4.2.12. Основные направления развития инфраструктуры энергетического комплекса

Инфраструктура энергетического комплекса включает системы тепло-, электро- и газоснабжения города.

В целях оздоровления городской среды при реализации градостроительных мероприятий в сфере развития инфраструктуры энергетического комплекса планируется:

  • предусмотреть реконструкцию и развитие городских централизованных тепловых сетей с наиболее эффективным перераспределением по зонам города имеющихся мощностей на действующих теплоисточниках;
  • размещение дополнительных локальных теплоисточников предусматривать только на периферийных участках города, значительно удаленных от городских теплоцентралей.

Теплоснабжение

Основные направления развития системы теплоснабжения предусматривают:

  • сокращение теплопотерь более чем на 5% суммарной мощности источников тепла в городе путем повышения теплозащитных характеристик новых и реконструируемых зданий и теплотрасс;
  • повышение надежности и эффективности систем теплоснабжения путем их децентрализации и строительства локальных тепловых установок, обеспечивающих более 25% суммарной мощности источников тепла в городе и не требующих строительства протяженных теплотрасс.

Теплоснабжение для Сибирского мегаполиса — основа его жизнеобеспечения. Энергетический комплекс города Омска представляет собой централизованную структуру, в которую входят:

  • теплоэлектроцентрали (ТЭЦ-2, 3, 4, 5, Кировская районная котельная) ОАО «Омская электрогенерирующая компания» с суммарной установленной тепловой мощностью порядка 5100 Гкал/ч; ТЭЦ-2 работает в режиме котельной;
  • промышленно-отопительные котельные промпредприятий, на долю которых приходится около 4200 Гкал/ч;
  • источники иной собственности — 1000 Гкал/ч.

По состоянию на 2006 год город Омск имеет достаточное количество тепла, а в правобережной части имеется также резерв 1900 Гкал/ч, однако он не может быть использован из-за недостаточной пропускной способности тепломагистралей или их отсутствия. В левобережной территории города Омска в связи с начавшимся активным строительством наблюдается дефицит тепла.

Стратегия развития теплоэнергетики должна учитывать энергетическую безопасность региона, которая становится особенно актуальной из-за значительной изношенности имеющихся тепловых сетей, а также морального и физического износа оборудования источников теплоснабжения. За исключением ТЭЦ-5, основное оборудование теплоэлекторцентрали уже превысило нормативный срок эксплуатации.

Очевидно, что развитие теплоснабжения должно идти по пути:

  • снижения расходов тепла за счет его рационального использования;
  • снижения расходов сжигаемого топлива за счет применения высокотехнологичного оборудования;
  • снижения факторов, влияющих на ухудшение экологической обстановки;
  • увеличения надежности и устойчивости систем теплоснабжения;
  • снижения доли сжигаемого газа на котельных и переход на сжигание угля сибирских месторождений.

Левобережная зона

В связи с широкомасштабным строительством в этой зоне основным направлением развития теплоснабжения является увеличение производства тепла на период до 2015 года на 1290 Гкал/ч, в том числе до 2010 года на 610 Гкал/ч.

Для покрытия этих нагрузок, наряду с модернизацией Кировской районной котельной, здесь необходимо строительство ТЭЦ-6 тепловой мощностью 1200 Гкал/ч, электрической мощностью 580 МВт.

Первый энергоблок станции мощностью 115 МВт должен быть запущен к 2010 году, выход на проектную мощность к 2015 году.

В качестве топлива следует использовать уголь Канско-Ачинского месторождения, принять передовую технологию сжигания в циркулирующем кипящем слое, что позволит и уменьшить выбросы в атмосферу и количество золошлаковых отходов, которые можно использовать для производства стройматериалов.

В Северо-Западной промышленной зоне Левобережья необходимо строительство газотурбинной станции (ГТУ-ТЭЦ) тепловой мощностью 300 Гкал/ч, электрической — 100 МВт. Первая очередь этой станции должна быть запущена в конце 2008 года.

