, 11 в Октябрьском и 9…

Д.С. Котов

17 в Октябрьском и 3 в Центральном.

С.П. Фролов

Спасибо. Вот это по домам по получению паспортов полной готовности. Как готовится город в целом, то есть ресурсоснабжающие организации. Вот в этом зале еженедельно в четверг проводятся заседания межведомственной комиссии по подготовке к отопительному сезону. Возглавляю её я и Михаил Яковлевич Бут. Мы проводим в зависимости по занятости. На этой комиссии рассматриваются все вопросы, связанные с большой энергетикой, то есть «ОмскРТС», «ТГК-11», «Омскэлектро», «Тепловая компания», электрогенерирующий комплекс, наши газовики — «Омскгоргаз».

На этой комиссии мы регулярно встречаемся и планово рассматриваем вопросы подготовки к зиме энергоснабжающих организаций. Соответственно в начале окончания отопительного сезона одного и начале другого каждое ресурсоснабжающее предприятие представляет нам план мероприятий, по которому они будут готовиться к новому отопительному сезону. Там они учитывают свои финансовые средства, что им необходимо сделать, какое количество сетей заменить, какие тепловые подстанции проверить, ну, свой план мероприятий. Так вот, исходя из этого плана, на сегодняшний момент «Тепловая компания» готова на 100 процентов: 27 котельных «Тепловой компании» сегодня на 100 процентов готовы.

По городу у нас в целом 71 теплоисточник. Это и ТЭЦ, и маленькие котельные. Сегодня из 71-го теплоисточника готовы 70. Не готов только… ну, там тоже планово идёт работа — Обь-Иртышское пароходство. Там два котла, если не ошибаюсь, Михаил Яковлевич, к 30 сентября график, да? К 30 сентября по графику планово. Они нам план дали, они запланировали, сказали, что мы не к 15-му подготовим, мы подготовим к 30 сентября. Эти работы выполняют. На сегодняшний момент у нас нет оснований не доверять. Мы проверяем это. Думаю, что к 30-му срок в срок будет готово Обь-Иртышское пароходство. Тогда получается, все 71 теплоисточник в городе Омске будут готовы к отопительному периоду. Вот это самая такая, наверное, главная цифра на сегодняшний момент.

Выскажу свою точку зрения. У нас есть два проблемных теплоисточника. Оба они принадлежат Министерству обороны. Это 6-я Станционная и Стройплощадка-111 (один в Ленинском, другой в Кировском). Военное хозяйство — это особая структура, они подчиняются сами себе. Но, тем не менее, мы в этом году с Ростехнадзором зашли на территорию этих котельных. Ростехнадзор выписал предписания. Они выполняются, скажем так, сейчас ещё не в полном объёме, но это должно… прокомментирую Ростехнадзор. Но, на наш взгляд, котельные…

А ещё хочу сказать, что у нас есть комиссия  в Администрации города Омска, которая тоже принимает все эти объекты. На наш взгляд, что эти котельные будут запущены в период этого отопительного сезона и отработают. По крайне мере ситуация на много лучше, чем в том году, когда по Стройплощадке-111 нам приходилось привлекать Кировский административный округ для того, чтобы сработать и с жителями по оплате, и ещё много вещей по запуску этой котельной. В этом году мы, считай, что урегулировали.

По Степному вопрос снят в том году, больше не возникает. Степной — наша котельная газовая. Мы отработали тот год в полном объёме. В этом году у нас всё готово. Лимиты на газ, всё получено. Проблем, я считаю, по Степному не будет.

Ещё коротко скажу по готовности главных теплоисточников. Уже сказал по муниципальной тепловой компании, что у нас стопроцентная подготовка теплоисточника. Замену 16 километров тепловых сетей произвели на 100% соответственно. Акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 11» (ТГК-11). Подготовка ТЭЦ выполнена на 100 процентов. У них есть нормативные запасы топлива, то есть полностью ТЭЦ готова к отопительному сезону. ООО «ОмскРТС». Это «дочка» нашей теплогенерирующей компании. Выполнена полная подготовка тепловых сетей. Замена тепловых сетей выполнена на 100 процентов. Готовность двух теплоисточников составляет 100 процентов. Это Кировская ТЭЦ, Кировская котельная и ТЭЦ-3.

