2. Введение

Настоящий Генеральный план представляет собой принципиально новую разработку Генерального плана города Омска по отношению к Генеральному плану, разработанному московским институтом «Гипрогор» в 1969–1970 годах.

Основными причинами, определившими необходимость разработки генерального плана, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее — город Омск) являются:

  • окончание в 2000 году расчетного срока реализации положений Генерального плана города Омска, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 03.03.1970 № 139;
  • изменение земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации;
  • новые требования Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием территории, подготовкой документации по планировке территории, ведением информационной системы обеспечения градостроительной деятельности;
  • необходимость осуществления согласованной подготовки документов территориального планирования Омской области и города Омска с учетом взаимных интересов сопредельных территорий в соответствии с действующим законодательством;
  • внедрение автономных и альтернативных источников инженерного обеспечения застройки, резкое увеличение уровня автомобилизации, изменение концепции транспортного обслуживания в связи с трансформацией пассажиропотоков;
  • увеличение объемов многоэтажного и малоэтажного строительства, ликвидация зон сноса объектов недвижимости, необходимость реконструкции и уплотнения существующего жилищного фонда;
  • необходимость эффективного использования существующих территорий промышленных предприятий;
  • необходимость размещения на территории города Омска объектов инфраструктуры бизнеса, потребительского рынка (супермаркеты, оптовые и мелкорозничные ярмарки и т.д.), культурно-досуговых центров.

В соответствии с законодательством Российской Федерации каждый городской округ должен иметь утвержденные генеральный план, правила землепользования и застройки, а также документацию по планировке территории. Эти документы определяют стратегию оптимального развития муниципальных образований. После утверждения указанные документы приобретают юридическую силу, становятся обязательными для исполнения всеми участниками градостроительной деятельности, а для органов местного самоуправления — основными рычагами регулирования градостроительной деятельности на территории муниципальных образований.

При разработке Генерального плана города Омска создана первоначальная информационно-аналитическая база на электронных носителях, дальнейшее наполнение и совершенствование которой позволит оптимизировать управление градостроительными процессами на территории города Омска.

Представленные карты (схемы) являются обязательными элементами работы, но они — срезы информации, содержащейся в общей электронной базе.

В разработке электронной модели города Омска участвовали ведущие институты России.

Специалистами Центрального научно-исследовательского института проектирования и градостроительства Российской академии архитектурных и строительных наук (ЦНИИП градостроительства РААСН, г. Москва) выполнена электронная карта комплексной оценки стоимости земли, оптимизация функционального зонирования и баланса территорий всей территории города с разработкой программного комплекса, позволяющего вести мониторинг изменения стоимости территории с учетом ее освоения.

Специалисты Института системного анализа Российской академии наук (г. Москва) разработали программный комплекс по расчету транспортной загрузки улично-дорожной сети, позволяющий впоследствии принимать оптимальные решения по организации движения.

Международный институт стратегического проектирования (НОУ МИСП, г. Омск) разработал методическое пособие по разработке градостроительной документации, методику по расчету оптимальных параметров градостроительных зон, позволяющую разработать генеральную схему зонирования территории города Омска для последующей разработки Правил землепользования и застройки.

Институт территориального планирования (ООО «ИТП «ГРАД», г. Омск) выполнил электронную базу данных по современному использованию территории города. В создании отдельных подсистем и алгоритмов активно участвовали специалисты отдела автоматизации проектирования Открытого акционерного общества «Территориальный проектный институт «Омскгражданпроект» (ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект»).

Характерной особенностью Генерального плана города Омска является легитимный характер основных его предложений. В связи с этим в период 2005–2006 годов по вопросам генерального плана проведено 28 градостроительных советов с участием представителей органов местного самоуправления, государственных надзорных органов, творческих союзов и научных обществ:

  • 23–25 марта 2006 года специалисты открытого акционерного общества «Ленгипрогор» совместно с департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска провели деловые игры, по результатам которых разработана Концепция социально-экономического развития города с оптимистическим и пессимистическим вариантами развития города;
  • в мае 2006 года проведены семинары с эксплуатирующими службами города, департаментом городского хозяйства Администрации города Омска и государственными надзорными органами. На этих семинарах выработаны основополагающие позиции по развитию инженерно-транспортной инфраструктуры;
  • 20 декабря 2006 года впервые проведены публичные слушания в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации. Протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний прилагаются к проекту Генерального плана города Омска.

По задачам и общим положениям нового Генерального плана города Омска 22 мая 2007 года проведено совместное совещание с представителями Омского отделения Российского географического общества, а 7 июня 2007 года проведено рассмотрение вопросов Генерального плана города Омска с Омским представительством Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и Омской организацией Союза архитекторов России (ООСА РФ).

С переходом к электронной версии Генерального плана города Омска сделан принципиальный шаг к формированию системы непрерывного градостроительного проектирования, о которой в городе Омске говорят уже много лет. На единой электронной базе данных выполнены Генеральный план города Омска, генеральная схема градостроительного зонирования для правил застройки и землепользования города Омска, что позволяет выполнить в этой же базе все проекты планировок города Омска, включая проекты межевания и градостроительные планы.

В итоге данная модель должна позитивно повлиять на процедуру выдачи разрешительной документации для строительства на территории города Омска, а также должна быть использована в системе ведения кадастра объектов недвижимости на территории города Омска. Указанная работа будет продолжена при реализации действий по подготовке всего объема градостроительной документации в отношении территории города Омска.

Генеральный план города Омска является важнейшим инструментом развития городских территорий. В его основе лежат концепции урбанизма, ориентированные на обеспечение удобства, экономической эффективности, гармоничного сосуществования функциональных зон и взаимодействия горожан. Генеральный план города Омска представляет собой пространственную рамку общественных отношений и экономического развития в обязательных условиях экологической устойчивости территории.

На основе материалов Генерального плана города Омска, в соответствии с действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации разрабатываются:

  • правила землепользования и застройки городских территорий, проекты планировок территории города Омска;
  • информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ИСО ГД — база данных и мониторинг);
  • открытые презентационные материалы Генерального плана города Омска, в том числе на соответствующем интернет-сайте.

Порядок разработки и принятия генерального плана установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации.