Пресс-конференции

Пресс-конференция Сергея Хорошилова 17.02.2014

Видеоверсия пресс-конференции

Стенограмма пресс-конференции директора департамента имущественных отношений администрации города Омска С.Е. Хорошилова

Г.Г. Назарова

Уважаемые коллеги, сегодня пресс-конференция директора департамента имущественных отношений администрации города Хорошилова Сергея Евгеньевича. Темы были обозначены в приглашении. Формат обычный: сначала мы даём нашему спикеру возможность высказаться, потом вы задаёте вопросы. Мероприятие продлится не более часа.

С.Е. Хорошилов

Спасибо. Добрый день всем. Хотел бы отметить, что основной целью работы департамента имущественных отношений является эффективное управление муниципальной собственностью муниципального образования город Омск и в том числе находящимися на территории города земельными участками. Исходя из основных полномочий и функций, одной из важнейших задач департамента является пополнение неналоговыми поступлениями муниципальной казны Омска.

Хотел бы отметить, что первоначальный план доходов от использования муниципального имущества департаменту был утверждён в размере 415 миллионов 241 тысячи. Как вы знаете, с 11 февраля 2013 года прекратило своё существование Главное управление по земельным ресурсам Омской области, в связи с этим часть полномочий была передана в администрацию города Омска. Эти полномочия распределились: часть передана в департамент архитектуры и градостроительства, часть перешла в департамент имущественных отношений, в том числе и администрирование доходов по договорам аренды земельных участков. По актам приёма-передачи нами было принято порядка 5 144 договоров аренды земельных участков. Соответственно был скорректирован план по доходам, он был утверждён на 928 миллионов 754 тысячи.

Благодаря переданным из Главного управления земельных ресурсов договорам аренды, анализ, проведённый во втором квартале, позволил департаменту инициировать увеличение доходной части на 75 миллионов рублей. План был утверждён Омским городским Советом и составил для департамента 1 миллиард 5 миллионов рублей.

В связи с дефицитом бюджета совместно с другими подразделениями администрации города была проведена определенная работа, и департамент принял на себя обязательства увеличить доходную часть на 165 миллионов рублей.

Таким образом, после внесения определённых изменений в бюджет департаменту был утверждён план в 1 миллиард 167 миллионов 399 с половиной тысяч рублей. Прирост от первоначального плана по доходам составил 180%. Если смотреть в натуральном исчислении — свыше 750 миллионов рублей.

Утверждённый план и взятые фактические обязательства по его исполнению по итогам работы за 2013 год департаментом были выполнены на 102%. Сверх плана департамент собрал более 24 миллионов рублей. Существенно повлияла на выполнение данного плана работа, проводимая департаментом в рамках муниципального земельного контроля, а именно: выявление самовольно занятых земельных участков, законность размещения на них, в том числе и временных объектов, а также большая работа в правовой части. Для сведения могу сказать, что в судебном порядке уже рассмотрено более четырёх тысяч процессов, инициированных департаментом.

Кроме того, активная работа проводилась с арендаторами. Значительная часть арендаторов отнеслась с пониманием, выстроено нормальное взаимодействие, рабочая обстановка послужила хорошим подспорьем по выполнению финансового плана.

Необходимо также отметить, что существенно повлияло на выполнение плана поступление 40 миллионов рублей от «ОмскВодоканала». По условиям договора с «Водоканалом» за невыполненные работы арендная плата начисляется в денежном эквиваленте и поступает в муниципальную казну. Вот эти 40 миллионов мы получили в конце года.

Кроме того, это результат хорошей работы специалистов департамента в области права. В ходе судебного спора департаментом с радиозавода имени Попова было взыскано более 53 миллионов рублей за незаконное обогащение в результате пользования земельным участком.