Филиал ФБУ «Администрация «Обь-Иртышское пароходство», вот то, что я говорил. Что сегодня это единственная котельная, которая планово будет у нас готова к 30-му числу. Акционерное общество «Омскэлектро». Выполнен капитальный ремонт 121 из 165 трансформаторных подстанций. Здесь как бы тоже надо понимать, если теплогенерирующие компании готовятся к отопительному сезону к определённому сроку, то план мероприятий Омскэлектро может быть полностью разбросан на бюджетно-плановый год. То есть они сейчас стопроцентно капитальный ремонт трансформаторных подстанций сделали и до конца года планово 165… оставшиеся подстанции доведут до ума. Здесь тоже всё идёт в графике и не вызывает у нас беспокойства.

Также 48 из 70 силовых трансформаторов (69% от плана) тоже будет произведена работа полностью в течение этого года. ОмскВодоканал выполнил подготовку 1727 км водопроводных сетей (100% от общего количества), замену 6,2 км водопроводных сетей (или 100% от плана), подготовку 904 водоразборных колонок (100% от запланированного). То есть те водоразборные колонки, которые стоят в частном секторе (мы их рассматриваем в рамках подготовки к отопительному сезону) готовы 100 процентов. Омскгоргаз завершает работы по освидетельствованию и диагностированию сосудов сжиженного газа, приборному обследованию газопроводов низкого давления, текущему ремонту запорной арматуры. Общий процент готовности выполнения работ составляет 99 процентов.

По социальным объектам, относящимся к Администрации города Омска, уважаемые коллеги, детские сады, школы, подростково-молодёжные клубы, наши спорткомплексы, библиотеки. У нас здесь стопроцентная готовность. На последней межведомственной комиссии (вёл её я) специально заострил внимание на социальном блоке. И все заместители директоров департаментов или те технические работники, которые отвечают за подготовку отопительного сезона, доложили, что социальная сфера Администрации города Омска, наши структурные подразделения на 100 процентов готовы. Соответственно мы проверили. Комиссионно выехали, выборочно. То есть мы подтверждаем, что сегодня сфера социальная готова. Если мы подписываем постановление, а традиционно подписывается постановление, и первыми объектами, на которые запускается тепло, это социальные объекты. Они у нас сегодня готовы в полном объёме, для того чтобы принять тепло от теплоисточников.

Наверное, традиционно отопительный период в городе Омске начинается примерно с 19 сентября по 10 октября. Но главным показателем для запуска тепловой энергии согласно 354 постановлению Правительства Российской Федерации является среднесуточная температура наружного воздуха ниже плюс 8 градусов в течение 5 суток. Вот как бы основной показатель. На моём веку за 10-11 лет работы в Администрации я только один раз видел, когда запускали не по этому нормативу. Когда температура колебалась не плюс 8, а плюс 9 – плюс 10. Но железобетонные дома очень быстро остыли, и длительная такая температура больше 10 дней, тогда было принято решение (это был Виктор Филиппович Шрейдер) о запуске тепла по постановлению Мэра, то есть решением Мэра. Такое тоже бывает, но тем не менее мы придерживаемся 354-го постановления.

«Омская телевизионная компания», Юлия Боброва

Вопрос первый. Вот эти 20 домов без способа управления, что с ними будет в дальнейшем? И вопрос второй. Я так понимаю, что есть некая договорённость с управляющими компаниями в отношении вот этих домов, которые не определены со способом управления. Можно немножко поподробнее, как именно будет производиться обслуживание этих домов? как будет с финансированием? и когда должны быть готовы паспорта этих домов? и что будет с теми, у которых нет паспортов, то есть которые не успеют их приготовить?

С.П. Фролов

Паспорта готовности получат все. То есть мы их подготовим. Мы проверим все тепловые узлы. Где необходимо, поменяем, проревизируем задвижки. Посмотрим, где необходимо что-то заменить, мы сделаем. Как, правило, такой дом готовится… управляющая компания его не берёт. Там необходимо смотреть почему. Либо достаточно своеобразная категория граждан живёт, которая не проплачивает. Это один из главных показателей. Либо изношенность дома уже достаточно серьёзная. Потому что в этом списке ещё ветхие аварийные дома, которые тоже мы готовим. Соответственно заранее как бывший глава вам говорю, где-то примерно, как только заканчивается отопительный сезон, я сразу поднимаю вопрос по брошенным домам, что у нас.

