Пресс-конференции

Пресс-конференция Сергея Козубовича 14.02.2011

Стенограмма пресс-конференции директора департамента строительства Администрации города Омска С.К. Козубовича

С.К. Козубович

Здравствуйте. Я коротко расскажу о том, что мы сделали в 2010 году, я имею в виду мой департамент, и о планах на 2011 год.

Е.И. Моренис

Сергей Константинович, можно я вступлю?

Добрый день, уважаемые коллеги. Традиционная пресс-конференция у нас сегодня с директором департамента строительства Администрации города Омска Сергеем Константиновичем Козубовичем. И, как верно Сергей Константинович уже расставил акценты, мы с вами хоть задали тему «Жилищное строительство. Итоги 2010, перспективы 2011», но, естественно, мы коснёмся и строительства социальных объектов в нынешнем году. Традиционная наша форма пресс-конференции: вступительное слово Сергея Константиновича, а потом, пожалуйста, можно задавать вопросы по теме. Спасибо.

С.К. Козубович

Вам спасибо.

О жилье сначала, о вводе жилья. Вы все знаете, что мы планировали ввести в 2010 году 400 тысяч квадратных метров. По факту введено 344 тысяч квадратных метров. Чем объясняется невыполнение заявленной цифры? Могу сказать, что не проблемами с подключением коммуникаций. На декабрь, кроме тех объектов, которые мы ввели в городе Омске, в высокой степени готовности находилось ещё жилья на 127,5 тысячи квадратных метров, а это 15 домов. Из них 8 домов площадью 59 тысяч квадратных метров, действительно, не имели всех справок по подключению к сетям, по выполнению технических условий о подключении к инженерным коммуникациям. А вот 7 домов общей площадью 68,4 тысячи квадратных метров имели все абсолютно документы, включая эти справки, кроме заключения ГАСН о соответствии построенного объекта проектной документации, техническим регламентам и строительным нормам. Почему застройщикам не удалось получить это заключение у ГАСН, мне трудно судить. По всей видимости, кроме инженерных сетей, у них другие были проблемы на объектах — что называется, ситуация такова. Судя по тем статьям, которые были в печати, и ко мне приходили журналисты, всё время задают вопросы: «А как, чем вы помогаете, как вы оказываете помощь застройщикам?». Сразу хочу сказать, что порядок ввода в эксплуатацию, также как и порядок получения разрешения на строительство, проведение экспертизы жёстко регламентируется федеральным законодательством, причём не какими-то подзаконными актами, а Градостроительным кодексом. Влиять на эту довольно жёсткую процедуру ни один из органов государственной, муниципальной власти не может. Это коммерческая деятельность застройщика.

Но хочу сказать, что мы постоянно работаем с застройщиками. Начиная с января, и эту работу я уже давно начал по 2011 году, первое, что мы делаем уже на протяжении пяти лет, это берём у застройщиков их планы по вводу домов в эксплуатацию. Когда они дают нам свои планы, мы видим, во-первых, какой объём жилья планируется ввести в будущий год. Цифры не появляются с потолка, и это не умозаключение какого-то чиновника, это прогноз, который я делаю на основании письменных заявлений застройщиков. После этого мы анализируем ситуацию по каждому дому, начиная с исходно-разрешительной ситуации и заканчивая исполнением договоров о создании технической возможности. Вы все знаете, что это сейчас для застройщиков довольно серьёзная проблема, потому что она требует больших финансовых вложений. Я имею в виду приобретение тепла определённого объёма, которое необходимо для дома, электроэнергии и право на водоснабжение, водоотведение.

И в течение года, зная о планах застройщика поквартально, в департаменте строительства мы ежемесячно собираем следующую команду, группу. Это представители департамента архитектуры, ГАСН, департамента имущественных отношений, когда есть проблемы с землей — ГУЗР и мы. И пытаемся помочь застройщикам именно в части ускорения оформления соответствующих документов. Это, по сути, на мой взгляд, единственное, чем можем оказать содействие, потому что всё остальное лежит в плоскости их коммерческой деятельности. Вы, наверное, это все прекрасно понимаете. Ну, могу сказать, как и сам являюсь застройщиком, заказчиком, это довольно большая помощь, тем более что в прошлом году мы конкретно нескольким предприятиям помогли решить очень сложную проблему, без решения которой может быть срок ввода был у них значительно больше.