Я бы хотел привести некоторые цифры. За время работы ГУЗР с 2007 по 2012 год был усилен земельный контроль и за незаконное обогащение взыскано порядка 60 миллионов рублей. Что касается департамента имущественных отношений, фактически с 2006 года по 2014 год взыскано более 257 миллионов рублей по результатам работы земельного контроля.

Готов ответить на вопросы.

Г.Г. Назарова

Коллеги, просьба представляться. Слово «12 каналу».

«12 Канал»

Скажите, пожалуйста, как обстоят дела с предоставлением земельных участков многодетным семьям? Какие территории рассматриваются? И меньше ли становится недовольных расположением этих участков на окраинах города?

С.Е. Хорошилов

Спасибо за вопрос. Предоставление земельных участков многодетным семьям проводится в рамках федеральной программы. Это обширная и ответственная работа, в неё вовлечены и субъект Федерации, и муниципальное образование. Необходимо отметить, что работу по изысканию земельных участков, которые в перспективе могут быть предоставлены многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, выполняет департамент архитектуры и градостроительства. Участки выбираются с учётом градостроительной политики, зонирования, правил землепользования, застройки.

Департамент имущественных отношений ведёт учёт граждан, нуждающихся в земельных участках, и проводит работу по утверждению так называемых перечней земельных участков, которые предоставляются гражданам. На сегодняшний день у нас зарегистрировано 6 тысяч 26 семей, из них многодетных — 1 тысяча 333 семьи. Постановка на учёт — это обязательное условие, согласно которому мы можем предоставить земельный участок.

Работа департамента в этом направлении фактически началась в 2011 году. За период с августа 2011 года по февраль 2014 года зарегистрировано 2 458 заявлений, из них 2 355 заявлений — от многодетных семей. Необходимо отметить, что есть ещё 2 категории граждан: сироты и неполные семьи с несовершеннолетними детьми.

На сегодняшний день на учёте нуждающихся в предоставлении бесплатных земельных участков состоит 2 117 граждан. Для ИЖС в собственность граждан предоставлено 233 земельных участка. Предложенные департаментом архитектуры участки сформированы, поставлены на кадастровый учёт. После этого составлены перечни, которые были утверждены постановлением администрации города Омска. Указанные перечни мы предоставляем многодетным семьям и иным льготным категориям граждан для индивидуального жилищного строительства.

На сегодняшний день есть 544 свободных участка. Порядок предоставления ведется по дате постановки на очередь. Сегодня, по нашим данным, это очередники под номерами со 198 по 320. Если на семейном совете семья решила отказаться, мы можем предоставлять указанный земельный участок следующему по очереди.

Вы правильно задали вопрос, уменьшается ли недовольство многодетных семей по поводу полученных земельных участков. Конечно, нет. Но здесь ситуация действительно очень тонкая и вопрос очень сложный. В Правительстве Омской области создана межведомственная комиссия, в которую входят разные структурные подразделения как областного Правительства, так и администрации города, главы муниципальных образований. Она находится под патронажем первого заместителем губернатора Юрия Викторовича Гамбурга, который отвечает за социальные вопросы.

В городе ситуация по предоставлению этих земельных участков сложнее, потому что у нас большая очередь: за две тысячи с лишним, как мы знаем. Но порядок регламентируется постановлением Правительства Омской области № 115 «О мерах по реализации закона Омской области о регулировании земельных отношений». Ранее порядок предоставления земельных участков был иной. Мы ждали отказа одного человека в течение пяти дней, потом только могли предоставлять следующему. Сейчас иная форма предоставления. Допустим, есть утверждённый перечень из 20 земельных участков, мы берём 20 человек в порядке очередности и им предоставляем. Если семья соглашается, мы оформляем этот земельный участок. Если согласия нет, мы предоставляем следующий утвержденный перечень и так далее.