Например, в Кировске 37 домов таких. Собираем жителей, старших по домам, ещё раз говорим — вы готовы уйти на непосредственное управление? — Мы не готовы. — Будем готовить дом? — Будем готовить. — Затраты понесём? — Понесём. Как правило, активность старших по дому. Либо собирают финансовые средства, готовятся всё-таки за счёт средств жителей этого дома. Управляющая компания, с которой мы договариваемся, чтобы она брала какие-то ремонтные работы, сварочные работы, ещё какие-то там регламентные работы, выполняет эти работы. У нас в принципе, в Администрации города Омска, есть 5 миллионов на подготовку этих домов. Но к управляющей компании у нас жёсткие требования по предъявлению документов на эти суммы. Управляющие компании принимают решение подготовить по той схеме, как я сказал. Аварийные. Оно не обслуживает эти дома. Я открыто говорю. Оно держится на аварийном прикрытии. То есть если что-то случится, то эта же управляющая компания выходит и закрывает. Мы свою функцию по определению для этих домов управляющей компании согласно законодательству выполняем в полном объёме.

Мы постоянно готовим документы. Этим занимается Дмитрий Сергеевич. Выставляем на торги, выставляем на торги, выставляем на торги. Какие-то дома уходят. Ну, допустим, управляющая компания, новая какая-то, обжилась, какой-то куст 5-6 домов взяла. У неё какой-то баланс финансовый сложился, и она понимает, что этот дом, даже если платит 50-55 процентов, в принципе ей становится выгоден. Она принимает этот дом. Но это крайне редко. Мы каждый раз, выставляя на торги, поднимаем тариф для этого дома. Понимаете? Он изначально как бы был нерентабельным. И если мы поднимем тариф на какую-то определённую цифру, управляющая компания прекрасно понимает, что собираемость раньше была невозможна, а сейчас, с приподнятым тарифом, тоже будет, скажем так, достаточно ситуация будет непонятной. Они эти дома не берут.

Но ещё раз повторяю. Мы как департамент городского хозяйства всю свою функцию по определению управляющей компании для этих домов выполняем. Дома, которые без печного отопления, мы, конечно же, стараемся перевести на непосредственное управление. Ну, то есть человек живёт в этом доме. Он топит печку, убирает снег. Электроэнергия есть. Он и непосредственно управляет своим домом. Единственная услуга, которую мы можем ему дать, это вывоз мусора. Это, как правило, в частном секторе. Здесь заключается прямой договор напрямую. И мы предлагаем перевести дом на непосредственное управление. Я хочу сказать вам, в том году, когда я пришёл работать в департамент городского хозяйства, 813 домов было. Мы проводили большое количество встреч с главами округов, большое количество встреч с населением. И мы опустились на цифру 640, да?

Нам тут немножко попортило ситуацию лицензирование. Потому что в рамках лицензирования некоторые компании дома, предъявляя документы на лицензирование, тоже по закону было разрешено, не показали в полном объёме дома, а показали какую-то часть домов, чтобы пройти лицензирование. А потом эти дома назад не взяли. Таких домов у нас было около 100. Сейчас мы с ними эту проблему решили. Эти дома разошлись по управляющим компаниям. Ещё раз повторяю. Домов, не выбравших способ управления, у нас 640: 374 с центральным отоплением, оставшиеся дома с печным отоплением. Такая ситуация. И мы дома с печным отоплением стараемся перевести на непосредственное управление. Дома с центральным отоплением готовим при помощи управляющих компаний с аварийным прикрытием, не переставая проводить тендеры по определению для них управляющей компании.

«Российская газета», Наталья Граф

Возвращаясь к этой же теме брошенных домов. Из этой ситуации есть только два выхода: либо создание муниципальной управляющей компании, либо субсидирование уже имеющихся управляющих компаний, потому что эта ситуация у нас возникает ежегодно. Вот когда всё-таки будет решён этот вопрос?

С.П. Фролов

Я категорически против создания муниципальной управляющей компании. Сегодня имеем 640 домов, как создадим управляющую компанию, их станет полторы-две-три тысячи. Сегодня по закону эсплуатацией жилищного фонда, как бы там не нравилось, должны заниматься жильцы. Таков закон. Так приняли решение. Мы не виноваты. Как только мы создадим муниципальную компанию, мы сразу вынуждены будем многие дома, которые сегодня принимают решения, эксплуатируются, сразу перейдут в управляющую компанию. Я считаю, что муниципалитет сегодня себе этого позволить не может.