До 2008 года строительные площадки Левобережья будут обеспечиваться теплом от существующих теплоисточников Правобережья (ТЭЦ-3; ТЭЦ-4) с реконструкцией и строительством магистральных тепловых сетей, а также от построенных газовых котельных фирмы «Октан».

Для передачи тепла от ТЭЦ-3 предлагается реконструкция существующих тепловых сетей по ул. Королева и транспортировка теплоносителя через реку Иртыш по мосту в створе ул. Заозерная. От ТЭЦ-4 предлагается строительство магистральной теплотрассы вдоль правобережной части Иртыша, с переходом через реку Иртыш по метромосту в створе ул. Фрунзе.

Эти магистрали при вводе новых теплоисточников на ЛБИ позволят создать закольцовку их с сетями правобережья, что обеспечит перетоки теплоносителя в обе стороны и повысит надежность теплоснабжения как ЛБИ, так и центральной части города Омска.

Северная зона

На новое строительство в Северной зоне необходимо 630 Гкал/ч, в т.ч. до 2010 года 360 Гкал/ч.

Предлагается жилые районы Северных улиц (150 Гкал/ч) обеспечить от ТЭЦ-5; микрорайоны «Амурский 1, 2» (150 Гкал/ч) от котельной НПО «Сибкриогентехника».

После 2010 года со строительством теплоисточников на ЛБИ, высвобожденные мощности от ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4 будут использованы для Северной зоны города Омска, что даст возможность провести реконструкцию и техперевооружение этих источников.

Южная зона

В настоящее время Южная зона города Омска запитана теплом от нескольких теплоисточников:

  • ТЭЦ-5, ТЭЦ-2, ОАО «Омская электрогенерирующая компания»;
  • ОАО «Омскшина» (установленная мощность 730 Гкал/ч, имеется резерв);
  • ОАО «Завод технического углерода» (установленная мощность 286 Гкал/ч);
  • другие котельные промышленных предприятий и МП «Тепловая компания», в том числе котельная по ул. Заслонова и котельная в пос. Светлый.

Дополнительная потребность в тепле в этой зоне до 2015 года составит 300 Гкал/ч.

Южная зона железнодорожной магистралью разделена на две части: к северу от железной дороги и югу от нее. Северную часть предусматривается подключить к ТЭЦ-5 с частичной реконструкцией и строительством тепловых магистралей. Южную часть, где предусматривается застройка новых микрорайонов, предлагается рассмотреть по двум вариантам:

  • Необходимое дополнительное количество тепла взять на котельной ОАО «Омскшина», для чего предусмотреть реконструкцию существующих тепловых сетей. Протяженность трассы около 6 км, с пересечением железнодорожной магистрали. Резервирование тепла предусмотреть от сетей ТЭЦ-5 в районе тепловой насосной станции № 13, что позволит закрыть котельную по ул. Заслонова.
  • Построить газотурбинную станцию (ГТУ-ТЭЦ) тепловой мощностью 300 Гкал/ч с выработкой электрической энергии 100 МВт. Это позволит закрыть существующие котельные по ул. Заслонова, в пос. Светлый и отказаться от тепловой энергии котельных ОАО «Омскшина» и ОАО «Завод технического углерода».

Электроснабжение

Омская энергосистема входит в объединенную энергосистему (ОЭС) Сибири. В настоящее время она энергодефицитна.

Электроснабжение потребителей Омской области и города Омска осуществляется на 70% от собственных ТЭЦ-3, 4, 5 и блок-станций некоторых промпредприятий и на 30% от внешних источников. В конце 2005 года годовой максимум нагрузки по Омской энергосистеме (далее — ЭС) составил 1647 мегаватт (МВт), в том числе по городу Омску — 1085 МВт (66%).

Электропотребление за 2005 г. по Омской ЭС составило 9,88 млрд. киловатт-часов (далее — кВт.ч), в т.ч. по городу Омску — 7,08 млрд. кВт.ч.

В связи с наметившимся ростом некоторых отраслей промышленности, бурным развитием жилищного строительства в городе Омске, возведением новых и реконструкцией существующих объектов культуры, спорта и отдыха, здравоохранения и образования, предполагается рост электрических нагрузок более чем на 50% и потребления электрической энергии более чем на 30% в период до 2015 года.

Покрытие растущих потребностей предполагается выполнить от существующих ТЭЦ-3, 4, 5 за счет установки в них до 2015 года новых турбин с суммарной мощностью 405 МВт и от новых блок-станций следующих промышленных предприятий: ОАО «Завод технического углерода», ЗАО «Завод пластмасс», ОАО «Омскшина», ОАО «Омский каучук». В левобережной части города планируется строительство ТЭЦ-6 электрической мощностью 600 МВт, к 2015 году планируется ввод в действие первого энергоблока мощностью 300 МВт. К 2015 году установленную мощность электростанций города Омска намечается довести до 2262 МВт, в т.ч. ТЭЦ — 2140 МВт, блок-станций — 122 МВт.

Для передачи электроэнергии от генерирующих источников к потребителям намечено развитие электросетевого строительства.

В Левобережной зоне — основной строительной площадке города Омска — до 2010 года необходимо построить 4 понизительные подстанции (далее — ПС) 110/10 кВ («Весенняя», «Прибрежная», «Метро», «Заречная»), до 2015 года (при условии выноса существующего аэропорта) — еще ПС «Взлетная» и ПС «Молния» в I планировочном районе, с мощностью двух трансформаторов в каждой 40 мегавольтампер (МВ.А), а также опорную подстанцию напряжением 220/110 кВ в районе ТЭЦ-6.

В Северной зоне намечено построить две подстанции: напряжением 110/10 кВ — ПС «Кристалл» по ул. 2-я Поселковая и ПС «Садовая» в районе жилого массива «Амурский-2». Кроме того, ряд существующих подстанций напряжением 110/10 кВ в связи с физической и моральной изношенностью оборудования требуют модернизации или полной замены: ПС «Кировская», «Барановская», «Центральная», «Сибзавод».

В связи с развитием существующих и строительством новых промышленных предприятий необходимо построить подстанции напряжением 110/10 кВ «Солнечная» в Северо-Западной промзоне и две подстанции в Северной промзоне для электроснабжения комплекса по производству биоэтанола.

Для подключения новых подстанций напряжением 110 кВ к источникам питания необходимо построить несколько десятков километров воздушных и кабельных линий электропередач напряжением 110 кВ как в городской застройке, так и в промзоне.

Для усиления существующих линий электропередач необходимо выполнить реконструкцию воздушных линий с заменой проводов на большее сечение, и в первую очередь на участке от ТЭЦ-3 до ПС «Лузино».

Намечена прокладка нескольких кабельных линий напряжением 110 кВ:

  • от ПС «Весенняя» до ПС «Новая» и до ПС «Метро» на ЛБИ;
  • от ПС «Фрунзенская» (по ул. Госпитальной) до ПС «Прибрежная» (у метромоста на ЛБИ), продленная до ПС «Метро», которая соединит ТЭЦ-5 с сетями напряжением 110 кВ Левобережной части города.

Предусматривается реконструкция воздушной линии напряжением 110 кВ, проходящей с нарушением градостроительных норм по городской застройке от района Московка до ТЭЦ-3, с переводом ее на отдельных участках на кабельные линии.

Для обеспечения электроэнергией новых потребителей требуется построить необходимое количество распределительных пунктов напряжением 10 кВ, трансформаторных подстанций со строительством соответствующих кабельных линий.

Все вновь сооружаемые подстанции напряжением 110 кВ в городской застройке предусматриваются закрытого типа, так как для них требуются территории меньших размеров и сокращаются санитарно-защитные разрывы до жилых и общественных зданий.

Газоснабжение

Существующее положение

В настоящий момент газоснабжение города природным газом осуществляется от магистрального газопровода Тюмень — Омск через пять газораспределительных станций (далее — ГРС) в основном по двухступенчатой схеме газораспределения от ГРС. При этом от ГРС-2, 3, 4, 5, предусмотрена подача газа с выходным давлением 0,6 МПа, от ГРС-1 предусмотрена подача газа с давлением 1,2 МПа. Для понижения давления при подаче газа потребителям на низкое давление и частично на среднее давление предусмотрены газораспределительные и газорегулирующие пункты, установки и шкафы (далее — ГРП, ГРУ и ГРПШа).