Какие есть проблемы? Когда граждане обращаются за постановкой на учёт, они некорректно указывают контактные данные: телефон, адрес и так далее. То есть или дома никого нет, или телефон не отвечает. Были случаи, когда граждане находились за пределами Российской Федерации. Звоним, а люди говорят: «А мы в Германии…» Приходится ждать в течение пяти дней отказ, без которого, сожалению, мы не можем предоставить следующему по очереди. Вот такая обстановка сейчас. Но хочу подчеркнуть, мы работаем в рамках утверждённого регламента, в рамках постановления Правительства Омской области № 115, о котором я сказал, и, конечно, проходит это всё не столь быстро, как хотелось бы.

В межведомственную комиссию включены объединения многодетных семей, которые были на приёме у губернатора Омской области Виктора Ивановича Назарова, я присутствовал на этом личном приёме. Многодетные семьи объединились в общественную организацию, они высказывали ряд положительных идей, мнений, было поручено включить их в состав межведомственной комиссии, чтобы рассмотрение этого вопроса было действительно всесторонним. Некоторые идеи, которые они предлагали, полезны, в частности создание ТСЖ и так далее и тому подобное. То есть люди действительно уже рассматривают предоставление этих земельных участков, например, хотят хороших соседей, и стараются внести какие-то положительные предложения.

Ответственным лицом за процедуру предоставления этих земельных участков является министерство имущественных отношений Омской области, которое также проводит ряд встреч, в том числе с нашим участием по совершенствованию этой процедуры предоставления. Я думаю, что скоро, во всяком случае к маю, возможно, ситуация измениться. Но здесь нужно объективно сказать, что граждане, которым участки предоставлены ранее, находились несколько в других правовых условиях, чем те, кому предоставление ведется сейчас. И мы должны объективно смотреть, чтобы здесь было соблюдение, во-первых, законодательства, а во-вторых, естественно, было удовлетворение потребностей многодетных семей.

Г.Г. Назарова

Коллеги, пожалуйста, представляйтесь.

Ксения Тоичкина, «Омская телевизионная компания»

Вопрос связан с недавней новостью, которая была 11 февраля, о том, что вопросом муниципальных жилых помещений будет теперь заниматься департамент жилищной политики, а не департамент имущественных отношений. В какой стадии сейчас находится решение этого вопроса. Есть решение или нет? И как вы относитесь к этим изменениям?

С.Е. Хорошилов

Ещё раз назовите вашу телекомпанию.

Ксения Тоичкина, «Омская телевизионная компания»

Омская телевизионная компания.

С.Е. Хорошилов

Омская телевизионная компания. Чуть-чуть отвлекусь. Недавно газета «Ореол» в качестве непочётника недели указала мою персону, и там рассматривался обыкновенный процедурный вопрос, когда по федеральной программе «Жилище» некий гражданин получил жилищный сертификат. Эта процедура проходит в Правительстве Омской области.

По условиям этой программы он должен сдать своё жилое помещение в муниципалитет. Мы все понимаем, что передача жилого имущества — это не когда ключи приносят и говорят: «Вот моё имущество, забери». Процедура сегодня следующая. Есть необходимый пакет документов, который должен быть оформлен в надлежащем виде, затем подключается департамент имущественных отношений и обращается в городской Совет на предмет передачи этого имущества в муниципальную собственность. После чего эту муниципальную собственность можно предоставить по договору соцнайма или для других жилищных процедур, например, предоставить в порядке очереди нуждающимся в жилье и так далее. При этом мы должны понимать, что этот комплект документов должен быть полностью сформирован и учтён.

Рассмотрим ситуацию, когда гражданин пришёл, с него взяли расписку, что он при необходимости передаст квартиру. Всё, хорошо. Потом проходит некоторое время, когда насчитали плату за коммунальные услуги, гражданин говорит: «А почему я должен платить, я же приносил ключи, их у меня не взяли?». А там затраты порядка 20 тысяч рублей. Он обоснованно высказал претензию о том, что он не пользовался этой квартирой и потому не должен оплачивать коммунальные услуги. Но мы должны исходить из того, что функция департамента имущественных отношений — это регистрация права, переход права и ряд косвенных функций. Например, регистрация бесхозного имущества с целью обращения его в муниципальную собственность. В рассмотренном случае произошла временная растяжка. Естественно мы с себя вину не снимаем. Мы разобрали этот случай. Мы посмотрели, насколько оперативно сработали, есть вопросы и замечания. Специалисты, которые отвечали за этот процесс, получили дисциплинарное взыскание. Это в целом по ситуации.

