История Омска: первая половина XVIII века

Омская крепость была построена в начале XVIII века. Предпосылкой ее возникновения стала реформаторская деятельность Петра I, которая требовала огромных финансовых затрат. Одним из источников пополнения государственной казны была Сибирь, богатая пушниной и золотом.

27 июля 1715 году отряд казаков под командованием подполковника Ивана Дмитриевича Бухольца, состоявший из 3017 человек, снаряженный оружием и продовольственными запасами, на 60 судах отправился вверх по Иртышу на поиски золотого песка.

Рапорт И.Д. Бухгольца Петру I о строительстве Омской крепости, 1716 год 

Рапорт И.Д. Бухольца Петру I о строительстве Омской крепости, 1716 год

1 октября 1715 года отряд достиг Ямышева озера, на берегу которого предполагалось разбить на зиму укрепленный лагерь. 10 февраля 1716 года стоянка подверглась нападению десятитысячного войска Церим-Дондука, верховного правителя Джунгарского ханства. Началась осада крепости, длившаяся четыре месяца, в результате которой от голода, цинги и сибирской язвы погибло 2300 русских. Крепостные укрепления были разрушены. И.Д. Бухольц с остатками экспедиции был вынужден уйти из крепости, отправившись в Тобольск вниз по Иртышу. Не дойдя до Тобольска, у устья реки Оми, Бухольц, заручившись согласием губернатора Сибири князя М.П. Гагарина, заложил Омскую крепость.

Строительные работы велись по руководством участника военного похода Бухольца шведа-артиллериста Каландера в соответствии с присланным из Тобольска в 1717 году чертежом «О строении Омской крепости за Омью рекою и дворов в линию». Местом постройки был выбран берег Оми, высота которого составляла 12–15 метров.

План первой Омской крепости, 1755 год

План первой Омской крепости, 1755 год

Подробное описание Омской крепости дает историк-краевед И.Я. Словцов: «Омская крепость первоначально располагалась на открытом поле, по левому берегу Оми и походила более на укрепленный лагерь, состоящий из пяти бастионов, связанных между собой палисадом, рогатками и небольшим рвом. В крепости, впоследствии, выстроены были: деревянная церковь – Сергиевский собор, деревянная гауптвахта, дом для инвалидов пограничной линии, комендантский дом и церковь шведских пленников, в которой, за упразднением ее, помещалась управительская канцелярия. Всего, в пятьдесят с лишком затем лет, выстроено было не более двухсот домов. Там, где теперь старый гостиный двор, отведен был форштадт для пахотных казаков. Вверх по Оми стояли провиантские магазины, а за Омью квартировали три роты солдат (360 солдат), и драгунская команда (209 казаков)». Южнее Омска была возведена линия оборонительных сооружений от кочевников – форпосты. Крепость была построена из сырого березового леса. Ее общая площадь составляла около 6 гектаров. В крепость вело несколько въездных ворот, над которыми высились  деревянные рубленные сторожевые башни: Никольские, обращенные к берегу Оми, Спасские, расположенные со стороны Иртыша, с восточной части крепости – Шестаковы, с юго-восточной – Знаменские.

Макет первой Омской крепости

Макет первой Омской крепости

У стен крепости образовывались поселения. На правом берегу Иртыша расположились Губиная, Омская и Курганная слободы, между крепостью и левым берегом – Луговская слобода.

«По переписи 1725 года всех посадских и разночинцев в Омском форштадте считалось 992 человека, а по переписи 1742 года – 1092 человека». (И.Я. Словцов. Материалы по истории и статистике Омска). В первые десятилетия существования крепости большинство ее населения составляли военные (казаки, солдаты, офицерский состав), свободные переселенцы, купцы и так называемые «подлые люди», сосланные за различные преступления после наказания кнутом. Сюда приезжали также цеховые ремесленники и рабочие, бежавшие с казенных заводов.