По состоянию на январь 2007 года первоначальная схема реализована ориентировочно на 60% по сетям высокого давления (0,6–1,2 МПа) и по сетям природного газа низкого давления — ориентировочно на 30%.

В жилой застройке в городе в основном используется сжиженный газ от квартальных ГРУ. Большая часть систем с ГРУ и сжиженным газом была построена в 1960–1970 годах.

Первоначальная схема газоснабжения города Омска природным газом была разработана в 1982 году Новосибирским филиалом ОАО «ГИПРОНИИГАЗА» и утверждена на уровне руководства Омскгоргаза. В 1998 году схема по заказу ОАО «Омскгоргаз» была откорректирована, но не утверждена в установленном порядке. В связи с этим, существующая схема газоснабжения на данном генеральном плане нанесена в основном по материалам топографической съемки города и представленным эксплуатирующими организациями исполнительным чертежам.

В настоящее время в городе нет единой эксплуатирующей организации по газу, и контролировать исполнение единой схемы газоснабжения города невозможно. Данные, представленные ЗАО «Омскрегионгаз» по ходатайствам и годовому расходу газа за 2005 год, взяты за основу при расчете часовых расходов газа и предварительному гидравлическому расчету сетей.

В административном и имущественных планах существующая система газоснабжения разделена на множество отдельных участков между собственниками сетей с разными эксплуатирующими организациями — ОАО «Омскгоргаз», ОАО «Облгаз», ГУП «Омскгазстройэксплуатация», ЗАО «Восточные газовые сети» и другие.

Между эксплуатирующими организациями нет должной координации и единых подходов к развитию системы газоснабжения. В этих условиях отсутствие утвержденной в установленном порядке схемы и контроля за ее реализацией приводит к спонтанному, мало регулируемому строительству газопроводов в городе.

В настоящий момент система газоснабжения города в ранее запроектированном варианте не выполнена. В наличии лишь 5 источников с тупиковыми сетями, без взаимного резервирования по распределительным сетям 0,6 МПа. Схемы от ГРС ориентированы в основном на крупные промышленные предприятия. Распределительные сети для коммунально-бытового потребления и частного сектора развиты недостаточно.

По результатам проверочного расчета существующие сети в основном обеспечивают рабочий режим у присоединенных потребителей. В режиме, близком к предельному, работают сети от ГРС-4 и ГРС-5. Отдельные участки сетей при расчете по данным существующих заявок (ходатайств) уже перегружены. Нормальная работа сетей на расчетный период (на 01.01.06 г.) в этих условиях объясняется лишь тем, что не все потребители успели развить свои сети и достичь расчетных показателей потребления газа. В условиях отсутствия резервирования и загрузке, близкой к предельной, дальнейшая работа сетей становится все более ненадежной и опасной. Последствия отказа сетей в отопительный период могут быть очень значительными. Необходимы срочные меры по дальнейшему развитию источников (ГРС) и сетей. Первоочередной задачей должно стать строительство кольцующих газопроводов как распределительных, так и магистрального к ГРС-29 со строительством самой ГРС. Эти меры позволят реализовать полноценную систему газоснабжения города и значительно увеличат надежность и пропускную способность системы.

Большая часть необходимых к строительству газопроводов по предложениям института уже включена в различные утвержденные программы газификации города, и реальное выполнение этих программ позволит решить многие проблемы газификации города.

Развитие сетей газоснабжения

Основные направления развития системы газоснабжения предусматривают повышение безопасности и надежности этой системы путем строительства новой газораспределительной станции № 29 с подключением к магистрали и строительства кольцующих газопроводов в соответствии с планируемой застройкой.