Наталья Граф

Тогда второй вопрос — субсидирование.

С.П. Фролов

Рассматриваю. Есть такое предложение Юрия Николаевича Федотова как бы по субсидированию определённой цены, которую будет субсидировать город, а оставшуюся сумму будут доплачивать жители. Но пока на стадии разработки. Хороший вопрос. Спасибо.

«Коммерческие вести», Ирина Бородянская

Сергей Петрович, возникли ли проблемы при подготовке к отопительному сезону у домов компании «ЖКХ «Сервис», «Управдом»? Такие опасения были. И как в целом обстоит ситуация с домами этих управляющих компаний? Обращалось ли к вам руководство новое?

С.П. Фролов

По ЖКХ «Сервис». Мы прекрасно понимаем, что это «дочка» «Мостовика». Сегодня там конкурсный управляющий контролирует всю ситуацию. Но при лицензировании… Во-первых, на территорию Советского округа заходит и ряд управляющих компаний с других районов. То же «Левобережье» заходит на территорию Советского округа и заключает договоры с домами, которые эксплуатировало «ЖКХ «Сервис». Они переходят туда. Плюс у нас создано несколько управляющих компаний «Управдом»: дома из «ЖКХ «Сервис» перешли в «Управдом». Но, тем не менее, сегодня основная масса домов в «ЖКХ «Сервис» существует. Они готовятся в полном плане.

Как будет дальше развиваться конкурентная борьба на территории Советского округа с домами «ЖКХ «Сервис», мы в принципе представляем, видя, какие управляющие компании сегодня заинтересованы, каким образом дома переходят из одной управляющей в другую. Влиять на это мы не влияем, наблюдаем. В курсе. И наши дома сегодня «ЖКХ «Сервис» к отопительному периоду готовы. В 2007-2008 году, когда только начал работать Жилищный кодекс, я очень болезненно относился к переходу из управляющей компании в управляющую компанию.

Если кто помнит, и замок не висел на подвале больше трёх часов — спиливали. Мы всё это прошли. И управляющая компания, где дом переголосовывался на другую управляющую компанию, не отдавала документы. Всё это было через суд. Сегодня, я считаю, что это достаточно выстроилось всё. У нас в городе достаточно опытные старшие по домам. Они знают, что необходимо делать, когда есть желание жителей многоквартирного дома перейти в другую управляющую. Уже регламент перехода все знают. Это сегодня нормальная вещь, когда дом ищет лучшую, по их пониманию, управляющую компанию для обслуживания своего дома.

Сейчас тоже очень много интересных вещей. Допустим, молодая управляющая компания кого-то приглашает к себе и говорит: «Мы ставим вам в подъезде пластиковые окна». Такая замануха. Но люди идут на это, решают. То потом, наверное, самое главное — это правильное управление финансовыми средствами, которые накоплены на доме. То есть открытость использования финансовых средств. Переболели все! И «Жилищники», и «Левобережье», и «ЦентрЖилСервис» этим переболели. Проводились раньше совещания у главы. По крайней мере, у меня раньше были. Где с одной стороны сидят 5 жильцов, здесь сидит управляющая компания. И вот мы пытались выступать неким арбитром. Я думаю, что сейчас ситуация лучше.

Г.Г. Назарова

Ну, форма управления домом управляющих компаний более жизнеспособна, чем ТСЖ. Этот спор уже тоже…

С.П. Фролов

Выскажу свою точку зрения. Если в ТСЖ есть порядочный человек, бывший военный, как правило, такие бывают случаи, либо нанятый опытный порядочный человек, то ТСЖ управляется лучше. Они более тщательно подходят к экономии тех средств, которые у них есть, распределению финансовых средств и к самой эксплуатации дома. Они лучше видят, что сегодня нужно сделать — здесь вот то-то, здесь то-то, то есть, допустим, не допускают какие-то… Ну, вот, подтекает кровля, они как бы делают сразу точечный какой-то ремонт, не допуская уже дальнейшего какого-то… более тяжёлых ситуаций. Понимаете?