Что касается планов на этот год, мы их сформировали. Таких домов, которые застройщики планируют ввести в этом году 59, общей площадью, как мы и планировали ранее, 449 тысяч. 425 тысяч квадратных метров мы планируем обеспечить к вводу.

Скажу откровенно, что мы сейчас ещё анализируем ситуацию на строительном рынке, работаем с застройщиками в плане уточнения их планов. Я думаю, что эта цифра достаточно реалистична.

По жилью пока всё. Будут вопросы — зададите.

Часто возникает вопрос: «Кто крупнейший застройщик? Кто на первом месте, кто на втором?» По 2010 году на первое место вышел Шестой завод сборного железобетона, директор Гурина.

«Стройбетон», наш лидер долгие годы по сдаче жилья, оказался на втором месте. Ну, а остальные застройщики вводят по одному, по два дома. У них объёмы строительства жилья достаточно невысокие. По 2010 году, может вам будет интересно, у нас вели строительство и ввели объекты в эксплуатацию 10 застройщиков.

Далее. Ну, наверное, из таких важнейших тем, которыми департамент строительства занимается, несмотря на то, что по большому счёту даже в Положении о департаменте этой проблемы нет, это проблема дольщиков, вы это понимаете прекрасно. На сегодняшний день из 87 домов, которые строились с привлечением дольщиков на 1 марта 2009 года (напомню, это было первое заседание межведомственной комиссии в городе Омске), на сегодняшний день таких домов осталось 52. Хочу сказать, что 52 — это немножко больше, чем должно быть. Но объясню. Тут появились три дополнительно дома. Мы просто дома по Малиновского разбили на две очереди: это панельная часть и кирпичные вставки. Поэтому здесь цифры могут по разным данным отличаться на 3–4 дома. Но суть, я думаю, не в этом.

В 2010 году введён 21 дом, где использовались средства дольщиков. Получили квартиры 1 994 семьи.

По оставшимся домам. Как мы подошли к сложившейся ситуации? Мы разбили все эти дома на три категории. Во-первых, подготовили план действий, обсудили с коллегами из департаментов и минстроя, какими путями мы можем двигаться дальше, разбили их на три категории. Первая категория — это дома, застройщики которых находятся в нормальной финансовой ситуации. Дома строятся, может быть, не везде выдерживается график, но процедура банкротства не начата, и, в принципе, если у кого из застройщиков были проблемы, сейчас выравнивается финансовая ситуация, и дома продолжают строиться. Таких домов 29. Вы прекрасно понимаете, что по ним мы, самое главное, отслеживаем ход строительства.

На каждый объект мы сейчас готовим паспорт. Для чего этот паспорт? Мы хотим немножко глубже проанализировать ситуацию по домам для того, чтобы посмотреть, как у застройщика обстоят дела с техническими условиями, где надо их продлевать, потому что, что греха таить, застройщики разные бывают: у одних сильный ПТО, сильные специалисты, отслеживают все проблемы по строящимся домам, у других — послабее. Технические условия, дальше договоры о создании технической возможности, где таковые тоже нужны, разрешение на строительство, ну, и все прочие параметры. Выполняется, не выполняется график и так далее.

У нас, в принципе, такие паспорта уже готовы, мы их сейчас обновляем. Такие паспорта мы сделали ещё в прошлом году. Мы их сейчас актуализируем. И дальше: нужна помощь — будем собираться, помогать; не нужна — будем отслеживать ход строительства.

Вторая категория — это дома, по которым и процедура банкротства не начата у застройщиков, и строительство, скорее всего, не ведётся. Здесь такая сложная ситуация. Как-то повлиять на застройщика у администрации города, вы прекрасно понимаете, уже это много раз обсуждали, правовых оснований нет, кроме как работать совместно с Главным управлением архитектурного и строительного надзора, потому что в соответствии с Федеральным законом и Законом Омской области полномочия по работе с 214-ФЗ по строительству жилых домов и контролю за этим строительством возложено именно на ГАСН.