То, что касается непосредственно вашего вопроса, насколько мне известно, проект постановления подписан мэром, внесён на рассмотрение в городской Совет, но пока на заседании городского Совете не рассматривался. Естественно после подписания мэром города Омска указанного законопроекта я ни при каких обстоятельствах не буду комментировать проект и говорить, хорошо это или плохо. Это не обсуждается. Я себя считаю членом общей команды, потому это общее видение. Если в городском Совете изменения будут приняты, и будет принято соответствующее решение, то мы его будем исполнять. Проблем в этом я не вижу.

Ксения Тоичкина, «Омская телевизионная компания»

Спасибо.

Ольга Умова, «Коммерческие вести»

Сергей Евгеньевич, поясните, пожалуйста, ситуацию с «Русантоном», насколько понимаю, там решение суда до сих пор не вступило в законную силу.

С.Е. Хорошилов

Вы немного ошибаетесь. Ситуация по «Русантону» следующая. В 2007 году был заключён договор между департаментом и компанией «Русантон». Компания «Русантон» должна была пошагово запустить в эксплуатацию порядка 300 тысяч квадратных метров жилья в 2010 году, порядка 800 тысяч квадратных метров жилья в 2013 году. Эти условия аукционных процедур не выполнялись. В сентябре 2012 года я принял все дела, в это время данной проблемой были озабочены и депутаты городского Совета. В 2007 году под строительство была предоставлена земля, поступали немалые платежи, мы хотели пополнить муниципальный жилищный фонд Омска. Но никакого строительства не велось, и в сентябре 2012 года мы пошли с иском в суд. Первоначально арбитражный суд первой инстанции и апелляционный суд признали наши претензии необоснованными. И тогда департамент обратился с кассационной жалобой в Тюмень. Тюменский суд отменил первые два решения и отправил дело на новое рассмотрение. Сейчас мы прошли первую процедуру: суд первой инстанции подтвердил законность и обоснованность требований департамента имущественных отношений. Раз. Апелляционная инстанция подтвердила это. Два. Решение суда вступает в законную силу с момента принятия его апелляционной инстанцией. Соответственно, оно вступило в законную силу. Тем не менее, наши оппоненты хотят обжаловать решение в кассационном порядке.

Ольга Умова, «Коммерческие вести»

Но они уже подали жалобу. Извините, что перебиваю.

С.Е. Хорошилов

Да, хотят обжаловать. Рассмотрение решения кассационной инстанцией, я думаю, будет в апреле, если ничего не изменится. Мы готовы и дальше аргументировать свою позицию. Но хочу сказать, что при положительном исходе дела 171 гектар земли будет вовлечён в оборот либо путём продажи, либо путём строительства. Это будет знаковая и существенная победа. Да, еще предстоит кассационное обжалование. Это процедурный момент, процессуальный. Есть судебные инстанции ещё выше. Но мы исходим из того, что решение вступило в законную силу, и поэтому рассматриваем данные территории для дальнейшего включения в оборот. При этом, конечно, должен отметить, что за полтора года судебных баталий наши специалисты проявили себя должным образом. Девушки отстаивали наши интересы в местных судах и в Тюмени. Что касается заключения мировых соглашений, мы обсуждали этот вопрос с Вячеславом Викторовичем, он поставил задачу — до победного конца идти вперёд. Что мы и делаем.

Ольга Умова, «Коммерческие вести»

Спасибо.