Спецификой Сибири как колонизуемой окраины являлось преобладание мужчин и недостаток женщин. Согласно переписи, в 1762 году в Омской крепости на 100 мужчин приходилось всего 27 женщин. Поскольку отсутствие в доме хозяйки мешало мужчинам-переселенцам заниматься полевыми работами, на государственном уровне было принято решение о «снабжении русских поселенцев женами».

Крестьянки, начало 20 века

Крестьянки (фото начала XX века)

Женщин в Сибирь «для замужества» отправляли насильно на подводах; набирали их из числа осужденных. По свидетельству современников, «большинство женщин отправлялось в Сибирь за поджоги и за убийство детей, а оба эти преступления вызываются ревностью и обуславливают в ссыльной женщине присутствие пылких страстей». ( С.В. Максимов. Сибирь и каторга. СПб., 1900). Ввиду недостатка женщин замуж выходили не только девушки, но и вдовы, а также матери-одиночки с детьми. Нередки были случаи венчания женщин старше пятидесяти лет. Девушек сватали, едва они достигали 15–16 летнего возраста.

С первых лет своего существования Омск служил главным пунктом ссылки. Отсюда по Иртышской линии колодники распределялись для каторжной работы по другим сибирским крепостям. После отбывания каторги и тюремного заключения многие оставались в Омске на поселение.

Омская каторга была особым миром – сложным и страшным, который охватывал и выравнивал людей разных сословий – от политиков-поляков и преступников-дворян до простого люда и закоренелых воров и убийц. Арестантское сообщество именовалось ватагой. Во главе его стояли старшие по возрасту преступники, совершившие особо тяжкие преступления; их называли «большаками».

Всем арестантам Омского острога брили головы особым образом. Каторжники делились на разряды и различались по срокам каторжных работ: срочные (на определенный срок) и бессрочные (пожизненные). Срочным выбривали половину головы в направлении от уха до уха (переднюю часть), а бессрочным – от затылка ко лбу левую сторону. Раз в неделю арестанты обязаны били ходить в кордегардию при остроге. Бессрочных арестантов клеймили: на щеки и лоб с помощью специального железного прибора наносили буквы ВОР или КАТ (сокращенное от слова каторжник).

Клейменый каторжник

Клейменый каторжник

Каторжники носили острожную одежду с желтым тузом на спине и ножные кандалы; арестанты их называли «мелкозвон». «Форменные острожные кандалы, приспособленные к работе, состояли не из колец, а из четырех железных прутьев, почти в палец толщиною, соединенных между собою тремя кольцами. Их должно было надевать под панталоны. К серединному кольцу привязывался ремень, который в свою очередь прикреплялся к поясному ремню, надевавшемуся прямо на рубашку» (Достоевский Ф.М. Записки из Мертвого дома). Весили такие кандалы 4–5 килограммов. Каторжники носили их постоянно. Расковывали человека только в том случае, если он выходил на свободу или умирал.

Одним из основных способов перевоспитания преступников были телесные наказания – битье розгами, палками, шомполами. Во время экзекуций люди нередко умирали.

Каждый день арестанты ходили на работы на берег Иртыша (сегодня там располагается пляж Центрального округа), где разбирали старые лодки, обжигали и дробили алебастр, месили глину, а также разгребали снег, ремонтировали здания на городских улицах. Часто по пути следования на место работ арестанты получали от местных жителей милостыню – мелкие монеты или еду. Во время праздников и великих постов каторжане освобождались от работ, посещали церковь, где каялись в грехах, молились и исповедовались.

Клеймо

Клеймо

Национальный состав населения области формировался в процессе заселения территории. Сюда направлялись на службу или ссылались русские, немцы, украинцы, поляки, белорусы и представители многих других национальностей. Коренными жителями региона являются сибирские татары и казахи, перешедшие к оседлому образу жизни.

С устройством Омской крепости начинается активное земледельческое освоение близлежащих территорий русскими крестьянами. Быт русских поселенцев Сибири организовывался по русским традициям: вместо юрт, которые строили аборигены, возводились дома с деревянным полом, печами, слюдяными окнами и баней.

Наталья Елизарова, к.и.н., автор-составитель