4.2.2. Демографический прогноз

Прогноз численности населения занимает важное место в работе над Генеральным планом. От численности населения зависит выбор направлений дальнейшего территориального развития города, создание в его административных округах условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности всех социально-демографических групп населения.

К началу 2006 года численность населения города Омска составила 1138 тыс. человек, или 56% от общего числа жителей Омской области. Демографическая ситуация в городе Омске в целом не отличается от общероссийской — число умерших превышает число родившихся, а естественная убыль населения последние 3 года составляла в среднем 5,4 тыс. человек. С учетом миграционных процессов население города в период после всероссийской переписи населения 2002 года уменьшилось на 18 тыс. человек.

Текущая демографическая ситуация складывается из естественного и миграционного прироста-убыли населения. Кроме того, состав населения характеризуется определенной половозрастной структурой и уровнем образования, а миграционный поток — половозрастной структурой, целями прибытия (выбытия) и уровнем образования. Таким образом, оценка текущей демографической ситуации и исторически сложившихся тенденций является фундаментом для сценариев развития города Омска в том, что касается прогноза численности населения и человеческого потенциала.

Результаты прогноза численности населения и оценка демографической ситуации в период до 2025 года в целом по городу Омску позволяют сделать следующие выводы:

  • численность населения города Омска в существующих границах не опустится ниже 1 млн. человек даже при самом пессимистичном варианте, который рассчитывался в работе;
  • только при положительном сальдо миграции численность населения города Омска в 2025 году будет соответствовать уровню 2006 года, однако на величину естественного прироста населения в рассматриваемой перспективе мигранты практически не повлияют;
  • улучшение коэффициентов рождаемости и смертности по сравнению с зафиксированными данными за последние годы, даст дополнительно примерно 40 тыс. человек за весь рассматриваемый период;
  • основную роль в сокращении естественной убыли населения должны сыграть меры по снижению смертности лиц трудоспособного возраста, главными причинами которой являются низкий уровень жизни (денежные доходы) значительной части населения и недостатки в организации работы всей системы здравоохранения;
  • основной потенциал роста рождаемости и, соответственно, естественного прироста населения сохраняется только в возрастной группе женщин 17–25 лет, а по остальным возрастным группам он практически исчерпан;
  • почти в 1,5 раза увеличится демографическая нагрузка на 1000 человек трудоспособного возраста, что существенно повлияет на структуру доходов и расходов населения, его общую платежеспособность;
  • сохранение к расчетному сроку численности населения примерно на уровне 2006 года позволяет провести качественные преобразования в хозяйственном комплексе города Омска, повысить обеспеченность его жителей объектами и услугами социально-культурной сферы, улучшить их жилищные условия.

Половозрастная структура населения во всех округах такова, что к 2025 году без миграционного притока число жителей каждого округа будет уменьшаться, даже при значительном улучшении коэффициентов рождаемости и смертности.

С учетом всех прогнозных расчетов, в том числе максимально допустимой численности населения Кировского административного округа, а также основываясь на анализе современного уровня социально-экономического развития округов, была выработана концепция формирования внутригородской системы расселения и определена оптимальная численность населения административных округов, что представлено в таблице № 2.

Таблица № 2. Прогноз-предложение оптимальной численности населения административных округов города Омска (тыс. чел.)
Административный округ 2006 г. 2025 г. Рост (+), уменьшение (–)
Кировский 239 280,0 42
Ленинский 202 167,0 –35
Октябрьский 168 152,0 –16
Советский 261 233,0 –28
Центральный 270 300,0 30
Итого по городу 1139 1132,0 –7

В основу концепции положено создание мощной центральной оси города Омска, объединяющей Центральный и Кировский административные округа, в развитии которой важную роль играет соединивший эти округа метромост, по которому уже в ближайшие годы пройдет линия метро. При этом город Омск сохранит относительную компактность, что позволит сэкономить значительные бюджетные средства на строительстве и финансировании инфраструктурных объектов.