Венера Мухамеджанова, «БК55»

Сергей Евгеньевич, областной Союз предпринимателей обратился к губернатору, они обеспокоены предстоящей переоценкой кадастровой стоимости земли, обращались ли они к вам? Расскажите об этой процедуре. Можно ли учесть пожелания омских предпринимателей? Почему они обеспокоены?

С.Е. Хорошилов

Кадастровая стоимость, вообще функционал определения кадастровой стоимости земли — это функционал субъекта Российской Федерации. Мы поверхностно знаем историю. Была определённая кадастровая стоимость, которая вынудила большое количество предпринимателей или бросить здесь бизнес, или обратиться к губернатору как к представителю и главе субъекта с жалобой, что при такой имущественной поддержке осуществлять бизнес абсолютно невозможно. Естественно губернатор, Леонид Константинович Полежаев, на это откликнулся, дал определённое поручение министерству имущественных отношений, которое в данном случае является субъектом по организации проведения кадастровой оценки, урегулировать эти отношения, провести оценку, позволяющую вести бизнес. Мы не должны подходить к бизнесу с позиции административного потенциала. Бизнес — это в первую очередь рабочие места, во вторую очередь — занятость молодёжи. Вопрос кадастровой оценки вроде бы простой, однако при этом мы должны учитывать ещё и налоговые поступления, которые департаментом не администрируются. Закладывая фундамент, мы понимаем, что если бизнес будет хорошо развиваться, мы получим не только неналоговые доходы в виде арендной платы, мы получим ещё и налоговые поступления, отчисления в виде налогов по заработной плате и тому подобное. То есть это колоссальная работа.

Вот такая кадастровая оценка была проведена, и более-менее бизнес успокоился. Сейчас планируется, что каждая кадастровая оценка будет проводиться по истечении пятилетнего срока. Сейчас планируется проведение работ по определению кадастровой оценки. Эту работу также выполняет субъект Федерации. В данном случае организацией занимается министерство имущественных отношений.

Если говорить о моём видении и о моём взгляде, то должна быть так называемая золотая середина. При проведении прошлых мероприятий и проведения кадастровой оценки была уменьшена кадастровая стоимость, которая закладывается в формулу расчёта арендной платы. По этой причине городской бюджет недополучил определённых доходов, это не секрет.

Проблематика падения кадастровой стоимости есть не только в нашем регионе, уверяю вас, но мы первые подошли к рассмотрению этих вопросов и проблем. Такая же проблема у Томска. И на заседании Совета ассоциации сибирских и дальневосточных городов эта проблема рассматривалась. Первый раз мы рассматривали проблему в конце 2012 года, потом в 2013 году, она и сегодня является актуальной. Союз предпринимателей вполне обоснованно задаёт вопросы. Потому что это непосредственно касается деятельности этой организации и всех предпринимателей. Но, на мой взгляд, кадастровая оценка должна быть золотой серединой: привлекать бизнес и обеспечивать поступление налоговых доходов в разные уровни бюджета.

Когда перекос в ту или иную сторону, возникает проблема. По старой кадастровой оценке недобрали, по скромным подсчётам, порядка 2,7 – 3 миллиардов, и муниципалитету пришлось вносить коррективы, искать источники для восполнения этих средств. С другой стороны, если кадастровая стоимость будет выше рыночной стоимости, а некоторые такие участки есть, тогда получается непонятная ситуация: участок можно продать за 20 миллионов, а его кадастровая стоимость 120 миллионов, это тоже определённый перекос. Поэтому при подготовке и проведении кадастровых работ в этой части мы совместно, я полагаю, с минимуществом, то есть вплотную с Правительством Омской области, будем как раз учитывать интересы и муниципалитета в первую очередь, и естественно предпринимателей и бизнеса. Потому что, повторюсь, нельзя узко смотреть на эти поступления только в виде арендной платы, это могут быть налоговые доходы

Венера Мухамеджанова, «БК55»

Скажите, пожалуйста, когда начнётся кадастровая оценка? Потому что конкретные сроки не называются.