Мы вместе с ГАСН пытаемся воздействовать на застройщика, изучить его проблемы для того, чтобы понять, в чём проблема. Таких домов пять. Они в переходном состоянии.

Следующий этап — это банкротство предприятия. Здесь, правда, находится один дом МИГ-21. Всё-таки мы во вторую категорию его отнесли, несмотря на то, что в отношении МИГ-21 уже начата процедура банкротства. Но по улице Герцена дом в высочайшей степени готовности, там совершенно немного надо усилий для того, чтобы его сдать. Вот как раз сегодня я собираю и застройщиков, и внешнего управляющего по МИГ-21, попытаемся проблему по этому конкретному дому сдвинуть. И здесь, если мы видим (с ГАСН мы плотно работаем), что застройщик не реагирует, тогда у нас есть ещё возможность — мы информируем силовые органы: УВД, прокуратуру — для того чтобы они обратили внимание на этого застройщика.

И третье: это 17 домов, те дома, по которым начата процедура банкротства, находятся в разной степени готовности. Это в основном касается «Омсктроя-2001», это СМУ-1 КПД, это «КОНТО» и теперь уже МИГ-21. Здесь ситуация следующая. Мы ещё в прошлом году сделали экономический анализ, он, кстати, послужил основой для принятия решения в дальнейшем. И когда минстрой принимал решение о выделении субсидий, мы по каждому дому делаем анализ. И вот сейчас договорились, минстрой нам поручил; мы и так спланировали, просто на последней рабочей группе в минстрое нам это записали в протокол. Мы будем делать экономический анализ и по остальным домам, и по «Омсктрою-2001», по МИГ-21; по «КОНТО» он уже выполнен, и актуализируем его по СМУ-1 КПД.

Далее. В разработке плана мероприятий на этот год участвовали все структуры, правовые департаменты, минстрой. Мы проанализировали ещё один раз федеральное законодательство, и в принципе оказалось, что в законе Омской области по работе с дольщиками нам, муниципальному образованию, записано учитывать интересы дольщиков при выделении земельных участков, при вводе объекта в эксплуатацию, предоставлении, заключении договоров о плате за присоединение и так далее. Ни по одному из этих трёх направлений федеральное законодательство не позволяет муниципальному образованию, собственно, как и правительству Омской области, вмешиваться в этот процесс. Предоставление земельных участков с аукциона — эта процедура жёстко регламентируется Земельным кодексом. Ввод объекта в эксплуатацию — также, Градостроительный кодекс. Предоставление и заключение договоров о плате за присоединение регламентируется федеральными законами и постановлением правительства.

Это не означает, что и правительство Омской области, и мы сложили руки. Нет, мы продолжаем поиск, продолжаем двигаться в этом направлении. В печати этого нет, но хочу сказать: вы прекрасно понимаете, мы объединили усилия, мы продолжаем работать вместе, потому что мы не можем друг без друга. Как не может правительство и ГУЗР без архитектуры подготовить земельные участки на конкурс, так и мы не можем без минстроя, без областных структур работать в этой части. Потому что, ещё раз повторюсь, эта возможность воздействия, возможность контроля со стороны государства возложена на субъект федерации. Поэтому мы двигаемся. Есть свет в конце туннеля, и мы будем заниматься этим до того момента, пока по этим 52 домам не будут решены все проблемы.

К сожалению, ситуация на строительном рынке такова, что активность инвестиционная не очень велика. Однако инвесторы есть. Даже в этой ситуации — тот же АК-БАРС, Малиновского, 11, вторая очередь. Всё-таки и банк удалось привлечь, здесь работу большую и минстрой провёл, и мы очень много встречались с АК-БАРС-Банком. По Малиновского, 11 вторая очередь всё-таки есть инвестор.

По другим объектам не буду сейчас в деталях рассказывать, потому что сейчас идёт работа. Обозначить вам — это значит, может быть, и сорвать эту работу. Используя все эти три направления, не нарушая федерального законодательства (безусловно, нам это право никто не давал), но всё-таки где-то используя административный ресурс, это единственный вариант — поиск инвесторов. Где безвыходная ситуация, там, где экономика у нас будет вообще нулевой или отрицательной, с отрицательным балансом, — будем смотреть, будем продолжать практику субсидирования.