ТСЖ очень хорошо отрабатывает по благоустройству дворов. Мы же это прекрасно понимаем: если ТСЖ, то они, как правило, делают кадастровый паспорт, свою территорию ограждают, ну, не совсем мне нравится, шлагбаум ставят, как бы они немножечко отделяются и уже на своей территории у них, глядишь, появляются малые формы, у них появилось озеленение, у них цветы лучше летом. То есть у них более радужная обстановка.

Голос из зала

Сергей Петрович, Вы сказали, что есть два проблемных теплоисточника, которые относятся к Минобороны. Какое количество жилья они топят и есть у муниципалитета какое-то, я не знаю, аварийный на запас, на случай ЧС — мини-подстанции какие-то…

С.П. Фролов

Не понадобится. Может быть, не в полном объёме выполнено предписание Ростехнадзора, но мы считаем на сегодняшний момент, что на 6-й Станционной новая газовая котельная, она отработает в полном объёме, там есть запас топлива, всё там, лимиты подписаны. То есть, у нас не вызывает беспокойства по 6-й Станционной. По стройплощадке-111, как бы в этом году мы тоже очень тщательно туда зашли, заходили через военную прокуратуру, тоже они готовы. Мы уверены, что они отопительный период пройдут в штатном режиме. Но, я ещё раз повторяю, некоторые представления Ростехнадзора на данный момент не выполнены.

Голос из зала

А что касается аварийных запасов на случай ЧС?

С.П. Фролов

Нет, у них с этим всё нормально. А по городу в целом? Как бы я в начале сказал, по теплоэлектроцентралям, как бы давайте всё-таки на них акцентироваться будем, значит, там запасы угля превышают нормативы. Всё нормально, город готов. То есть, «ОмскРТС», «ТГК-11» готовы. Все остальные газовые котельные — тоже нормативы запаса топлива есть, здесь проблем не видят. Город, на наш взгляд, готов к отопительному периоду. Мы огромную работу в этом году провели: все котельные в этом году проехали, все посмотрели, всем написали замечания. Сейчас полностью контролируем ситуацию по их выполнению.

М.Я. Бут

Ну, я просто хотел бы, если интересно, могу озвучить цифры по тем видам топлива, которое необходимо для основных теплоснабжающих организаций. Вот в частности по нашей тепловой компании: в настоящее время по углю 100% и 100% мазута подготовлено для начала отопительного сезона. По «ТГК-11», я не буду говорить в этих цифрах натуральных, более 300% по углю для ТЭЦ, и по мазуту так же 100%. В «ОмскРТС» — 300% по углю и мазута 130%. Это более чем достаточно для прохождения всех аварийных ситуаций.

С.П. Фролов

В «ОмскРТС» работает штаб напрямую с управляющими компаниями. То управляющие компании приходят и решают свои проблемы. Ну, в том числе по финансовым долгам. Мы контролируем эту ситуацию, и вот в четверг, когда у меня проходит межведомственная комиссия, мне на стол ложится справка «ОмскРТС», где написано, допустим, кто не присутствовал на их совещании. Там, где-то штаб 32-33 человека в общей сложности прошлый год, бывало, что по 15-20 человек не приходили.

Сейчас мы это взяли под контроль, ну, максимум 5-6 по каким-то объективным причинам не посещают совещание, соответственно если только что-то такое, мы сразу выходим на СРУ, а у нас есть два СРУ — это Бочкарев Александр Васильевич и Федотов Юрий Николаевич, где сразу поднимаем вопрос, почему на совещаниях в ОмскРТС не присутствует управляющая компания для того, чтобы на начале отопительного сезона скоординировать все свои действия.

«Омская правда», Раиса Емельянова

Скажите, пожалуйста, А вы изучали ситуацию в социальных учреждениях города по температуре? Я имею в виду, ну, есть ли жалобы на температурный режим, какова ситуация, может быть, есть просьба пораньше подключить, если есть такая возможность, социальные объекты, ну, детские сады, прежде всего, поликлиники там детские.

С.П. Фролов

Давайте ещё раз вернёмся к тому, что я сказал в самом начале. Есть 354-е постановление и всё, федеральное, значит, на которое мы должны основываться. Когда среднесуточная температура меньше плюс восемь более пяти дней.