С.Е. Хорошилов

Нет, сроки озвучены, ещё раз говорю, мне тяжело отвечать на вопросы вне компетенции. Этим вопросом занимается министерство имущественных отношений Омской области. Насколько я знаю, они планируются, кажется, с 1 января 2015 года, я точно не могу сказать. Определённые нормативные документы вступают в силу с этого периода.

Г.Г. Назарова

Есть ещё вопросы?

Вопрос из зала

Можно вопрос про самовольную установку киосков? Я так поняла, в этом году было найдено универсальное решение, которое позволяет не в рамках судебных решений, а в административном порядке выносить киоски. Но как-то вот получается интересно, на том же ДК имени Малунцева, их выносят, а они возвращаются. Каковы планы в этой части работы? И как разрешить вот такую коллизию, когда вроде бы киоски вы вывозите, работу проделываете, а завтра они оказываются на том же месте?

С.Е. Хорошилов

Если я правильно понял, вопрос о законности, эффективности проводимых мероприятий по самовольно установленным киоскам?

Вопрос из зала

Да-да, что дальше будете делать?

С.Е. Хорошилов

Понятно. Вы правильно заметили, что мы нашли один такой способ — так называемый досудебный порядок. Опять же повторюсь, я работаю в департаменте не так давно, сменились заместители, на данную проблему появился свежий взгляд. Смотрим по линии земельного контроля, выявили самовольно установленный киоск, пошли в суд, получили судебное решение. Между обращением в суд и получением судебного решения от четырёх месяцев и до шести, скажем так. Получили судебное решение. В судебном решении — вынести киоск, принадлежащий Петрову. Отдаём судебным приставам. Судебные приставы откликаются по-разному, но в целом взаимодействие сейчас наладили неплохое, стараемся как-то совместно работать на результат. Приставы приходят на конкретный объект, выходит Петров и говорит: «Я-то не Петров, я Сидоров. Вот я купил недвижимое имущество, киоск, я Сидоров. Всё». Приставов тоже можно понять — как можно исполнить судебное решение, если фактически нужно выносить киоск, который принадлежит совершенно другому лицу?

Мы проанализировали эту ситуацию и изучили опыт других регионов. Это проблема, честно говоря, не одного муниципального образования город Омск, такая проблема жёстко стоит в Самаре, в прилегающих городах. Жёстко, вплоть до того, что некоторые, скажем так, субъекты, которых мы выносим, и на прессу бросаются. Галина Геннадьевна не даст мне соврать. Это непростая картина. Но, тем не менее, мы сегодня разработали порядок, который заставляет нерадивых арендаторов по-другому смотреть на эти вещи. Потому что, когда безнаказанно самовольно устанавливается киоск, это незаконно.

С точки зрения эффективности должна быть, в первую очередь, неотвратимость наказания. Если не соответствует требованиям закона, — должно быть устранено. Во-вторых, нужно отметить и деятельность наших арендаторов, которые открыто, на законных основаниях владеют киосками. Они сами обращаются к нам, когда их киоск стоит, они платят арендную плату. Рядом пустое пространство, затем киоск «Роспечати», который лет 12 там стоит. «Роспечать», вы знаете, не торгует ничем, кроме законных газет, журналов и так далее. Они приходят утром, между ними стоит киоск, гражданин им говорит: «Да, всё нормально» и показывает договор аренды с департаментом имущественных отношений. В перспективе выясняется, что договор поддельный, ксерокопия и так далее. Арендаторы негодуют: «А как вы им разрешили вот так встать?». Мы начинаем разбираться, оказывается, что установлен самовольно. Более того, они ещё и самовольно подключаются к киоску «Роспечати», те даже не знают. И потом, когда день-два проходит, начинаем разбираться, обнаружено ещё и несанкционированное подключение. Так вот сейчас с органами полиции, с судебными приставами, с «Омскэлектро», особенно с «Омскэлектро» у нас подписано соглашение, где мы плотно взаимодействуем. И самый яркий пример — это площадь у ДК имени Малунцева.