По прошлому году хочу заметить, что объём капиталовложений со стороны правительства Омской области, если мне не изменяет память, составил где-то 35 миллионов прямых субсидий, плюс 12 миллионов граждане. Со стороны администрации города, если учесть затраты нашей тепловой компании, он составил 41 миллион. Здесь субсидий не было. По нашему положению предоставления субсидий софинансирование дольщиков не предполагалось. 41 миллион, из них 35 миллионов — это были затраты тепловой компании и 6 миллионов — это были прямые субсидии на выполнение благоустроительных работ.

Как-то одна из журналисток на передаче «Знак вопроса» с удивлением узнала, что затраты на благоустройство также являются затратами на строительство дома, для неё это было открытием. Хочу вас поставить в известность, что благоустройство является прямыми затратами инвестора на строительство дома. Без благоустройства дом ввести нельзя, также как и внешние сети.

На этот год мы будем продолжать субсидирование работ по благоустройству. Но объём пока ещё не определён, всё будет зависеть от того, какие цифры нам доведут департамент экономической политики, департамент финансов, поэтому конкретно сказать по адресам я сейчас не смогу.

По объектам прошлого года. К сожалению, объём инвестиций, это не секрет, по муниципалитету, по адресной инвестиционной программе и конкретно по моему департаменту очень сильно упал по сравнению с другими годами. Он составил, чтобы мне не ошибиться, 670 миллионов, но из них, сразу хочу сказать, 405 миллионов были субсидии из федерального бюджета. Поэтому объём капиталовложений был очень небольшой по сравнению с прошлыми годами.

Однако что нам удалось сделать? Практически на две трети выполнены работы по второй очереди на 21-й Амурской. Смонтированы все балки. Кто живет в микрорайоне Первокирпичный, обратил внимание. Выполнены и находятся на складе анизотропные плиты. Осталось 55 миллионов. Я думаю, месяца четыре — и путепровод будет готов. Ну, и есть только четыре месяца с тёплым периодом, чтобы можно было закатать в асфальт.

Кроме того, нам удалось выполнить работы по демонтажу путепровода на Торговой. Надо сказать, что с инженерной точки зрения это была очень сложная задача. Мы работали над действующим Транссибом. И хочу сказать, что при демонтаже мы ещё раз убедились, насколько своевременно этот демонтаж был выполнен: состояние строительных конструкций было достаточно плачевным.

Сейчас мы ждём решения по выделению федеральных средств, субсидий. По нашим оценкам, необходимо около 400 миллионов. Необходима корректировка проекта, необходима разработка рабочей документации и, соответственно, выполнение строительно-монтажных работ. Там должна быть ещё процедура по выбору подрядной организации на проектирование, впоследствии — на строительство. По нашим оценкам, срок выполнения работ — это 2011 и 2012 годы.

Если средства будут выполнены, я как сказал, на 21-ой Амурской будет закончен путепровод в этом году. И ещё в планах, если будет, опять же, федеральное софинансирование, завершить развязку Гагарина — Щербанёва, которая находится в центре города.

Кроме того, в прошлом году мы ввели ФОК рядом со школой № 67. Это физкультурно-оздоровительный комплекс школы № 67. Хочу сказать, что по стоимости он практически в полтора раза больше, чем был в районе школы № 68. Там много залов и для единоборств, для бокса, для физподготовки. Это такой спортивный комплекс, который будет работать на весь район, прилегающий к этому комплексу. На мой взгляд, получилось очень здорово.

Много мы работали по благоустройству. Здесь мы помогали нашим коллегам. В принципе, наш департамент отвечал за выполнение в срок работ по благоустройству трёх микрорайонов: Релеро, 12-й микрорайон и «Омская крепость». Кто рядом живёт, видел, что особенно в июле мы работали практически весь световой день, то есть там оставалось часов пять-шесть на сон, но мы всё успели. И мне кажется, что День города в этих районах прошёл на очень достойном уровне.

По планам. В адресной программе 2011 года — работы по началу строительства по двум объектам. Это дошкольное образование. У меня в планах стоит начало строительства по трём детским садикам: в Кристалле на 200 мест, в 5-м микрорайоне на 310 мест и детский сад № 4 в Советском административном округе.