По решениям данного генерального плана формирование основных распределительных сетей и кольцующих газопроводов высокого давления до 2015 года должно быть в основном завершено. В дальнейшем основной объем работы будет вестись в направлении развития сетей от распределительных газопроводов до потребителей. Одной из основных задач до 2025 года останется перевод существующих микрорайонов города с сжиженного газа на природный. Это микрорайоны Советского, Центрального, Октябрьского и Ленинского административных округов.

Учитывая также завершение в этот период первого эксплуатационного цикла газораспределительных сетей в городе (40–50 лет), уже в ближайшее время возникнет проблема массовой замены или модернизации сетей. Это коснется в первую очередь разводящих сетей сжиженного газа от ГРУ, построенных в 50–60 годы. Основным направлением в этой работе видимо станет модернизация сетей с применением полиэтиленовых труб путем протяжки их в старых трубах без вскрытия траншей. Для этого периода будет характерным массовое применение полиэтиленовых труб во всех разводящих сетях. Возможен и весьма вероятен при реконструкции жилой застройки полный или частичный отказ от применения газа на пищеприготовление с переходом на применение электрических плит. С развитием более компактных и безопасных газорегулирующих устройств возможно изменение норм по установке их непосредственно у потребителя и увеличением давлений в сети. Это может существенно изменить диаметры и схемы разводящих сетей до потребителя. Развитие схемы и появление нового оборудования неизбежно приведет к необходимости перехода на автоматизированные схемы управления системой для обеспечения ее безопасной, надежной и легко регулируемой работы. Все эти вопросы необходимо рассмотреть и учесть при разработке детальной схемы газоснабжения города на основе утвержденного генерального плана.

На данной стадии разработки генплана проработаны укрупненные показатели расхода газа на новую застройку и основные решения по сетям для обеспечения этой застройки газом. Диаметры проектируемых газопроводов приняты в основном по ранее разработанной схеме и требуют уточнения при рабочем проектировании отдельных сетей или при дальнейшей, детальной проработке полной схемы газоснабжения города по утвержденному генеральному плану.

Инфраструктура связи

Инфраструктура связи включает в себя системы телефонной сети и сети проводного радиовещания, приемной телевизионной сети, общегородской информационной сети. Основные направления развития инфраструктуры связи предусматривают:

  • повышение емкости телефонной сети, достигаемой модернизацией и расширением существующих АТС, строительством новых цифровых АТС, предоставляющих абонентам современные услуги и качество связи, высокоскоростной доступ к Интернету;
  • проектирование и строительство новых опорных узловых станций трехпрограммного радиовещания и звуковых трансформаторных подстанций;
  • увеличение транслируемых в эфире общегосударственных, городских и коммерческих ТВ каналов, переход на цифровое ТВ вещание, строительство нового городского телерадиоцентра с новой телевышкой, вынос существующей телевышки из зоны перспективной высотной застройки;
  • проектирование и строительство высококачественных систем телерадиоприема с отказом от строительства систем ТВ приема по т.н. схемам «антенна на подъезд» и «антенна на дом», внедрение современных широкополосных аналоговых и цифровых систем кабельного телевидения с введением в системы каналов спутникового приема. Предусматривается внедрение систем приема телевидения высокой четкости (ТВЧ) и систем приема объемного звукового сопровождения, интерактивных систем, предусматривающих услуги по заказу, в том числе платные; доступ абонентов сети к ресурсам общегородского центра, к системе электронных платежей за коммунальные услуги, доступ к библиотекам, фильмотекам, игротекам и базе данных муниципальных служб;
  • проектирование и строительство общегородского информационного центра (ОГИЦ) в пристройке к зданию городской администрации. Проект единой информационной сети города выполняется для передачи высокоскоростных потоков жителям города, заинтересованным муниципальным и коммерческим организациям. В основе проекта — сеть на основе волоконно-оптических линий связи (ВОЛС), объединяющих ОГИЦ, районные информационные центры и конечного пользователя — жителя города;
  • проектирование и строительство цифровых кинотеатров с внедрением систем непосредственного спутникового ТВЧ приема, обеспечение жителей города просмотром мировых кинопремьер в режиме реального времени.