Вот, сегодня ночью установили киоск, мы четыре раза вынесли, а ночью снова установили. Завтра мы процедурно выносим этот киоск. Но при этом мы не с шашками, а с пониманием: «Товарищ предприниматель, вот незаконно ты здесь стоишь, нужно убрать».

У нас есть две площадки на муниципальных рынках: на 70 лет Октября, 25 и на 22 Партсъезда, 98г. Мы вывозим туда киоск, оставляем его там, гражданин или представитель юридической фирмы обращается, представляет документы владельца, забирает его и так далее. В этот раз мы вывезли киоск. Вот сегодня уже доложили мне, что вернулся именно этот киоск, который мы выносили, которому загнули «уши» сверху (уши — это петли, на которых кран может поднять киоск, их специально загибают, спиливают, чтобы невозможно было поднять).

Понятно, что судебный пристав не всегда будет отслеживать исполнение в этой части. Наши специалисты земельного контроля специально поднялись и посмотрели. Здесь необходимо сказать, что департамент имущественных отношений несет ответственность именно в части использования земельных участков, которые нам подведомственны. Но в данной ситуации есть и вопрос безопасности. Много обращений граждан, которые говорят: «Вот эти киоски поставлены на тротуарную зону, нам приходится выходить на проезжую часть с ребятишками, сами пожилого возраста, скользко и так далее, тому подобное». То есть вопрос безопасности открыт.

Второй момент, вы представляете, ДК имени Малунцева, да? Это же не окраина города, как, например, улица Заозерная где-то за виадуком. А если в этом киоске продают что-то такое, что может нам всем потом выйти боком. На совещании я не раз делал на этом моменте акцент. У нас установлен контакт с УВД в лице участкового инспектора, который должен составить протокол об административном правонарушении, и с органами государственного земельного контроля — это Управление Росреестра.

Проблем много: начиная с вопросов конкуренции, заканчивая вопросами безопасности. Но когда у наших арендаторов будет такое мышление, чтобы на законных основаниях владеть, пользоваться, извлекать прибыль, уплачивать налоги, будет эффект, к этому сейчас всё идёт. Я думаю, всё будет хорошо. Более того, по поручению Вячеслава Викторовича Двораковского, мэра города Омска, мы сейчас проводим мероприятия, суть которых сводится к тому, что мы для каждого округа разрабатываем схему (мы — имеется в виду администрация города). Администраторами этой процедуры являются главы округов, департамент экономической политики и департамент архитектуры. Для каждого округа мы разработаем схему о местах, где целесообразно размещать киоски. Эту схему утверждаем, публикуем, всем будет ясно и понятно. И второе — предоставление этих участков или мест под торговые киоски.

Возможно, мы уйдём от кадастрового учёта. Это уменьшит затраты на себестоимость размещения киоска и, самое главное, всё будет публично, ясно и понятно. Любой предприниматель, посчитав расходы, для себя определит, до какого уровня сложившейся цены на аукционе он готов идти. Нельзя к арендаторам, которые занимаются малым бизнесом, подходить равнодушно, всех зачистить, всех убрать. Я противник этого. Администрация города с пониманием относится к предпринимателям, потому что, я ещё раз повторюсь, это не только арендные отчисления, но и налоги.

Вопрос из зала

А ещё какие-то площадки планируете, скажем так, очищать в ближайшее время?