Кроме того, планируем продолжить работы по двум школам тоже в 5-ом и в микрорайоне Кристалл. Обе школы по 550 мест.

Думаем начать работы пока с инженерного обследования по средней образовательной школе № 124, это в Крутой горке.

Кроме того, в адресной программе четыре объекта здравоохранения. Это больница имени Кабанова, поликлиника на 1 000 мест, поликлиника на 400 посещений и поликлиника на 300 посещений. Здесь у нас в основном разработка проектно-сметной документации. Кроме четырёхсотки: на 400 посещений — это продолжение строительства.

Ну, и по спорту. Это два катка по улице Бархатовой и на стадионе «Шинник». Честно скажу, что по «Шиннику» информация, по-моему, уже отрицательная: он не попал в перечень федерального софинансирования. По Бархатовой пока ещё вопрос решается.

В принципе, у меня всё. Сейчас ещё одно замечание. Что касается спорта. В этом году, скорее всего, будут внесены изменения в адресную программу, и мы начнём проектирование по строительству центра самбо имени Пушницы в Советском административном округе.

Ещё хочу также сказать о благоустроительных работах. Мэр города Омска принял решение о них в каждом округе. В прошлом году было три микрорайона, в этом году планируем охватить все округа и всё-таки по одному району благоустроить. Это Октябрьский округ в границах улицы Пономаренко; Кировский округ — это сквер Борцов революции; Центральный округ — это Первокирпичный (вы все об этом знаете — там строится храм Архангела Михаила); Ленинский округ — это территория для размещения памятного знака Рождественскому в границах одноименной улицы. И в Советском округе начнём работу в парке культуры и отдыха «Советский», там большой объём работ планируется. Скорее всего, эта работа будет проведена за два года. Я назвал пять объектов, благоустроительными работами в которых будет заниматься департамент.

Но, в принципе, работ по благоустройству, если взять по объёму, будет в два раза больше. Просто остальными объёмами будут заниматься округа самостоятельно, без участия департамента, поэтому я назвал только те, которые касаются моего департамента.

На этом всё. Прошу задавать ваши вопросы.

Е.И. Моренис

Спасибо, Сергей Константинович.

Пожалуйста, коллеги, ваши вопросы Сергею Константиновичу.

«Коммерческие вести»

Хотел уточнить по поводу строительства развязки по улице Гагарина на Бударина. Раньше в планах не было. Здесь основной источник финансирования — это предполагается федеральный бюджет или ещё какие-то источники? И что в этом году реально можно будет сделать?

С.К. Козубович

Если федеральный бюджет финансирует, всегда требуется финансирование муниципальное, если объект муниципальный. А процент определяется, каждый раз он разный на каждый год, поэтому здесь как минимум будет федеральное софинансирование. Будет ли участие Правительства Омской области, не могу сказать.

Е.И. Моренис

«СуперОмск», пожалуйста.

«СуперОмск», Владимир Червонящий

Сергей Константинович, по поводу Дворца самбо имени Александра Пушницы. Вот 17 ноября должна была быть забита первая свая, ещё десятого года, и так причины не объяснили, почему сваи не забили. Потом должен был приезжать Карелин также на торжественное открытие, забитие первой сваи.

С.К. Козубович

Наверное, потому что он не приехал.

«СуперОмск», Владимир Червонящий

Не приехал Карелин, и из-за этого, получается, отменили строительство? И вот сейчас в подвешенном состоянии …

С.К. Козубович

Не путайте, пожалуйста, забивку сваи и начало строительства.

«СуперОмск», Владимир Червонящий

Когда оно начнётся? Такой вопрос.

С.К. Козубович

Оно начнётся после того, когда в адресной программе появится эта строчка, будут выделены средства для финансирования этого объекта.

Пока средства нужны для проектирования. После этого департамент строительства подготовит материалы на проведение конкурса, на определение подрядчика на проектирование. Пройдёт процедура проведения этого конкурса, будет определён подрядчик на проектирование. Он выполнит проектную документацию, как минимум. Пройдёт экспертизу, причём учитывая, что мы предполагаем здесь федеральное софинансирование. Это экспертиза будет не только главного архитектурно-строительного надзора, но вполне возможна и государственная экспертиза, которую проводит Синькова.