Раиса Емельянова

А у нас не внесены изменения в формулировку этого постановления, которые как раз разрешают местной власти…

С.П. Фролов

Об этом очень многие говорят, но пока ничего не внесено. Каждый год, когда начинается отопительный сезон, депутаты всех уровней начинают говорить, что это постановление неправильное, потом в течение определённого срока, пока запускается вся гидравлика, все разговаривают, большое количество обращений граждан, потом город входит в нормальный режим, и все до следующего года благополучно про 354-е постановление забывают. Я считаю, что оно достаточно объективно.

Вот я рассказал, что один случай был, когда вот действительно так получилось. Запуск тепла — достаточно сложная штука. Когда мы принимаем решение по социальным объектам, начинают у нас слесаря-сантехники открывать задвижки, запускать как бы тепло, конечно, там могут быть какие-то проблемы, где-то завоздушил, где-то что-то ещё, это же техническая вещь, на это примерно уходит 5-6 дней в общей сложности. Ну вот в этот момент в Администрацию города Омска идёт большое количество обращений, звонков. Ну, у нас в любом случае большое количество обращений, и когда мы запустим тепло и вдруг температура снова становится, на улице становится тепло, тогда как бы идёт большое количество обращений: «Почему у нас так жарко в квартире? Давайте отключать будем всё назад». Но вот эту махину уже отключить невозможно. Она как бы уже набирает обороты и пошла своим чередом работать.

Выборы. Огромную работу провернули. Три года не было выборов... Я вам объясню сейчас, как формируется участковая избирательная комиссия? Есть кадровый резерв, допустим, там 10-12 человек с председателем, он формируется сроком на пять лет. За пять лет воды много утекает. И есть у него резерв, допустим, 10-12 человек. Вот в течение пяти лет кто-то уехал, кто-то ушёл в декрет, кто-то ушёл на пенсию. Кадровый резерв вроде есть: мы подошли к выборам, а 67 председателей ушло, 71 секретарь ушёл — просто в силу жизни. Мы начали делать своевременно всё, огромную работу провернули по формированию УИКов, чтобы выборы прошли на хорошем уровне. Это я не первые выборы провожу и организовываю: в городе первые, а на округе, наверное, восемь или девять.

Я считаю, что прошло на достаточно высоком уровне сама работа участковых избирательных комиссий. Может быть обратили внимание, что встречали: «проходите», «пожалуйста», «садитесь». Явка? Ну какая есть: 24 процента. Буквально три года назад была 17 у Вячеслава Викторовича. То есть 24 процента по городу — нормальная явка, на мой взгляд. Результат? Ну, была интрига. Результат тоже нормальный. Я считаю, что выборы прошли достаточно хорошо.

Раиса Емельянова

Омичи сетуют на отсутствие плюшек и концертных программ.

С.П. Фролов

Мы решили отойти в этом году от стереотипов. Я когда зашёл (я в 37-й школе голосую), прошёл на второй этаж, сбросил бюллетень и уже когда спустился, догадался, что нет плюшек. Хотя, в принципе, было принято решение штабом, что в этом году этого делать не будем. Не стали отвлекать.

Голос из зала

А почему не стали? В Кемеровской области, смотрите, айфоны разыгрывали. В Новосибирске объявлен конкурс селфи, везде торговля. А у нас это решение было принято. Может быть, поэтому и явка такая была.

С.П. Фролов

Ну вот тогда вы сами себе противоречите, тогда получается там натянутое всё было айфонами, а у нас чистая явка 24 процента.

Голос из зала

А почему отменили?

С.П. Фролов

Приняли решение, что не будем отвлекать в этом году от выборов этими вещами. Сейчас проанализируем. На следующий год Госдума, Заксобрание. Там у нас 2017 год, когда в марте заканчиваются полномочия горсовета, ну, будут продлены, потому что единый день голосования на сентябрь. То есть в 2017-м получается у нас горсовет, ну и в 2018 самые главные выборы страны — президентские. Я специально ездил по Кировскому округу, прошёл по многим участкам, меня там очень хорошо многие люди знают. Кто-то подходил, спрашивал: «Почему нет?». В основном пожилые люди, потому что они стереотипно привыкли, что что-то здесь вот должно быть такое, вот как бы. А я спрашивал: «А вы что ожидаете, что здесь колбаса будет дешевле, чем в «Ашане»?

Голос из зала

Людям нужно ощущение праздника

С.П. Фролов

Хорошо, принимается. Значит, проанализируем, посмотрим. На следующий год либо вернёмся в стандартную схему культурных программ, праздников, айфонов и всяких лотерей.