С.Е. Хорошилов

Слово «очищать» не совсем корректно. Начатые работы необходимы муниципалитету. Это реконструкция улицы 21-я Амурская, расширение дорог и так далее. Мы в первую очередь ведем работу в этом направлении. И я вас уверяю, те арендаторы, которые находятся в законных арендных отношениях, с пониманием относятся и видят, что мы стараемся решить их проблемы. Раньше это были какие-то компенсационные площадки. Если договор заключался на неопределённый срок, это одна ситуация, а если арендатор получил, скажем, землю по договору аренды, и срок договора не истёк, необходимо искать пути решения.

Вот, например, ситуация, которая сложилась по адресу: улица Красный Путь, 18. Первоначально администрация города планировала там реконструкцию дороги. Арендаторам, в том числе «Роспечати», мы направили извещение о том, что в связи с необходимой реконструкцией необходимо будет освободить эти земельные участки.

Прошли обсуждения с департаментом строительства о том, что финансирование недостаточное, решили, что арендаторы могут остаться на месте. На личном приёме с участием структурных подразделений (департамента финансов, департамента строительства) обсудили, как долго арендаторы могут оставаться на этих местах. Я заинтересован, чтобы у нас выполнялся план по доходам.

Мы понимаем, что 1 мая площадка должна быть подготовлена для строителей. Но если они начнут строительство не 1-го мая, а 1-го сентября, то пусть эти киоски стоят. Какие проблемы? Вот такой у нас подход.

Голос из зала

Спасибо.

Г.Г. Назарова

Спасибо. Ещё вопросы?

Вопрос из зала

Сергей Евгеньевич, скажите, пожалуйста, вам удалось связаться с министерством обороны, с которым не решён вопрос по 90 гектарам земли? И если не удалось, что вы собираетесь делать? Как с ними связываться?

С.Е. Хорошилов

Пути коммуникации определены: 21 век — это Интернет, электронное обращение документооборота и так далее. В комитете городского Совета я докладывал о существовании определенных сложностей.

В решении этой проблемы основная роль у главы муниципального образования, потому что, по законодательству, только глава может обратиться и никто иной. У нас было несколько обращений. Один из вариантов решения этой проблемы определен совместно с департаментом архитектуры, который учитывает градостроительные мероприятия и дефицит земли. И у нас же вопрос как стоит? Если земля действительно используется — пожалуйста, главное, что не бурьяном порастает.

Живущим рядом с ней жителям тяжело объяснить, что это федеральная земля, муниципальная, не разграниченная, но они обоснованно задают этот вопрос, причём, разным уровням власти, начиная от главы округа, заканчивая профильным департаментом и мэром города. Мы рассматриваем целые пачки писем. Естественно, и губернатору пишут. Все уровни власти озабочены данным вопросом. Безусловно, решается это не так быстро. Но сказать, что нас сегодня просто игнорируют, нельзя.

Какие мероприятия в рамках своей компетенции я вижу? Во-первых, активно в этом вопросе подключен депутат Государственной Думы Шрейдер Виктор Филиппович. Его советники звонили мне в четверг на прошлой неделе и уточняли, сдвинулось у нас решение этих вопросов или нет. Проходят встречи наших депутатов Госдумы, представителей Совета Федерации и так далее. Работа идет.

27–28 февраля будет проходить конференция Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, рассмотрим и эту проблему, потому что она не только у муниципального образования город Омск, такая проблема, в принципе, присутствует и у наших соседей. И мы хотели бы обсудить ее на этой конференции.

Идея у нас простая: если это необходимо для нужд обороны, как трактует нам закон, то представители министерства обороны должны осуществлять управление в своей части. Но если не задействовано, тогда целесообразно всё-таки использовать эти земельные участки по назначению, извлекать пользу. Есть земельные участки с грифом секретности, где проводятся какие-то мероприятия, но идея-то проста. Если надо использовать для нужд обороны, это совсем другой вопрос. Если нет — давайте вовлечём их в оборот.

Г.Г. Назарова

Спасибо. Все удовлетворили свой интерес? Спасибо, Сергей Евгеньевич. Спасибо, коллеги.

С.Е. Хорошилов

Спасибо.