И после того, когда будет определена сумма, согласованная государственными структурами, будут подготовлены документы для Министерства регионального развития, будет, соответственно, предусмотрено софинансирование в бюджете муниципального образования, наша доля на софинансирование. После этого я провожу конкурс на определение подрядчика на выполнение строительно-монтажных работ. И вот после этого на объект зайдёт генеральный подрядчик, с которым будет заключён контракт муниципальный, вот тогда начнётся финансирование.

А забивка сваи — это знаковое мероприятие, которое говорит для людей из федеральных структур, что в принципе мы заинтересованы, нам это очень интересно, и мы готовы софинансировать.

«СуперОмск», Владимир Червонящий

Я понял. Получается, когда попадает в адресный план, в строку адресного плана…

С.К. Козубович

В адресную инвестиционную программу бюджета города Омска.

«СуперОмск», Владимир Червонящий

Вот здесь какая-то дата уже может быть конкретная начала вашего?..

С.К. Козубович

Вы знаете, мы подали заявку. Мы в принципе определили объём финансирования на проектирование. Ближайший горсовет, который будет принимать решение об изменении адресной программы, будет в марте этого года. Дату ещё не назначили.

«СуперОмск», Владимир Червонящий

Всё, спасибо.

С.К. Козубович

Пожалуйста.

Е.И. Моренис

Пожалуйста, ещё вопросы. Пожалуйста, радио «Сибирь».

Радио «Сибирь»

Скажите, пожалуйста, а будут ли введены в эксплуатацию в сфере развлечений, торговли, в сфере обслуживания какие-либо объекты в этом году?

С.К. Козубович

Вы знаете, для этого мне надо было бы опросить инвесторов, которые строят сейчас коммерческие объекты. К сожалению, я этим не занимаюсь и никогда не занимался. Это их коммерческая деятельность, которая к муниципалитету вообще никак не относится.

Е.И. Моренис

ГТРК «Иртыш», пожалуйста.

«Вести»-Омск», Галина Журова

Насколько я помню, были планы масштабные по благоустройству территорий придомовых, по ремонту дорог внутриквартальных. Вот тут цифры как-то уже уточнены и объекты?

С.К. Козубович

Вы знаете, они и остались, эти планы. Но дело в том, что этими работами занимается департамент дорожной деятельности. Так как я участвую в совещаниях, я могу только вам сказать (я могу ошибиться, не моя цифра) — 560, около 600 миллионов, она осталась. Сейчас прорабатывается вопрос, там вообще сама процедура достаточно сложная.

С чем она связана? Она связана с тем, что по округам распределили объёмы работ. Пока официально из правительства нам эту цифру не довели, мы ориентируемся на эти объёмы работ, на 600 миллионов. После этого необходимо получить чёткое понимание сметы, или расценки, которые бы были согласованы, опять же, государственными структурами, которые проводят экспертизу, в части стоимости работ. То ли это будет смета на конкретный вид работ, то ли это будет смета на единичный объём работ. Почему, вы понимаете? Здесь будет федеральное софинансирование, все федеральные деньги жёстко требуют эти цифры, чтобы были согласованы, после этого, на мой взгляд, будут выполнены.

А таких объектов, в чём ещё сложность, очень много, их сотни. И чтобы правильно посчитать затраты, по всей видимости, необходимо будет департаменту дорожной деятельности вместе с округом, вместе обязательно с руководителями КТОСов или старшими по домам (здесь уже в зависимости от того, как эта процедура будет разработана) составить дефектную ведомость, для того чтобы чётко определить те объёмы работ, которые надо будет выполнить. Обязательно она должна быть согласована со всеми заинтересованными лицами, включая, может быть, и представителей правительства Омской области, минстроя, которые будут выделять эти средства для того, чтобы эти объёмы были зафиксированы жёстко. Ну, и дальше уже будут приступать к работе.

То есть вот сейчас как раз и департамент дорожной деятельности эту работу ведёт. Руководит ею первый зам Потапов Владимир Дмитриевич, они сейчас эту процедуру обдумывают, разрабатывают. Она, скорее всего, будет согласована и с правительством, и мы готовимся; это очень непросто. Потому что, кроме того, чтобы получить деньги, выполнить, нужно за каждый рубль отчитаться.