Оптимальная численность населения Центрального административного округа к 2025 году должна составить примерно 300 тыс. человек, а округ должен сохранить функции административного и культурно-исторического центра города Омска и Омской области. Рост числа жителей обусловлен не только значительными резервами для строительства жилья, но и престижностью округа, располагающего к тому же более развитой инфраструктурой и наибольшим количеством рабочих мест по сравнению с другими округами.

В жилищном строительстве особое место отводится регенерации жилья, главным образом за счет ликвидации индивидуальной жилой застройки, явно не вписывающейся в облик городского центра. Что касается проблемы чрезмерно большого количества людей в Центральном административном округе в часы работы расположенных здесь многочисленных организаций и предприятий, то ее решение связано не с уменьшением числа жителей округа, а выносом с его территории производственных и некоторых социальных объектов, преимущественно в Кировский административный округ.

Предусматривается продолжить дальнейшее развитие Кировского административного округа как делового и научно-образовательного центра, но число его жителей к концу расчетного периода не должно превышать 280 тыс. человек. Причем после 2010 года необходимо провести корректировку численности населения округа в зависимости от того, каким реально будет сальдо внешней миграции в целом по городу. Если оно будет близким к нулю, то численность населения округа вообще не должна превышать к расчетному сроку 250 тыс. человек. Рост численности населения округа позволит обеспечить более полную загрузку строящейся линии метрополитена. Кроме того, здесь сосредоточено примерно 60% всех площадок, выделенных в городе Омске для жилищного строительства в период до 2015 года. Немаловажное значение имеет и благоприятная экологическая обстановка. В целях улучшения обеспеченности населения округа рабочими местами и выравнивания нагрузки на транспортную сеть города Омска, целесообразно приоритетное размещение в округе учреждений высшего и среднего профессионального образования, научно-исследовательских организаций. Расположенные здесь предприятия пищевой промышленности могут быть дополнены рядом новых производств, при решении вопроса их энергообеспечения.

Выйти на предлагаемую численность населения Кировского и Центрального административных округов можно только за счет уменьшения числа жителей Ленинского, Октябрьского и Советского административных округов.

В Октябрьском административном округе, где имеются все необходимые условия для нормальной жизнедеятельности, численность населения при этом за счет естественных факторов и при отсутствии крупных площадок для новой застройки может снизиться примерно до 152 тыс. человек.

В Советском административном округе, учитывая неблагоприятную экологическую обстановку, предусматривается сокращение численности населения до 233 тыс. человек.

В рассматриваемой перспективе за этими административными округами сохранятся ведущие позиции в промышленном производстве города.

Что касается Ленинского административного округа, несмотря на имеющиеся большие резервные площади для жилищного строительства, в расчетный период здесь предусмотрено наиболее значительное снижение численности населения — с 202 до 167 тыс. человек.

При этом округ сохранит функции основного транспортного узла города.

Формирование внутригородской системы расселения с предлагаемой оптимальной численностью населения в административных округах намечается осуществлять главным образом за счет объемов строительства на их территории жилья, перераспределяя тем самым миграционные потоки в городе.

Численность населения административных округов дана в границах 2005 года, т.е. с микрорайонами Входной, Крутая Горка и Береговой, которые входят в состав Ленинского, Октябрьского и Советского административных округов. Если Береговой составляет теперь единое территориальное целое с Советским административным округом, то микрорайоны Входной и Крутая Горка находятся за пределами городской черты. Прогноз численности населения микрорайонов Входной и Крутая Горка выполнен при нулевом сальдо внешней миграции.

Таблица № 3. Прогноз численности населения микрорайонов Входной и Крутая Горка (на начало года, тыс. чел.)
  2010 2015 2020 2025
Входной 7,7 7,7 7,7 7,6
Крутая Горка 6,5 6,2 6,1 5,9

В целом следует отметить, что формирование внутригородской системы расселения является непрерывным процессом и требует уточнения каждые 5–10 лет, как и корректировка Генерального плана города Омска.