Е.И. Моренис

«Вечерний Омск», пожалуйста.

«Вечерний Омск»

Скажите, пожалуйста, вот Вы отнесли ко второй категории домов, по которым ещё не начато банкротство застройщика, но и работы уже не ведутся, 5 домов. Вот кто там застройщик, какие адреса, можете уточнить?

С.К. Козубович

МИГ-21 я назвал, Герцена, несмотря, что процедура есть. Ко второй категории я отношу, несмотря ни на что, ЖСК «Образование». Потому что вопрос по инвестору решён — «Ак Барс» банк, хотя не могу сказать, что у них движение идёт интенсивно. И об этом, кстати, говорили недавно на рабочей группе в минстрое. Хочу сказать, что мы присутствуем на всех рабочих группах и работаем с минстроем, что называется, нормально.

И ещё один дом сюда я отнёс — СМУ-1 КПД по Малиновского, 11, вторая очередь. Здесь тоже есть застройщик-претендент или кандидат, пока тоже очень медленно работы идут, идёт проектирование. На этой неделе также запланировал встречаться. Здесь надо сказать, что ЖСК, который образован — может быть, за счёт того, что всё-таки люди не строители и их уже один раз обманули, — очень тяжело принимают решения, тяжело идут на какие-то контакты. Ещё надо сказать, что инвесторы действуют тоже крайне осторожно. Их тоже можно понять.

Остальные адреса, честно говоря, сейчас просто на память не помню. Если хотите, я могу потерять одну-две минуты: у меня здесь в папочке есть перечень, останетесь — я вам потом поточнее скажу.

Е.И. Моренис

«Коммерческие вести», пожалуйста.

«Коммерческие вести»

Хотел ещё уточнить: в СМУ-1 КПД введено конкурсное производство, там формируется конкурсная масса, наверное, сейчас для продажи с торгов. А как ситуация с объектами дольщиков?

С.К. Козубович

Там, вы знаете, Мунш отказался от выполнения обязанностей конкурсного управляющего, сейчас Вишняков конкурсный управляющий. 18-го будет собрание кредиторов. Ждем 18-е. В принципе, я возлагаю некоторые надежды на нового конкурсного управляющего.

«Коммерческие вести»

А собрание кредиторов должно решить о том, чтобы передать эти дома дольщикам?

С.К. Козубович

Да. Надо сказать, что на этой неделе собираю у себя всех заинтересованных лиц по вводу пяти домов, которые получили инвестиции. Это Малиновского, 4 — панельная часть, 4а — панельная часть, 11 — первая часть, панельная часть Малиновского, 2 и Малиновского, 13. Или второй адрес — это 5-я Крайняя. Значит, есть проблемы. Кто был на рабочей группе, я не говорил: я считаю, что надо собраться, всем обсудить эти проблемы, и мы на этой неделе собираемся.

Е.И. Моренис

Пожалуйста, «Вечерний Омск»

«Вечерний Омск»

Ещё один вопрос. Вот скажите, пожалуйста, был спад ипотеки, вот как-то популярность немножко упала, сейчас, на Ваш взгляд, как? Поднимется?

С.К. Козубович

Вы знаете, я читал отчёт о достигнутых результатах правительства, минстроя Омской области. Я видел цифру ипотечного кредитования, но, честно говоря, руки не дошли, я не анализировал. У меня есть данные перед кризисом — восьмой, девятый год, — я проанализирую.

Но, что хочу сказать, 425 тысяч квадратных метров жилья, которые мы планируем в этом квартале, и 860 тысяч в восьмом году — это всё-таки разные цифры. И Вы должны понимать, что они о многом говорят. На мой взгляд, я это уже говорил, и, в принципе, это знают все специалисты, которые занимаются строительством, — мощностей предприятий строительной индустрии в городе Омске достаточно для того, чтобы строить миллион квадратных метров в год, я имею в виду заводов. Объём выпускаемой продукции, строительных материалов, кирпича, железобетонных изделий, мощности самих строительных организаций. Поэтому раз пока у нас застройщики продолжают строить, и у них в планах 425, значит, нехватка мощностей исключается, соответственно, вопрос — покупательская способность.